Пытающегося обогнуть земной шар на гребной лодке вместе с сыном.
«Родом из 1938 года 19 августа. Появился на свет в гор. Оренбурге (Россия) в семье военного летчика (офицера) вторым мальчиком. Русский. На реке Урал в 8 лет научился плавать и управлять лодкой. А еще раньше, в 5 лет, на берегу пруда построил первый в своей жизни плот и спустил его на воду. Легкие дощечки разошлись под ногами и я оказался в воде, глотая ее, к счастью на мелком месте. Дома получил взбучку. У некоторых это были первые и последние плоты в жизни. У меня после первого неудачного плавания родилась мечта плыть и плыть. И мечта е не пропадала, не терялсь в житейских заботах.
У отца была страсть к спорту. Высококлассный спортсмен-лыжник, футболист, теннисист, стрелок передал нам с братом любовь к спорту.
Средняя школа: мы с братом Володей (1936 г. рожд.) – спортивные заводилы. Спортивные виды отца разделили поровну, но каждый добавил еще и другие: Володя – футбол, теннис, волейбол, штанга; я – лыжи, стрельба, плавание и бокс. В 17 лет – чемпион Липецкой области по боксу среди мужчин и победитель первенства по народной гребле. Несколько лет спустя – мастер спорта по боксу и серебряный призер России.
1955-57 годы. Обучался в Центральном институте физической культуры и спорта г. Москвы. Обучение прервал. Работал металлургом на Новолипецком заводе.
В 1961 году поступил в Пермский педагогический институт на кафедру физ.воспитания. После окончания в 1965 году был направлен на работу преподавателем физкультуры в Тулпанскую школу Чердынского района Пермской области.
Удивительный мир нетронутой природы: девственные леса на склонах Северного Урала, чистые, что слеза, таежные речки, обширные луга с сочной травой явились для меня, коренного горожанина, видевшего нетронутую природу из окна вагона, во время переезда семьи к новым местам службы отца, полным откровением.
Думал ли я в детстве, что судьба распорядится моей биографией так, что лучше и придумать невозможно: она даст мне дороги, по которым, чтобы пройти, жизни моей не хватит, познакомит с теми, кто уже прошел по земле трудными дорогами, с романтиками наших дней. Теми, кто, отказавшись от комфорта и бросив вызов суете, отправились в путь, чтобы увидеть красоту вселенной и пригласить на свидание с ней всех непосед.
Видение народной лодки тех мест послужило толчком к трансконтинентальному путешествию через всю страну. Чтобы добыть средства на первую экспедицию из педагога превращаюсь в лесоруба. Полтора года 78-летний лучший в округе мастер Андрей Павлович Миков строит последнюю в своей жизни лодку, которой будет уготована удивительная судьба. Полтора года мы с Валерием Лютиковым, человеком с которым совершили три первых путешествия, пройдя 13.000 километров по Европейскому кольцу, сокрушаем в поте лица тайгу, откладывая рубль к рублю на предстоящую дорогу.
9 июня 1967 года - старт большого пути. На берегу реки Колва, в дождливый пасмурный день собралось все население небольшой деревни.
- Пятница ноне, день злосчастный, отложите старт на завтра, - советует набожная Мокеевна, 60-летняя женщина, у которой я стоял на постое.
«МАХ-4» с двумя гребцами и восточноевропейской овчаркой Ватан быстро удалялась от толпы людей, мокнувших под дождем.
К нашему большому сожалению место хозяйского кота Васьки оказалось свободным, – в предстартовых хлопотах он улизнул от своего опекуна. «Трое в лодке, не считая собаки» не получилось.
Задумав путешествие от Волгограда до Владивостока в 1969 году, уезжаю в Приморский край. Сначала работаю преподавателем физкультуры в средней школе поселка Сибичи, тренером по боксу, лыжам. Затем несколько лет вальщиком леса в леспромхозе и с 1975 года по1985 год профессиональным охотником, добывая средства на путешествия.
В 1969 году в поселке Сибичи встретил, как мне тогда казалось, свою судьбу – 19-летнюю очаровательную девушку Люду, работавшую воспитателем детского сада. Вскоре Люда стала моей женой. В 1971 году родился Саша. Стремительно летит время. Зимой – таежный промысел, летом – путешествия.
1975 год. Встав в позу, молодая жена заявляет: «Или я или путешествия!». Мы разошлись с миром, договорившись, что до 6 лет сын остается с мамой, а затем мальчика воспитывает отец.
