Ознакомление с окружающим. 12 страница
На прогулке и во второй половине дня.Поиграть в игру «На прогулку». Дети сами выбирают себе пару, ходят по комнате парами, берут себе куклу или другую игрушку и гуляют с ней. С отдельными детьми поиграть в мяч (прокатывать, бросать о пол и пытаться поймать).
Конструирование. «Горка во дворе»
Задачи.Развивать интерес к занятиям с крупным строительным материалом. Учить выбирать детали крупного строения, необходимые для постройки по словесному указанию воспитателя. Учить разбирать постройку и собирать детали в коробку (ящик); пополнять словарный запас детей: большой — маленький, положи — сними, разбери.
Материалы.Крупный строительный материал, куклы, одетые в зимнюю одежду (мальчик и девочка).
Содержание занятия.Воспитатель рассаживает детей на ковре полукругом. Сама садится рядом. Обращает внимание детей на крупный строительный материал, находящийся в центре полукруга, просит назвать детали (кирпичик, кубик, призма, пластина), сравнивая их с деталями из мелкого строительного материала, и называя детали по величине (большой кубик — маленький кубик и т.п.), по цвету. Затем предлагает построить большую горку из крупного строителя для кукол — мальчика Ванечки и девочки Кати (куклы одеты в зимнюю одежду). Воспитатель свои действия сопровождает словами: «Я возьму большую призму. Что я взяла? (Призму.) Какого цвета? Это будет горка. На горку надо подняться, а лесенок нет, давайте построим лесенку. Игорь, возьми большой красный кубик, а ты, Танечка, синий» и т.д. Дети приносят 3 кубика, вместе с воспитателем 2 кубика приставляют к призме, затем 1 кубик приставляют к двум кубикам, вот и получилась горка. (См. рис.)
![]() |
Далее из трех кирпичиков (пластин) делают скат (кирпичик к кирпичику, вот так ровненько). Обыгрывают горку: куклы катятся с горки, а воспитатель сопровождает действия словами:
Покатились санки вниз. Крепче, куколка, держись! Ты сиди, не упади, — Там канавка впереди! Надо ездить осторожно! А не то разбиться можно!
1 Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1987. С. 53. |
(О. Высотская «На санках»)'
Воспитатель предлагает взять кукол на улицу (на прогулку) и поиграть с ними на участке. При отсутствии крупного строительного материала можно использовать большие детали знакомого детям по форме строительного материала типа «НЕГО» или использовать уже знакомый более мелкий материал, обыгрывая его куколками маленького размера.
Рисование. «Снег, снег кружится...»
Задачи.Вызвать у детей интерес к изменениям в природе в зимнее время года, желание рисовать вместе с воспитателем. Учить ориентироваться на бумаге, ритмично располагать мазки («снежинки») внизу листа («на земле»), в середине («на деревьях, домах») по всему листу.
Материалы.Выполненная заранее воспитателем панорама улицы (60x80 см) с аппликативным изображением домов, деревьев, покрытой снегом землей. Краска гуашь (белая), кисти № 8-12, салфетки.
Предварительная работа.Наблюдения во время прогулок за изменениями в природе, снежинками, падающими на деревья, землю. Рассматривание картин, иллюстраций, чтение стихов, пение песенок о зиме.
Содержание занятия. Воспитатель спрашивает детей, какое сейчас время года, что они видели на прогулке. Уточняет их ответы: «Наступила зима, выпал снег, снежинки падают на землю, на деревья, кусты, на крыши домов. Все покрылось белым снегом. Ребята, покажите руками, как летят снежинки, «улеглись снежинки, легкие пушинки» (дети стоя 2-3 раза поднимают и опускают руки). А сейчас я спою песенку и прочитаю стихотворение про «Снег» (слова А. Барто, музыка М. Раухвергера):
Снег, снег кружится, Белая вся улица! Собралися мы в кружок, Завертелись, как снежок.
Вот какая веселая песенка», — говорит воспитатель и предлагает детям спеть ее вместе еще раз. Они поют или говорят, собираются в круг и кружатся. «А хотите нарисовать белый снежок?» — спрашивает воспитатель и показывает детям рисунок-картину, на которой аппликативно изображены деревья, дома, а снег лежит только на земле. «Нарисуем белой краской как снег, снег кружится», — говорит воспитатель и сам рисует 2-3 мазка («снежинки»). Затем предлагает детям подойти к двум сдвинутым вместе столам, на которых лежит широкая полоса бумаги («улица»). Баночки с белой краской стоят на этих же столах. Дети берут кисточки и начинают рисовать снег, располагая мазки на деревьях, домах, на земле, по всему листу.
