Логика образовательной деятельности

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: Пересказ сказки Братьев Гримм «Горшочек каши»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие»

Задачи:

Речевое развитие

а) Расширять, активизировать словарь по теме «Посуда. Продукты питания».

б) Уточнить и активизировать словарь, характеризующий эмоции человека.

в) Развивать фонематическое восприятие.

г) Совершенствовать грамматический строй речи: закрепить умение образовывать относительные прилагательные от существительных.

д) Развивать умение последовательно и логично пересказывать прослушанное литературное произведение детьми по цепочке.

2. Социально – коммуникативное развитие

- Воспитывать желание поддерживать беседу, внимательно слушать высказывания других детей.

- Поощрять стремление высказывать свою точку зрения.

- Формировать умение проявлять интерес к высказываниям сверстников.

- Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.

- Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии.

Познание

Формирование целостной культуры мира

- Совершенствовать способности к обобщению.

Познавательно-исследовательская и продуктивная

- Совершенствовать способность сравнивать, анализировать, обобщать.

- Формировать умение понимать и различать эмоциональное состояние другого человека в изображении, в действительности.

Формирование первичных представлений

- Уточнить и систематизировать понятия по теме «Посуда. Продукты питания».

- Расширять представления детей об эмоциях человека.

4. Художественно - эстетическое развитие

- Вызывать интерес и эмоциональный отклик к восприятию художественных произведений.

- Развивать творческое воображение и способность изображать художественный образ сказочных персонажей через пластику движения, мимику, жесты, интонацию.

Методы и приемы:

· практические (игры, упражнения);

· наглядные (рассматривание, наблюдение, показ способов действий);

· словесные (чтение, беседы, объяснения, решение проблемных ситуаций, рассуждения).

Материалы и оборудование:

