Теория и методика воспитания
52 часа (26 ауд. + 26 внеауд.)
Освоение содержания данного модуля обеспечивает формирование следующих компетенций:
ОК — 1. ОК — 3. ОК — 6. ОК — 16. ОПК — 2. ОПК — 4. ПК — 2. ПК — 3 . ПК — 5. ПК — 7. ПК — 8.
Знать:
· содержание государственного заказа («Наша новая школа») в сфере направлений воспитания;
· сущность современных подходов к технологизации и гуманизации воспитательного процесса;
· концептуальные основы, сущность и классификации современных форм и методов воспитания;
· структуру, этапы, законы развития коллектива как субъекта воспитания;
· способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;
· способы психологического и педагогического изучения учащихся.
Уметь:
· разработать содержание воспитательной деятельности в соответствие с социальным заказом;
· отобрать соответствующие возрасту и индивидуальным особенностям формы и методы воспитания;
· оценить этап развития коллектива воспитанников и выстроить траекторию его развития;
· использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;
· осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений;
· определить сущностные признаки и продуктивность различных технологий воспитания;
· создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную воспитательную среду.
Владеть:
· современными технологиями педагогического сопровождения воспитанника с опорой на движущие силы воспитательного процесса;
· основами реализации различных воспитательных технологий;
· основами реализации операционно-деятельностного компонента воспитательного процесса;
· технологиями сопровождения роста коллектива как субъекта воспитания.
· способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;
· основами отбора, реализации и оценки эффективности технологий организации воспитательной деятельности.
Виды деятельности:
· моделирование воспитательного процесса на разных возрастных этапа;
· проектирование различных форм воспитания;
· подготовить сообщения по новым направлениям воспитания;
· разработка проектов воспитательной деятельности;
· аннотирование статей (библиографический поиск).
Продукты деятельности:
· модель воспитательного процесса (письменно или электронный вариант);
· проекты различных форм воспитания;
· дайджест современных программ воспитания;
· проект: «Функционал классного руководителя»;
· презентация «Воспитательная система школы.», «Классификация методов воспитания.», «Методический арсенал классного руководителя.»;
· терминологический словарь, кластер;
· терминологический кроссворд «Коллектив как объект и субъект воспитания», «Воспитательные системы и технологии».
Тематика лекционного курса (10часов).
Тема I. Сущность, движущие силы и базовые теории воспитания (2 часа).
История вопроса. Современная трактовка категорий воспитания: его сущность, функции и место в педагогическом процессе. Структура воспитания. Его диалектичность, специфика взаимодействия «педагог – воспитанник». Характеристики ведущих закономерностей и принципов воспитания. Сущность понятия «личность», структура и характеристики личности (жизненный план, направленность, самоактуализация, мотивы и др.); значение внешних и внутренних противоречий как движущей силы развития личности; характер закономерностей её развития; сущность и значение наследственности в развитии личности, влияние среды на становление личности, взаимосвязь развития и воспитания, значение деятельности как фактора развития личности.