Анализ форм общения ребенка и взрослого

Возрастной период Формы общения Содержание потребности в общении Основные средства общения Ведущий мотив в общении Значение формы общения в развитии психики
До 1 года Ситуативно-личностное            
1 – 3 года Ситуативно-деловое        
3 – 5 лет Внеситуативно-познавательное        
5, 6 – 7 лет Внеситуативно-личностное        

2. На основе анализа отрывка из художественного произведения (рекомендуются произведения Л. Пантелеева «Республика ШКИД», В.П. Крапивина «Колесо Перепелкина», «Оранжевый портрет в крапинку», «Дети синего фламинго» и др., В.К. Железников «Чучело» и др.) определить ведущую стратегию и форму межличностного взаимодействия взрослого и ребенка. Обосновать свой ответ.

Форма отчетности:письменная (печатная).

Задание 2:Анализ форм общения ребенка и взрослого, анализ форм общения детей (отрывка из художественного произведения).

Методические рекомендации: 1.На основе анализа лекционного материала заполнить таблицу 10.

Таблица 10

Анализ форм общения детей

Возрастной период Формы общения Содержание потребности в общении Основные средства общения Ведущий мотив в общении Значение формы общения в развитии психики
2 – 4 года Эмоционально-практическое            
4 – 6 года Ситуативно-деловое        
6 – 7 лет Внеситуативно-деловое        

2. На основе анализа отрывка из художественного произведения (рекомендуются произведения В.П. Крапивина «Колесо Перепелкина», «Стража Лопухастых островов», «Оранжевый портрет в крапинку», «Брат, которому семь» и др., В.К. Железников «Чучело» и др.) определить ведущую стратегию и форму межличностного взаимодействия детей. Обосновать свой ответ.

ВСЕ ВЫПОЛНЕННЫЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ СДАЮТСЯ В ПАПКЕ С ПРОЗРАЧНОЙ ОБЛОЖКОЙ, РАБОТЫ ПОДШИВАЮТСЯ В ПАПКУ В ПОРЯДКЕ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ОБЯЗАТЕЛЕН!

ОФОРМЛЕНИЕ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА:

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное автономное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменский государственный университет»

Институт психологии и педагогики

Кафедра общей и социальной педагогики

Контрольная работа

по дисциплине: «Педагогическое взаимодействие с тренингом социально-психологической компетентности»

Выполнил:

ФИО

1 курс, гр. 29ПО114

Проверил:

канд.психол.наук., доцент

Е.В. Неумоева-Колчеданцева

Тюмень 2016

Дополнительные материалы

Таблица 11

Манипулятор Актуализатор
1. Неискренность(использует приемы, методы, маневры, исполняет роли, скрывает свои истинные чувства, испытывает потребность управлять и в руководстве свыше). 1. Искренность, честность(способен проявлять свои чувства, независимо от их модальности).
2. Неосознанное отношение к ценностям жизни(видит и слышит то, что удобно и выгодно) 2. Осознанное отношение к ценностям жизни(интерес к жизни, сензитивность, восприимчивость к различным проявлениям жизни)
3. Контроль(закрытость, нарочитость, просчитывает все ходы, «вся жизнь – борьба») 3. Свобода(спонтанность, открытость). Принимает на себя ответственность за свою жизнь, стремиться к самоактуализации.
4. Цинизм(отсутствие веры, высмеивание общечеловеческих ценностей. Не доверяет себе и другим, испытывает глубокое недоверие к человеческой природе как таковой. Полагает, что в межличностных отношениях есть только две возможности: управлять или быть управлемым) 4. Доверие(вера, убежденность. Верит в себя и других, позитивно оценивает природу человека, способен справляться с жизненными трудностями, умеет «жить настоящим»).
5. Оценочное условное отношение к людям 5. «Помогающее» отношение к людям:конгруэнтность: - доверие организму; - открытость новому опыту; - освобождение от «фасадов» (или «масок» в терминологии К.Г. Юнга); - желание существовать как процесс.

Таблица 12

Краткая характеристика общих стратегий взаимодействия

и соответствующих видов отношений

№ п/п Виды отношений Характеристика
1. Доминирование Отношение к другому как к объекту или средству достижения своих целей. Игнорирование потребностей и интересов другого. Стремление обладать, распоряжаться, получить неограниченное одностороннее преимущество. Упрощенное, односторонне видение другого, стереотипные представления о нем. открытое императивное воздействие (насилие, подавление, господство, навязывание, внушение, приказ, принуждение)
2. Манипуляция Отношение к другому как к «вещи особого рода». Тенденция к игнорированию интересов и намерений другого. Стремление добиться своего с оглядкой на производимое впечатление. Скрытое воздействие с опорой на автоматизмы и стереотипы. Способы воздействия – провокация, обман, интрига, намек.
3. Соперничество Партнер по общению воспринимается как опасный и непредсказуемый. Стремление «переиграть» его, добиться преимущества. Факт воздействия признается, а цели (мотивы) скрываются.
4. Партнерство Отношение к другому как к равному. Стремление не допустить ущерба себе, раскрывая цели своей деятельности. Осторожные отношения, согласование своих интересов и намерений, совместная рефлексия, достижение договоренности.
5. Содружество Отношение к другому как к самоценности. Стремление к объединению, совместной деятельности для достижения близких или совпадающих целей. Средство взаимодействия – согласие.

Таблица 13

Наши рекомендации