«Снег, снег кружится, стала белой улица! — радостно восклицает воспитатель. — Снежинки на деревьях, на крышах домов, а на земле даже образовались сугробы, горки. Дети выйдут на прогулку и будут кататься с горки на санках».
Воспитатель хвалит детей, что они постарались и помогли нарисовать снежную улицу. После завершения рисования он убирает баночки с краской, кисточки и предлагает детям рассмотреть рисунок-картину. «Какая красивая получилась снежная улица, снег на ветках деревьев, на крышах домов. Все сразу изменилось и стало белым-белым», — говорит воспитатель. После рисования дети могут вместе с ним вновь спеть песенку или прочитать это четверостишие, покружиться, как «снежок». Рисунок-картину «Снежная улица» дети могут рассматривать самостоятельно. Для этого воспитатель должен повесить ее на уровне доступном восприятию детей. Необходимо также поощрять их желание рассказать о том, что они нарисовали.
Действия с предметами. «Найди предмет по картинке»
Задачи. Закреплять знания детей о предметах мебели, посуды, одежды. Идентифицировать предмет и его изображение. Находить картинки по названию изображений, по показу предмета и наоборот. Закреплять понимание слов обобщающего значения «мебель», «посуда», «одежда».
Материалы. Игрушки из числа кукольных аксессуаров, а также два набора картинок (их изображение)1: «мебель» (стол, стул, диван, шкаф), «посуда» (чашка с блюдцем, тарелка, ложка, чайник); «одежда» (шапка, шуба, шарф, платье, рубашка, брюки, варежки).
Содержания занятия. Педагог держит стопку картинок и, поочередно показывая их, спрашивает, что изображено на картинке. Дети называют изображения. Если ребенок затрудняется, взрослый показывает реальный предмет и называет изображенный, сравнивает вместе с ребенком предмет и его изображение.
Педагог раздает картинки детям. Берет вторую стопку таких же картинок и поочередно показывая картинки, спрашивает: «У кого такая картинка? Платье? У Оли!» — педагог отдает Оле идентичную картинку.
Таким образом, у каждого ребенка появляется по две одинаковых картинки. Педагог учит малышей сравнивать изображения, в процессе сопоставления взрослый побуждает называть изображаемые предметы в единственном и множественном числе, например, «платье — платья», «шапка — шапки», «чашка — чашки» и т.п.
Воспитатель предлагает малышам убрать картинки в коробочку, принимая картинки, педагог просит называть изображения, но вначале только, например, одежду, (мебель), а потом все остальные.
Занятие с картинками следует повторить через несколько дней. Этот тип занятий можно рекомендовать в индивидуальной работе в утренние и вечерние часы.
Павлова Л.И. Раннее детство. Развитие речи и мышления: Нагляд-но-дидакт. пособ. - М.: Мозаика - Синтез, 2005, 2006.
'2 Заказ 544
12* |
Речь. «Уж ты, котя-коток»
Задачи.Вовлекать детей в диалог. Побуждать использовать слова, обозначающие части тела. Соотносить выразительные движения со словами. В процессе звукоподражания уточнять произнесение гласных и простых согласных звуков. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей. Стимулировать инициативные высказывания детей.
Материалы.Кукла Маша, кот, кроватка для куклы.
Содержание занятия. Вгости к детям приходит кукла Маша. Здоровается с детьми, знакомится:
— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Маша. Кто хочет поиграть со мной, пусть назовет свое имя.
Кукла приближается по очереди к детям. Лично обращается: «Как тебя зовут? Давай потанцуем». (Воспитатель напевает танцевальную мелодию и дает возможность детям подержать в руках куклу и поманипулировать ею — «потанцевать».)
