Пособия к проведению занятий

Для глухого ребенка, как и для любого дошкольника, основной деятельностью является игра. Поэтому занятия, о которых пойдет речь в этой главе, должны также проводиться в игровой форме. Каждую игру вы должны подчинить решению какой-то определенной учебной задачи. Это будут так называемые дидактические игры. Они ни в коем случае не должны вытеснять из режима ребенка самостоятельную игру.

В зависимости от учебной цели, которую вы перед собой ставите, занятие можно провести сидя на полу (на ковре), перед зеркалом, на прогулке, но со временем такого рода игры-занятия нужно будет проводить только в установленном вами месте.

Приступая к занятиям с ребенком, помните, что кроме конкретных заданий: развить у ребенка внимание, наблюдательность, умение подражать, память, подготовить к усвоению речи – перед вами стоит задача огромной важности: воспитать у ребенка интерес к учению, любознательность, умение сосредоточенно работать, радоваться успехам, преодолевать трудности. Это качества, необходимые каждому человеку. Вооруженный ими, глухой человек может достигнуть таких высот своего развития, на которых ему откроется все многообразие, вся красота и радость жизни.

Начав обучение ребенка в раннем возрасте, вы должны быть очень осторожны, чтобы не утомить его, не вызвать у него неприязни к занятиям; поэтому строго придерживайтесь перечисленных ниже правил, иначе быстрый успех в начале учения может смениться отрицательным отношением ребенка к занятиям.

С самого начала занятия должны проводиться весело, интересно. В процессе занятий поощряйте и подбадривайте ребенка. Постепенно приучайте его к систематическому труду – учению. Не удивляйтесь и не сердитесь, если на первых порах ребенок не захочет заниматься, будет убегать от вас или просто закрывать глаза, понимая, что это отличное средство избавиться от неинтересного занятия.

Начиная заниматься с ребенком, ставя перед собой задачу выполнить все то, что дано вам в качестве программы обучения, сознавая важность обучения, твердо помните, что обучение – это единственный путь формирования речи, не только средство развития умственных возможностей глухого ребенка, но и одно из могучих средств воспитания его личности, характера, умения жить в коллективе. Нельзя делать никаких уступок в соблюдении ребенком норм поведения. Что это значит? Вы требуете, например, чтобы ребенок принес игрушки к занятию. Он балуется, не хочет. Быстрее самому принести игрушки, чем заставить это сделать ребенка. В другом случае он не обращает внимания на ваше замечание сесть или вымыть руки. Вам жаль дорогого времени, выкроенного для занятий, и здесь вы не выдерживаете и уступаете ему.

Плохо сидит на занятиях. Ну, ладно! Сегодня обойдется. Жаль времени. Пусть лучше больше прочитает. Вам кажется, вы поступились мелочью во имя важного. Нет. Вы принесли в жертву более существенное. Ребенок начинает проявлять небрежность уже в самих занятиях. Так, он кое-как складывает фигуры из палочек, а ведь вы хотите воспитать у него внимание, точность, подражание. Вот он небрежно дактилирует слово, нечетко повторяет знаки. Здесь уже снисходительность – прямая помеха результатам обучения. Во всех случаях ваша уступка – угроза воспитанию личности ребенка. Все эти требования следует выполнять неукоснительно. Кроме того, не следует забывать: воспитывая у своего ребенка навыки правильного поведения, вы непременно должны сочетать это с обучением соответствующему слову. Благодаря этому вам удастся ввести в словарь ребенка такие важные для воспитания поведения слова, как можно, нельзя, надо, верно.

А ведь от этих первых – нельзя, не разрешаю, можно – зависит успех воспитания. Само по себе слово нельзя, разумеется, не имеет магического действия. Оно станет значимо для ребенка только в том случае, если будет правильно и неизменно с ранних лет использоваться теми, кто с ним общается. Суть употребления такого рода слов состоит не только в том, чтобы научить ребенка понимать их значение и запомнить их, но в том, чтобы на основе умелого их применения в общении с ребенком воспитать у него нормы поведения, знание того, что можно, а чего нельзя делать.