Предметные картинки по теме «Посуда», текст сказки Братьев Гримм «Горшочек каши», иллюстрация к сказке Братьев Гримм «Горшочек каши», керамический или глиняный горшок, схемы и портреты с изображением эмоций, картон с изображением овала лица, карточки с различными (в зависимости от эмоционального состояния) частями лица, пластмассовые контейнеры с крупами (рис, гречка, пшено, овёс, манка), клей-карандаш на каждого ребёнка.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная - Динамическая пауза: Психогимнастика. Импровизация «Горшочек каши».
Продуктивная - Аппликация: Д/и «Закончи портрет»  
Познавательно-исследовательская - Рассматривание и сравнение изображений и схем эмоционального состояния человека. - Решение проблемной задачи.
Коммуникативная - Беседы, рассуждения, ответы на вопросы. - Д/и «Далеко - близко» - Д/и «Из чего – какая посуда?» - Д/и «Из чего – какая каша?» - Речевое упражнение «Подбери признак к предмету»
Чтение (восприятие) Чтение сказки Братьев Гримм «Горшочек каши»
Трудовая Подготовка и уборка пособий и оборудования.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
Организационный момент Д/и «Из чего – какая посуда?» - Я назову: из чего сделана посуда, а вам надо назвать какая это посуда? Посуда из стекла – … Посуда из металла – … Посуда из керамики – … Посуда из фарфора – … Посуда из глины – … Посуда из дерева – … Посуда из пластмассы - … Дети называют относительные прилагательные и садятся на стулья.   (стеклянная) (металлическая) (керамическая) (фарфоровая) (глиняная) (деревянная) (пластмассовая) Привлечение произвольного внимания. Развитие внутренней мотивации на дальнейшую деятельность.
Проблемная ситуация: (демонстрация предметных картин по теме «Посуда») - Посмотрите на картинки. Назовите одним словом, что это такое? - Как вы думаете, в чём можно сварить кашу? - Представьте такую ситуацию: вам надо сварить кашу, а у вас нет кастрюли. Что можно использовать вместо кастрюли и почему? Дети рассматривают предметные картинки, отвечают на вопросы.   (Посуда) (Кашу можно сварить в кастрюле). Дети подбирают соответствующие предметы, рассуждают, почему можно использовать данный предмет. Совершенствование умения у детей рассуждать, делать выводы.
Предварительная беседа: (Демонстрируется керамический горшочек) - Ребята, посмотрите – что это такое? - В древние времена ещё не было кастрюль, и еду готовили в горшках на печи. И только в более позднее время - в XVII веке, сначала во Франции появились кастрюли. - Сегодня мы с вами познакомимся со сказкой Братьев Гримм «Горшочек каши». - Кто знает эту сказку? - Ребята, почему это литературное произведение называется сказкой? - Мы прочитаем сказку и узнаем, о каком волшебстве в ней написано. Дети рассматривают горшочек, отвечают на вопросы. (Горшочек) (Потому что в сказке есть волшебство). Вызван интерес у детей к сказке. Умение отвечать на вопросы учителя-логопеда.
Чтение сказки педагогом Дети внимательно слушают сказку. Умение внимательно слушать.
Беседа по сказке: (демонстрируется иллюстрация к сказке) - Что же было волшебного в сказке? - Почему горшочек был волшебным? - Как начинается сказка? - Кто подарил девочке горшочек? - Как вы думаете, это была простая старушка? - Почему старушка подарила девочке горшочек? - Расскажите, какая девочка? - Что случилось, когда девочка ушла гулять? - Как закончилась сказка? Дети рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы. (волшебный горшочек) (Потому что он сам варил кашу). (Горшочек девочке подарила старушка). (Может это была волшебница). (Потому что девочка угостила старушку ягодами). (добрая, не жадная и т. д.) (Мама девочки стала вварить кашу, но забыла слова, чтобы горшочек больше не варил). Умение отвечать на вопросы полным ответом.
Д/и «Картинная галерея» - Мы с вами отправляемся в картинную галерею (демонстрируются портреты девочки, изображающие различные эмоции: спокойствие, страх, удивление, злость, растерянность, радость) - Посмотрите на портреты и назовите эмоции, которые здесь изображены. - Найдите портрет девочки, когда она собирала ягоды. - Найдите портрет девочки, когда старушка подарила ей горшочек. (демонстрируются схематичное изображение эмоциональных состояний человека) - Назовите эмоции на схемах. - Как вы думаете, что почувствовала мама девочки, когда не смогла остановить горшочек? Покажите эти эмоции на схемах. Дети рассматривают портреты, определяют и называют эмоциональное состояние, которое изображено на картине.   (спокойствие, радость) (радость, удивление) Дети называют. (Мама растерялась, испугалась) Умение определять и различать эмоциональное состояние человека в изображении.
Д/и «Далеко - близко» - Представьте, что мама зовёт девочку. Какими словами она может её звать? - Я буду звать девочку, а вы по моему голосу определите: далеко дочка или близко. (затем дети выбираются поочерёдно водящим, поощряется варьирование обращений)   (дочка, дочурка, доченька)     Дети поворачиваются к водящему спиной и по силе голоса называют «близко» - «далеко» девочка Умение различать и изменять силу голоса.
Д/и «Из чего – какая каша?» (демонстрируются пластмассовые контейнеры с крупами) Если мы сварим кашу из риса, какая это каша? - каша из гречки – … - каша из манки – … - каша из пшена – … - каша из овса – Дети рассматривают крупы и называют относительные прилагательные.   (рисовая) (гречневая) (манная) (пшённая) (овсяная) Умение правильно образовывать прилагательные от существительных.
Динамическая пауза Психогимнастика - Покажем, как обрадовалась, а затем удивилась девочка волшебному горшочку. - Покажем, как растерялась, а затем испугалась мама, когда она забыла, как надо остановить горшочек, чтобы он больше не варил. Импровизация «Горшочек каши» - Ребята, сейчас я взмахну этой волшебной палочкой, и вы превратитесь в горшочки с кашей! - Покажем, как варится, бурлит, пыхтит, поднимается в горшочке каша. Каши становится всё больше и больше. Она не помещается в горшочке и вытекает наружу.     Дети изображают радость, удивление.   Дети изображают растерянность, испуг.     Дети сидят на корточках, затем медленно поднимаются, руки постепенно разводят в стороны – изображают кашу. Произносят: «Буль-буль, пых-пых»,- сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее. Снятие напряжения, эмоциональная разрядка. Умение точно изображать эмоциональное состояние человека.
Повторное прослушивание сказки с установкой на запоминание и пересказ   Дети внимательно слушают и запоминают сказку Умение внимательно слушать. Мотивация на запоминание и пересказ.  
Пересказ сказки детьми по цепочке Дети пересказывают сказку. Интерес к высказываниям сверстников. Развитие контроля и самоконтроля за правильным произношением звуков. Умение последовательно и логично пересказывать прослушанное литературное произведение.
Д/и «Закончи портрет» (у детей на столах: листы бумаги с изображением овала лица, на лице только нос, отдельно карточки с различными, в зависимости от эмоционального состояния, изображениями частей лица; на доске - схемы эмоций) - Ребята, посмотрите, что у вас нарисовано на листочках? - Если на картине нарисован человек – эта картина называется портретом. - Ребята, что-то не в порядке с нашими портретами? - Закончите, пожалуйста, эти портреты! Для этого придумайте: · Чей это портрет? · Какие эмоции испытывает ваш герой на портрете? · Подберите части лица в соответствии с этими эмоциями и наклейте на портрет. Организуется выставка портретов. Дети подбирают и наклеивают части лица на незаконченный портрет и объясняют свой выбор.     (лицо человека)     (они не дорисованы)   При затруднении дети могут ориентироваться на схемы эмоций.     Обсуждение выставки. Умение сравнивать и анализировать. Развитие способности передавать эмоции в изображении.
Итог - Что вам понравилось? - Что нового узнали? - Что у вас лучше всего получилось? - Что у вас сегодня вызывало трудности? Дети отвечают. Осознание себя как участника творческого процесса. Формирование элементарных навыков самооценки.

Наши рекомендации