Воспитатель: «К нам еще кто-то пришел. Кто это такой? Серый, пушистый, с усами, мурлычет — мяу-мяу, мур-мур-мур. Догадались, кто это? (Демонстрирует кота.) Кота зовут Мурзик. Что это у кота? (Показывает уши, глаза, нос, усы, хвост, лапы, инициирует ответы детей.) Как мурлычет кот? (Воспитатель подносит игрушку к отдельным детям, побуждая погладить кота и показать, как он мяукает.) Дает образец: мяу, мяу. Как он мяукает?
Кот мяукает ласковым голосом. Баюкает Машу». (Воспитатель укладывает куклу в кроватку и читает потешку. Сопровождает потешку действиями с игрушками.)
Уж ты, котя-коток Котя, серенький лобок! Приди, котя, ночевать, Мою деточку качать! Уж как я тебе, коту, За работу заплачу: Дам кусок пирога И кувшин молока1.
1 Капица О.И. Детский фольклор.
«Котик баюкает: баю-баю, мяу-мяу, — говорит воспитатель. — Как баюкает кот? Как он мурлычет? (Звукоподражания вместе с детьми.) Покормим кота пирогом: кушай, котя (условное действие с воображаемым предметом). Ам-ам, пей, котя, молоко (условное действие с воображаемым предметом)».
— Кукла Маша проснулась. Потанцуем с ней. (Танцуют на ковре, приседают, топают ногами, подпрыгивают.)
Дети садятся на места. Педагог читает потешку еще раз. Сопровождает чтение действиями с игрушками. Дети «кормят» кота, «угощают» его молоком, повторяют: «Ам-ам».
В заключение игрушки прощаются с детьми.
Лепка. -«Наша Машамаленькая»
Задачи.Вызвать у детей эмоциональный отклик на слова потешки, желание передать образ девочки. Учить лепить фигурку из двух частей (столбика и шарика), плотно соединять их, дополнять фигурку аппликацией. Развивать координацию движений рук.
Материалы. Вылепленная воспитателем фигурка девочки в шапочке и шубке из цветной бумаги, склеенной в виде конуса. Стеки, клееночки, цветной пластилин, салфетки для рук.
Предварительная работа.Чтение потешек, рассматривание иллюстраций, картин с изображением ребят в зимней одежде, привлечение внимания детей к деталям одежды перед одеванием на прогулку, их называнию (шубка, шапочка, шарфик, варежки, сапожки).
Содержание занятия.Перед детьми, сидящими полукругом, воспитатель ставит вылепленную им заранее фигурку, сопровождая это словами: «Наша Маша маленькая, у нее шубка красненькая». Жестом руки обращает внимание детей на фигурку девочки, шубку красного цвета, склеенную из бумаги в виде конуса, шапочку в виде жгутика, глаза, ротик, нарисованные стекой (см. рис.). Обращаясь к детям, воспитатель говорит: «Наступила холодная зима, и все дети надели теплые шапочки и шубки.
![]() |
о |
Вот и у нашей Маши шубка красненькая. Захотела Маша погулять, но идти одной ей скучно. Хочет Маша, чтобы вы, ребята, слепили из пластилина ее подружек и надели на них теплые шубки и шапочки. Лепить фигурку надо из двух комочков. Один будет, как столбик, другой как шарик. Вы уже научились их лепить».
Воспитатель предлагает детям взять комочки и раскатывать их прямыми движениями («столбики») и круговыми («шарики»). Помогает тем, кто затрудняется. Дети раскатывают комочки в ладонях.
«А теперь плотно прижмите шарик (головку) к столбику (туловищу). Вот и получилась фигурка девочки. А чтобы ей было тепло, надо надеть шубку». Воспитатель предлагает детям выбрать по своему желанию «шубки» (конусы разных цветов, в верхней части которых есть отверстие).
Каждый ребенок самостоятельно выбирает для своей фигурки готовую шубку, надевает ее, налепляет жгутик для шапочки и руки. Воспитатель помогает тем, кто в этом нуждается. Затем стекой дети изображают глаза, рот. «Все девочки весело улыбаются, потому что им хорошо вместе с Машенькой идти погулять, покататься с горки на санках», — говорит воспитатель.
На отдельном столе он расставляет с детьми вылепленные фигурки, спрашивает каждого ребенка, какого цвета шубку он надел на свою девочку. Обращает внимание на выражение лица (веселая, смеется). В вечернее время после занятий дети могут продолжить игры с вылепленными фигурками девочек, «катать их на санках с горки».