К четырем-пяти годам ребенку необходимо объяснить, почему именно нельзя так поступать. Последнее как раз и приводит к формированию более сознательного поведения. Как можно скорее вводите в обиход ребенка такие необходимые в жизни слова, как хорошо, плохо, спроси, попроси, помоги, поблагодари, сделай сам, не кричи, молодец и т. д.

У вас опять возникает вопрос: как, зачем говорить все эти слова ребенку, если он их не понимает? Да, сначала не понимает. Но вы подумайте, как же он научится их понимать, если эти слова ему никогда не говорили? Если они ни в каком виде – ни на слух, ни путем чтения – не были им восприняты?

Воспитывая ребенка, обучая его тем или иным действиям и каждый раз, при этом пользуясь соответствующими словами, вы, естественно, и научите его их понимать. Сравните: вы впервые говорите слышащему малышу: “Нельзя!” Соответствующие ваши действия, неприятные последствия, связанные с нарушением запрета, помогают ребенку понять значение этого слова. Еще несколько раз вы употребите то же восклицание, сопровождая его мимикой лица, и придет время, когда вы сможете произнести слово совершенно спокойно – ребенок его поймет. Он запомнил слово и понял его значение. Тот же процесс происходит и у глухого ребенка. Разница только в том, что ребенок должен не услышать, а увидеть слово: произнесенное, написанное на табличке или сказанное рукой. Усвоение слова таким путем на первом этапе обучения проходит медленнее. Но систематически, не упуская ситуаций, в которых слово должно быть сказано, не ограничиваясь мимикой лица, а, непременно произнося слово устно или дактильно, вы увидите, как через некоторое время ваш ребенок станет безошибочно узнавать это слово и соответственно реагировать на него, а потом и сам скажет его при случае. “Нельзя”, – продактилировала Ира Л. трех с половиной лет девочке, сидевшей неправильно. “Молодец”, – похвалил четырехлетний Валерик К. гостя, который, войдя в дом, снял шапку. “Помоги”, – обратилась Галя В. трех с половиной лет (третий месяц обучения) к воспитательнице, испытывая затруднения при одевании.

Как ни коротки и ни просты ваши занятия с ребенком, вы должны обязательно к ним заранее готовиться. Подготовка к занятиям и их организация происходят так.

Если другие члены семьи смогут заниматься с ребенком, разделите между собой обязанности по обучению. Например, отец утром делает с ребенком зарядку (это одновременно и упражнение на развитие подражания), выполняет гимнастические упражнения или проводит игру. Мать играет, упражняя и развивая его внимание, умение подражать на другом материале. Бабушка займется этим же на прогулке, используя для этой цели другую игру. После обеда сестренка или брат поиграет с ним. Придя с работы, отец, а перед сном мать уделяют ребенку по 5–10 минут на упражнения в подражании. В общей сложности это не более 60–75 минут в течение дня, с большими перерывами. Нельзя заменять эти несколько коротких занятий двумя (по 40–30 мин).

С ребенком двух лет можно заниматься, начиная с 5–8 минут с последующими десятиминутными перерывами, в общей сложности не более 25 минут.

С ребенком 3–4 лет – 35–40 минут (два занятия с десятиминутным перерывом между ними).

Для каждого занятия необходимо подбирать упражнения, разнообразные по содержанию, форме и характеру проведения; так, вы включаете в первое занятие одну игру на развитие подражания, другую – на развитие памяти или совершенствование внимания. На втором занятии – упражнения на развитие дыхания, голоса, слухового восприятия или обучение чтению. Чередуйте порядок упражнений: сегодня начинайте с подражательных игр, завтра – с игр на развитие внимания, в другой день – с обучения произношению.

