Анализ форм общения ребенка и взрослого
Возрастной период | Формы общения | Содержание потребности в общении | Основные средства общения | Ведущий мотив в общении | Значение формы общения в развитии психики |
До 1 года | Ситуативно-личностное | ||||
1 – 3 года | Ситуативно-деловое | ||||
3 – 5 лет | Внеситуативно-познавательное | ||||
5, 6 – 7 лет | Внеситуативно-личностное |
2. На основе анализа отрывка из художественного произведения (рекомендуются произведения Л. Пантелеева «Республика ШКИД», В.П. Крапивина «Колесо Перепелкина», «Оранжевый портрет в крапинку», «Дети синего фламинго» и др., В.К. Железников «Чучело» и др.) определить ведущую стратегию и форму межличностного взаимодействия взрослого и ребенка. Обосновать свой ответ.
Форма отчетности:письменная (печатная).
Задание 2:Анализ форм общения ребенка и взрослого, анализ форм общения детей (отрывка из художественного произведения).
Методические рекомендации: 1.На основе анализа лекционного материала заполнить таблицу 10.
Таблица 10
Анализ форм общения детей
Возрастной период | Формы общения | Содержание потребности в общении | Основные средства общения | Ведущий мотив в общении | Значение формы общения в развитии психики |
2 – 4 года | Эмоционально-практическое | ||||
4 – 6 года | Ситуативно-деловое | ||||
6 – 7 лет | Внеситуативно-деловое |
2. На основе анализа отрывка из художественного произведения (рекомендуются произведения В.П. Крапивина «Колесо Перепелкина», «Стража Лопухастых островов», «Оранжевый портрет в крапинку», «Брат, которому семь» и др., В.К. Железников «Чучело» и др.) определить ведущую стратегию и форму межличностного взаимодействия детей. Обосновать свой ответ.
ВСЕ ВЫПОЛНЕННЫЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ СДАЮТСЯ В ПАПКЕ С ПРОЗРАЧНОЙ ОБЛОЖКОЙ, РАБОТЫ ПОДШИВАЮТСЯ В ПАПКУ В ПОРЯДКЕ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ОБЯЗАТЕЛЕН!
ОФОРМЛЕНИЕ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА:
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное автономное учреждение высшего профессионального образования
«Тюменский государственный университет»
Институт психологии и педагогики
Кафедра общей и социальной педагогики
Контрольная работа
по дисциплине: «Педагогическое взаимодействие с тренингом социально-психологической компетентности»
Выполнил:
ФИО
1 курс, гр. 29ПО114
Проверил:
канд.психол.наук., доцент
Е.В. Неумоева-Колчеданцева
Тюмень 2016
Дополнительные материалы
Таблица 11
Манипулятор | Актуализатор |
1. Неискренность(использует приемы, методы, маневры, исполняет роли, скрывает свои истинные чувства, испытывает потребность управлять и в руководстве свыше). | 1. Искренность, честность(способен проявлять свои чувства, независимо от их модальности). |
2. Неосознанное отношение к ценностям жизни(видит и слышит то, что удобно и выгодно) | 2. Осознанное отношение к ценностям жизни(интерес к жизни, сензитивность, восприимчивость к различным проявлениям жизни) |
3. Контроль(закрытость, нарочитость, просчитывает все ходы, «вся жизнь – борьба») | 3. Свобода(спонтанность, открытость). Принимает на себя ответственность за свою жизнь, стремиться к самоактуализации. |
4. Цинизм(отсутствие веры, высмеивание общечеловеческих ценностей. Не доверяет себе и другим, испытывает глубокое недоверие к человеческой природе как таковой. Полагает, что в межличностных отношениях есть только две возможности: управлять или быть управлемым) | 4. Доверие(вера, убежденность. Верит в себя и других, позитивно оценивает природу человека, способен справляться с жизненными трудностями, умеет «жить настоящим»). |
5. Оценочное условное отношение к людям | 5. «Помогающее» отношение к людям:конгруэнтность: - доверие организму; - открытость новому опыту; - освобождение от «фасадов» (или «масок» в терминологии К.Г. Юнга); - желание существовать как процесс. |
Таблица 12
Краткая характеристика общих стратегий взаимодействия
и соответствующих видов отношений
№ п/п | Виды отношений | Характеристика |
1. | Доминирование | Отношение к другому как к объекту или средству достижения своих целей. Игнорирование потребностей и интересов другого. Стремление обладать, распоряжаться, получить неограниченное одностороннее преимущество. Упрощенное, односторонне видение другого, стереотипные представления о нем. открытое императивное воздействие (насилие, подавление, господство, навязывание, внушение, приказ, принуждение) |
2. | Манипуляция | Отношение к другому как к «вещи особого рода». Тенденция к игнорированию интересов и намерений другого. Стремление добиться своего с оглядкой на производимое впечатление. Скрытое воздействие с опорой на автоматизмы и стереотипы. Способы воздействия – провокация, обман, интрига, намек. |
3. | Соперничество | Партнер по общению воспринимается как опасный и непредсказуемый. Стремление «переиграть» его, добиться преимущества. Факт воздействия признается, а цели (мотивы) скрываются. |
4. | Партнерство | Отношение к другому как к равному. Стремление не допустить ущерба себе, раскрывая цели своей деятельности. Осторожные отношения, согласование своих интересов и намерений, совместная рефлексия, достижение договоренности. |
5. | Содружество | Отношение к другому как к самоценности. Стремление к объединению, совместной деятельности для достижения близких или совпадающих целей. Средство взаимодействия – согласие. |
Таблица 13