Организация детской игры
В игре дети продолжают отражать знакомые события своей жизни, действия окружающих, поведение людей и животных. Разнообразные игрушки используются в игре как самостоятельные персонажи (куклы, зверюшки) или как необходимое оборудование (посуда, мебель, одежда, постельное белье, коляски, машины). Кубики, мячики могут использоваться как по прямому назначению (конструирование, подвижные игры), так и в качестве предметов-заместителей в сюжетной игре.
Дети еще редко взаимодействуют в игре, а даже если это и случается, не могут вести диалог друг с другом. В этом случае им легче объяснится с воспитателем, чем со сверстником — и воспитатель приходит на помощь в качестве «переводчика» между одним ребенком и другим. Вовлекая их в диалог, он помогает им понять друг друга, договориться между собой, а в дальнейшем они, возможно, справятся с этим и сами. Это подготавливает малышей к совместной игре со сверстником, в которой взаимодействие обеспечивается пониманием намерений и действий друг друга.
На занятиях и на прогулке дети ознакомились с некоторыми сезонными изменениями в природе: пришла зима, пошел снег, деревья стоят голые, птички улетели. В игре отражаются изменившиеся действия людей: кукол можно возить на игрушечных саночках (или плоской коробке на веревочке), для мелких игрушек можно построить горку (важно, чтобы она была устойчивой и не рассыпалась от каждого движения, иначе игра не состоится). Горки из кубиков в этом смысле не очень удобны; зато широкий большой лист упаковочного картона, зацепленный за полку или подоконник, легко превращается в «горку» для мелких и средних игрушек. Важно не допускать попыток детей самим скатиться с такой бумажной горки, объяснять, что это только для кукол, а под большим мальчиком (девочкой) горка сразу сломается и играть будет нельзя.
В процессе игры воспитатель всегда проговаривает названия предметов, действий, отмечает их последовательность. Это помогает детям не только закреплять речевые и игровые навыки, но и организовывать игровые действия в определенной последовательности. «Вот сейчас будем пить чай, — говорит воспитатель. — Я возьму чашки, вот они, чашки, а Сережа даст блюдечки — вот °ни блюдечки. У всех есть чашки? А блюдечки? У Зайчика нет блюдечка! Давайте вот это (бумажный кружок) понарошку будет блюдечко. На тебе, Зайчик, блюдечко».
Постепенно, по мере овладения развернутыми действиями, они сокращаются, обобщаются до жеста и слова. К 2 годам 6 месяцам это доступно уже подавляющему большинству детей. Дети используют в игре условные действия с условными предметами и игрушками (предметами-заместителями, обобщенными игрушками), могут заменить одну образную игрушку на другую: зайчик или мишка могут быть, допустим, доктором, а собачка — лисой (если нет соответствующей реалистической игрушки). Для обозначения «доктора» будет достаточно белой салфетки, повязанной на шею игрушки, а сходство с лисой исчерпывается сходным цветом или наличием хвоста.
ДЕКАБРЬ. 14 НЕДЕЛЯПланирование работы
Направленность педагогической работы.На этой неделе педагог обратит внимание на то, знают ли дети свое имя, имена других детей; создаст ситуации, в которых они проявят знание имен друг друга, используя имена собственные в диалогах с игрушками. Будет также побуждать детей вступать в парное взаимодействие со сверстниками в игровых ситуациях, основанных на понимании речи. Для развития условных действий в игре воспитатель будет обращать детей к опыту, полученному на занятиях: действия из потешек и стишков, слепленные для угощения игрушек «пирожки и булочки», сконструированные бумажные «снежки» и др. Занятия, объединенные темой «цирк» (рисование, действия с предметами), будут направлены на развитие у детей воображения, памяти, умения действовать в соответствии с целью. Постепенно начинается подготовка к Новому году: детей познакомят с живой елочкой на участке, они услышат стихи о елочке, начнут разучивать песню «Дед Мороз», поиграют «в снежки» как элемент подготовки к новогодней музыкальной игре. На занятиях физкультурой дети будут упражняться в удерживании равновесия (пролезать через обруч, перешагивать разные предметы).