Не перегружайте ребенка упражнениями, даже если они разнообразны и интересны ему. Следите, чтобы ребенок не утомлялся. Ребенок начал вертеться, отвлекаться, зевать – значит, он устал. Чередуйте упражнения, связанные со зрением, с упражнениями на осязание; упражнения, которые ребенок выполняет сидя, с такими, в которых ему придется двигаться; упражнения, требующие от ребенка сосредоточения и большого внимания, с полным отдыхом.

Начинайте и заканчивайте занятие по твердо установленному сигналу. Например, поднятие руки, хлопки или складывание рук на коленях, при этом говорите: “Будем играть” или “Будем заниматься”. Закончив занятие, скажите: “Конец” или “Всё”. Условие это очень важно для воспитания организованности малыша. Если вы не установите такой порядок с самого начала, дальше будет сложнее, и организация занятий будет отнимать у вас много времени и сил.

Помните: если вы дали сигнал к началу занятий, больше отвлекаться нельзя до тех пор, пока не дадите другой сигнал – отбой. Заметив усталость ребенка, давайте этот сигнал. Не ждите, чтобы ребенок сам прекратил занятие.

Переходя к новым упражнениям, не забывайте повторить проводившиеся ранее. Чем младше ребенок, тем чаще необходимо повторять одни и те же упражнения и игры.

С вечера записывайте в специальную тетрадь план занятий с ребенком на следующий день. При этом сделайте так: план напишите на левой стороне развернутой тетради. Задания будете брать из программы, которую мы вам рекомендуем, не забывая, что они должны быть разнообразными. Каждое задание пишите в строчку. С правой стороны тетради против каждого задания записывайте, какие трудности вы испытывали при обучении, какие затруднения возникали у ребенка. Эти записи помогут вам разобраться в проделанной работе, помогут в подготовке к последующим занятиям. Кроме того, показав их специалистам, вы сможете получить конкретные указания и помощь, которая будет не просто советом, а квалифицированной консультацией, с учетом особенностей вашего ребенка. Записывайте, что и как вы сказали, в какой форме обратились к ребенку, как он реагировал. Отмечайте, сколько раз повторили то или иное слово, пока он запомнил. Это важно для того, чтобы вы овладели разными приемами обучения. Не надейтесь на свою память и записывайте все мелочи. Не пишите общие слова: “Быстро усвоил. Внимательный. Плохо смотрел”, а подробно. Например: “Два раза сделал упражнение, в третий раз не захотел, убежал; внимательно смотрел и не отвлекался; с флажками охотно делает упражнения на развитие движений, а без них не хочет поднимать руки; нанизывает кольца на стержень верно; в подборе цвета ошибается (напишите, какие именно цвета он путает). Показывает вместо р знак н, но, когда ему медленно показали, как нужно сложить пальцы, исправил ошибку сам”. Прочитав такие подробные записи, специалист даст вам конкретные указания, как исправить ошибки, как преодолеть трудности. Вы будете усваивать и совершенствовать методику обучения. Если вы не сможете получить консультацию лично, такие записи помогут получить ее письменно.

Записывайте побольше, поточнее, не откладывая. Память упустит детали, а в деле обучения они очень важны.

Оформляя уголок для игрушек, постарайтесь сделать так, чтобы в нем можно было проводить и занятия. Расположите его поближе к свету, постелите коврик. Поставьте прямоугольный (а не круглый) столик, соответствующий росту ребенка, повесьте одну-две цветные репродукции, изображающие животных, натюрморт, пейзаж. На специальной подставке или на окне, поставьте цветы, но так, чтобы ребенок мог их достать и поливать. Прибейте полочку, расставив на ней игрушки; когда ребенок научится различать буквы, к каждой игрушке подставьте табличку с ее названием. От вас зависит научить ребенка выполнять все доступные его возрасту обязанности, связанные с содержанием в порядке уголка.

В специальной коробке храните все необходимые пособия: игрушки, картинки, таблички со словами, которые вы используете на занятиях. Разложите их по коробкам, конвертам, сделайте на них соответствующие надписи. Повесьте в уголке наборное полотно (рис. 4). В него вставьте несколько обиходных выражений, которые могут понадобиться в ходе занятий. По мере усвоения ребенком слов и выражений вы будете их пополнять и менять. Это будут ваши обращения к нему и несколько слов, которыми он должен научиться пользоваться в общении.