Организация наблюдений. «Елочка»
Задачи.Показать детям елочку в естественных условиях, на участке детского сада (если на участке не растут елочки, воспитатель «делает елочку» из 2—3 еловых веток, заранее подготовленных и укрепленных в сугробе). Отметить особенности елочки: зеленая, на ветках иголочки.
Содержание наблюдения.Педагог подводит детей к елочке: «Посмотрите, это елка, елочка. Все деревья без листьев, голые веточки, а елочка — зеленая! Поздороваемся с елочкой, скажем: «Здравствуй, елочка!"»
После того как дети поздороваются с елочкой, походят вокруг нее, воспитатель вновь привлекает малышей к внешним особенностям деревца: «Посмотрите, есть ли на елочке листья? Нет, листиков! А почему же она такая зеленая и пушистая? Потому, что На веточках зеленые иголочки!» Приговаривает: «Аи, да елка — ветки и иголки!»
Воспитатель показывает веточку елки, дает возможность рассмотреть ее поближе. Еще раз отмечается, что елочка зеленая:
Зимой и летом Одним цветом.
Воспитатель старается создать у малышей особое настроение, привлекая внимание к елочке, называет деревце ласковыми словами: «елочка зеленая», «елочка-красавица», «елочка пушистая», «елочкадушистая» (пахнет смолой, лесом). Для создания у ребят радостногоожидания зимнего новогоднего праздника воспитатель обсуждает с детьми: как елочку наряжают в детском саду и дома, какойона становится нарядной, сверкающей, как под нее Дед Морозкладет подарки. «Послушайте, какое красивое стихотворение я вам прочитаю. И елочка послушает тоже. Это стихотворение пронашу елочку:
Ни листочка, ни травинки! Тихий стал наш сад. И березки, и осинки Скучные стоят. Только елочка одна Весела и зелена. Видно, ей мороз не страшен, Видно, смелая она».
(О. Высотская «Елочка»)'
Далее педагог предлагает малышам попрыгать, как зайчики, походить, как мишки, полетать, как птички, вокруг елочки.
Формирование культуры поведения и культурно-гигиенических навыков.У детей совершенствуются навыки самостоятельности при выполнении всех гигиенических процедур. Педагогу следует на этом этапе больше внимания уделять качеству выполнения детьми гигиенических действий. Продолжать учить детей самостоятельно открывать и закрывать водопроводные краны, не разбрызгивая воду, не намочив одежду. Приучать малышей к аккуратности при пользовании туалетом, напоминать им, чтобы при появлении потребности посетить туалет, они обращались к взрослым. Продолжать учить детей путем показа и объяснения полоскать ротпитьевой водой, не разбрызгивая воду. Перед приемом пиши следует систематически проверять, хорошо ли малыши вымыли
Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1987. С. 54.
руки (например, воспитатель говорит: «Покажите свои ладошки, кто чище всех вымыл руки? А кто их хорошо вытер?»).
Постепенно приучать детей самостоятельно оценивать свой внешний вид, исправить мелкие неполадки в одежде — застегнуть пуговицу, поправить воротник и т.д.
Для закрепления у детей гигиенических навыков можно использовать некоторые сюжетно-ролевые игры: «Аптека», «Поликлиника», а также чтение малышам фрагментов из произведений: «Мой-додыр», «Доктор Айболит» и др.
Сетка занятий
Днинедели | Занятия |
Понедельник | 1. Ознакомление с окружающим. «Как зовут твоих друзей?» 2. Физкультура. № 27-28 |
Вторник | 1. Музыка. Слушание и подпевание песни «Дед Мороз». Повторение песни «Машенька-Маша». Пляска «Приглашение» (муз. В. Жубинской, ел. И. Плаки-ды). Игра в снежки (без музыки) как подготовка к новогодней игре «Зайки-шалунишки и косолапый мишка», которая проводится только на самом празднике 2. Конструирование. «Делаем снежки» |
Среда | 1. Рисование. «Веселый цирк» 2. Действия с предметами. «Цирковые собачки» |
Четверг | 1. Речь. «У лесного родничка пили воду два бычка» 2. Физкультура. № 27-28 |
Пятница | 1. Музыка. Повторение песен «Дед Мороз» и «Пришла зима». Повторение пляски «Приглашение». Повторение игры «Погремушки» 2. Лепка. «Лепим пирожки, лепим булочки» |
Конспекты занятий
Ознакомление с окружающим. «Как зовут твоих друзей?»
Задачи.Дать представление об именах собственных: кукла Ляля, кукла Катя, зайка Степа, кошка Мурка, собачка Жучка и т.п. Закреплять в речи детей умение обращаться по имени.
Материалы. Сюжетные (образные) игрушки, имеющиеся в кукольном уголке группы.
Содержание занятия. Воспитатель обращает внимание, что у всех детей группы есть свои имена, дети называют каждый свое имя. Далее игра — занятие разворачивается по ситуации: игрушки пришли на праздник к детям. Педагог и дети дают имена своим гостям. Игрушки знакомятся друг с другом.
Взрослый разговаривает от имени каждого «гостя», игрушки обращаются к детям по именам. Малыши запоминают, как зовут всех друзей и знакомятся с ними: «Я Петя, а ты...»
Разыгрывается сценка угощения друзей. Дети узнают вкусы своих гостей: зайка Степа предпочитает морковку, кошка Мурка — мясо (колбаску) и т.п.
Угощение может быть условным (понарошку) из поролона, картона или используются муляжи — игрушки. Разыгрываются диалоги малышей с их друзьями, в процессе которых звучат обращения друг к другу по имени.
Каждая игрушка исполняет какой-либо художественный номер, например, кошечка поет, собачка танцует, слоненок трубит (играет на дудочке), куклы читают стихи и т.п.
Игрушки прощаются с ребятами и уезжают на машине.
Физкультура.
№ 27-28
Задачи. Учить проползать в вертикально стоящий обруч. Упражнять в ходьбе с перешагиванием линий, невысоких кубиков, удерживая равновесие.
Материалы. Обруч (диаметр 50 см), закрепленный вертикально между двумя стойками или стульями, скакалки, кубики, рейки.
Место проведения. Зал.
Содержание занятия. В начале занятия выполняется ходьба в чередовании с бегом, за воспитателем по периметру зала (или по краю ковра). По сигналу дети делают остановки, приседают, расходятся в разные стороны, а затем снова собираются и встают друг за другом. По предложению воспитателя найти кубики, берут из коробки по одному кубику, встают свободно, лицом к вос-
питателю и вместе с ней выполняют общеразвивающие упражнения.
1. Стоя прямо, руки вниз, в одной руке кубик. Поднять руки
через стороны вверх, переложить кубик над головой в другую руку
(при этом поднять голову, посмотреть на кубик), опустить руки
(повторить 4-6 раз).
2. Сидя, ноги вытянуты, держать кубик двумя руками на коле
нях. Повернуться в одну сторону, постучать кубиком по полу у од
ной ноги («тук-тук-тук»), сесть прямо. Повернуться в другую сто
рону, постучать кубиком у другой ноги, сесть прямо (повторить по
3 раза в каждую сторону).
3. Стоя, руки вниз, кубик в одной руке. Присесть, постучать
кубиком о пол («тук-тук-тук»), встать, поднять руки вверх, вы
прямиться, руки опустить. Переложить кубик в другую руку, сде
лать то же (повторить 4—6 раз).
4. Положить кубик перед собой. Прыгать вокруг кубика на двух
ногах, продвигаясь вперед в одну и в другую сторону. Убрать ку
бики на место. Стать друг за другом.
Воспитатель ставит обруч вертикально, ободом на пол (или укрепляет его между стойками). Далее кладет на пол скакалки (расстояние 40—50 см), а за ними ставит один за другим 6 кубиков (высота кубиков не более 10 см) на расстоянии 40—50 см друг от друга. Дети по очереди проползают в обруч, затем встают и идут, перешагивая через скакалки, положенные на пол, через кубы, стараясь не задевать их и удерживать равновесие. Воспитатель первым ставит более ловкого ребенка. Напоминает, что пролезть в обруч надо так, чтобы не задеть его. При перешагивании кубиков помогает затрудняющимся детям, поддерживает за руку, подбадривает. После прохождения «трудной дорожки» дети бегут и становятся в конец колонны (повторить 3 раза).
Подвижная игра «Пробеги-подпрыгни». Воспитатель держит в руках яркий мяч в сетке или колокольчик на ленточке на уровне выше поднятых вверх рук ребенка. Дети по очереди пробегают мимо воспитателя, подпрыгивают, стараясь коснуться рукой мяча, колокольчика (повторить 3 раза).