Рис. 4. Наборное полотно, в котором располагаются таблички разговорной речи.

Например, дай, на, нельзя, спасибо, хочу спать, будем играть и т. д.; сделайте несколько фотографий членов семьи, выполняющих различные действия: ест, пьет, спит, смеется, плачет, зевает, играет, бежит; сделайте соответствующие подписи к ним и повесьте: Вова ест. Ира пьет. Лида спит. И т. д.

В ящике для занятии должны быть следующие предметы:

1) Нарядный мешочек для мелких игрушек.

2) Кукла с набором разнообразной одежды; кроватка с матрацем, постельное белье. Столик и стул для куклы. Шкаф. Буфет. Посуда. (Желательно, чтобы одна кукла была полумягкая, и ее можно было посадить, а другая маленькая целлулоидная, которую можно было бы умывать, купать).

3) Башенки (пирамидки), состоящие из трех-четырех до шести-восьми шариков или колец (две башенки однотонные и две цветные).

4) Разборные цветные матрешки, начиная с трехместных для детей 3 лет до пяти-шестиместных для более старших.

5) Четырехместные кубики-вкладыши.

6) Цветные кубики (16 или 25 штук).

7) Мозаика.

8) Парные картинки.

9) Лото малышам.

10) Лото “Ку-ка-ре-ку”.

Лото слов и фраз для более позднего периода обучения чтению и чтению с губ вы можете изготовить сами. Лото делайте по образцу, данному вам в приложении, но только без картинок. На большой карте в клетках пишите простым печатным крупным шрифтом по 4–6 слов. На отдельных карточках (для покрытия) напишите те же слова. Поскольку предметное лото легче приобрести и изготовить, вы для лото-слов используйте названия действий, обиходные выражения.

Например:

Бежит Идет Несет
Можно Нельзя Спасибо

11) Таблички со словами, которые вы используете в общение с ребенком на занятиях (методику написания табличек см. в гл. VI).

12) Пособия для развития дыхания и голоса (см. гл. VII).

Разумеется, все эти пособия вы приобретаете и заготавливаете постепенно. На занятиях вы их используете периодически, меняете и вновь возвращаетесь в соответствии с учебными задачами, которые будут стоять перед вами.

Чтобы успешно проходило обучение ребенка, вы должны знать следующее.

Дети отличаются друг от друга по способности чувствовать, запоминать, мыслить: есть рассеянные, есть наблюдательные; одни быстрее запоминают и затем быстро забывают, другие, наоборот, дольше заучивают, но и помнят потом дольше, прочнее.

Эти индивидуальные различия влияют на развитие ребенка, на продвижение его в обучении, в усвоении речи.

Если ребенок еще не посещает детский сад, надо проводить занятий побольше; больше надо проводить занятий и тогда, когда он будет у вас на каникулах. Развлечения, режим, отдых ребенка при вашем участии должны стать для него средством общего развития и, в частности, речевого. Если вы в это время не будете специально уделять внимание закреплению усвоенного им в детском саду, использовать специальные средства для обогащения его представлений и сообщения ему новых слов, ребенок за время пребывания с вами не только не приобретет ничего полезного для своего развития, но и утратит уже приобретенное.

Иногда приходится слышать: “Ну зачем я буду его учить, пусть его в детском саду научат!”

Родителям необходимо помнить, что занимаясь с ребенком дома, вы тем самым умножите результаты его воспитания и обучения, даже если он посещает детский сад. Не подменять воспитателей и педагога, работающих с вашим ребенком, а действовать с ними вместе, согласованно, пользуясь их советами и указаниями, читая при этом специальную литературу.

ГЛАВА V

ПЕРВЫЕ ШАГИ В ОБУЧЕНИИ

Наши рекомендации