В конце занятия проводится игра малой подвижности «Угадай, кто как кричит». Воспитатель вместе с детьми строит круг. Затем он голосом имитирует крики известных детям птиц (петуха, воробья, курицы и др.). Дети должны угадать и вместе с воспитателем выполнить движение, характерное для данной птицы.
Ходьба за воспитателем по периметру зала, уход в групповую комнату.
На прогулке и во второй половине дня.Игра «Найди кубик». Повторить упражнения в ползании в обруч, в перешагивании через кубы с детьми, у которых эти упражнения вызывали затруднения.
легкий. Воспитатель обращается к детям: «Дети, давайте соберем снежки в корзинку, а вечером украсим ими группу, подвесим их высоко к потолку. А сейчас пойдем гулять на улицу и там скатаем настоящие снежки из снега и поиграем в них».
Конструирование. «Делаем снежки»
Задачи.Развивать интерес к занятиям по конструированию с бумагой. Учить катать комочки из мягкой бумаги разной величины. Пополнять словарный запас детей: снежки, белые, мягкие, легкие, большие, маленькие, мять, катать.
Материалы.Белая мягкая бумага двух размеров (целый лист, '/2 листа), или бумажные салфетки, или туалетная белая бумага.
Содержание занятия.Предварительно воспитатель проводит наблюдение за старшими детьми, играющими в снежки, или рассматривает картину, иллюстрацию.
Подводит детей (4-6 чел.) к окну и обращает внимание на снег, лежащий на земле:
Снежок порхает, кружится, На улице бело. И превратились лужицы В холодное стекло.
(З.Александрова. «Снежок», отрывок)1
«Нападало много снега, — говорит воспитатель, — он мягкий, белый. Помните, как дети лепили снежки из снега и играли в них? Давайте подойдем к столу, возьмем мягкую белую бумагу, сомнем ее и попробуем скатать большие и маленькие снежные комочки — снежки». Дети берут в руки бумагу разного размера, мнут и скатывают комочки, воспитатель помогает, поощряет, сравнивает вместе с детьми комочки разной величины, спрашивает: «Сашенька, какой у тебя снежок большой или маленький, а у тебя, Дашенька? А еще про снежок можно сказать, что он мягкий, легкий, давайте вместе скажем: мягкий, легкий». Далее предлагает поиграть в «снежки», дети бегают по комнате, бросают и ловят их, радуются, повторяют вместе с воспитателем прилагательные — мягкий,
' Хрестоматия для маленьких. — М: Просвещение, 1987. С. 148.
Рисование. «Веселый цирк»
Задачи.Развивать воображение, предоставлять возможность самостоятельного выбора цвета красок; располагать пятна, мазки по всему листу. Учить аккуратно пользоваться красками, промывать кисть.
Материалы.Игрушки (клоун, слоник, мишка, собачка), две полосы бумаги шириной 20 см, длиной 50 см (одна — белая, другая — желтого или красного цвета с прорезными силуэтами клоуна, мячей и наклеенными фигурками двух-трех слоников, мишек, собачек). Мольберт, краски гуашь (красная, оранжевая, синяя, голубая, зеленая, белая), плоские кисти с широким ворсом, банки с водой, салфетки.
Предварительная работа.Чтение рассказов о цирке, животных, которые в нем выступают, рассматривание иллюстраций, картин. Игры с игрушками, изображающими животных.
Содержание занятия.Перед детьми, сидящими полукругом, воспитатель ставит на стол слоника, мишку, собачку, берет в руки игрушку клоуна или сам превращается в него, надев бумажный колпак и красный нос, обращается к детям: «Здравствуйте, ребята, меня зовут клоун Бим, я хочу с вами познакомиться. Скажите, как вас зовут (воспитатель с клоуном подходит к каждому, здоровается и просит ребенка назвать свое имя). А я пришел к вам не один, а со своими друзьями Слоником, Мишуткой, собачкой Тепой. Они приглашают вас в цирк, где выступают смешные клоуны, слоники, мишки, собачки, радуют детей и взрослых. Вы ходили в цирк? Кого там видели? (Ответы детей.) Я хочу с вами порисовать красками на этой бумаге (показ)», — говорит клоун Бим.