А в это время старушка «МАХ-4» неудержимо идет к заветной цели. Управляемая одним, двумя и даже тремя гребцами, четырехвесельная лодка преодолевала встречные потоки могучих рек – Енисея, Ангары, Селенги. Ни свежий ветер, ни крутая волна молодых и старых морей, ни торосы Ледовитого океана – ничто не могло остановить ее. И пройдя 31.000 километров, лодка «МАХ-4» стала на вечную стоянку в музее имени В.К. Арсеньева в столице Приморского края – Владивостоке. К сожалению, старый мастер не дожил до звездного часа своей лодки, но она, пройдя последние 1720 км по водам Тихого океана, обрела вечность.
В 1985 году возвращаюсь в Липецк к родителям и работаю специальным корреспондентом журнала «Катера и яхты». С 1988 года я еще и специальный корреспондент журнала «Вокруг света».
1986 год. Стеклопластиковая, четырехвесельная «Пелла-Фиорд» отправляется от озера Байкал до порта Тикси на берегу Ледовитого океана. Река Лена, протяженностью 4.400 км, оставалась единственной из крупных рек бывшего Советского Союза, не пройденных мною на гребной лодке.
В это путешествие я приглашаю 14-летнего сына. Его маршрут начался в Сибирских лесах, а заканчивался на берегу моря Лаптевых в зоне вечной мерзлоты.
Ничто не дает молодому человеку столько познаний, сколько дают ему путешествия. Из дневника сына: «Мы с тетей Людой (третий член экипажа – ученый биолог-охотовед из г. Хабаровска - Е.С.) идем в гостиницу. Первым делом залез в ванну с горячей водой – мерз я в последние дни страшно. Желание к постели оказалось сильнее голода. Хотя и не видел настоящей постели полтора месяца, заснуть не могу: просто не верится, что больше не будет дуть в спину холодный, свирепый ветер со снегом, не нужно будет грести днем и ночью. Радостно от того, что наперекор усмешкам о невозможности пройти на веслах 4.500 км за полтора месяца, мы все-таки прошли…»
Думал ли тогда юный Саша, что конец первого его путешествия будет началом большого пути.
В 1987 году с сыном совершаем путешествие (1500 км) от Белого моря до Москвы. Впервые в истории спортивных гребных путешествий пройдена против течения порожистая река Онега.
Позади 20 лет больших гребных экспедиций. Суммарное расстояние всех путешествий превысило окружность земли по экватору. Пришло время истинной гребной кругосветки. Это была вершина, которую еще никто не покорял. Однажды, правда, человек пересекал на гребных лодках Атлантический и Тихий океаны, но несколько попыток гребных кругосветок заканчивались скоротечно и неудачно. Последняя - в 1976 году.
Природа, одарив столь щедро человека при его рождении, вдохнула в каждого желание превосходить других, быть известным, быть предметом удивления, прославиться, и, таким образом, возложила на самого человека попечение о своем усовершенствовании.
Мне думается, путешествия – смелые, дерзкие, наполненные риском и приключениями, нужны не только тем, кто путешествует, - они необходимы также всем людям. Потому что, благодаря победам, одержанным ими над силами стихии, все человечество становится смелее и мудрее.
Путешествие, если кто хочет извлечь из него пользу, точно такой же труд, как и все в жизни. Каждое путешествие – это открытие, это разновидность творческого труда.
Хотелось не только совершить первое в мире кругосветное путешествие на гребной лодке, а совершить его по необычному, нетрадиционному маршруту, включив в него 8.000 км участка Северного Ледовитого океана. Никогда еще гребная лодка не проходила весь Северный морской путь.
Стеклопластиковая «Пелла-Фиорда» ждала своего часа в порту Тикси.
Из дневника первого этапа кругосветного путешествия от порта Тикси до порта Хатанга (море Лаптевых).
«…Так случилось, что сначала я увидел финишный участок своего маршрута. Путь в Тикси пролегал через Хатангу. Стояли последние дни июня. Под самолетом бежала тундра, усыпанная озерами. В устье реки Лена виднелись редкие льдинки, - лишь недавно закончился ледоход.
В самолете моим соседом оказался Владимир Дерковский – профессиональный летчик.
- Что вы, какая лодка? Бухта Тикси освобождается ото льда во второй половине июля. И первыми в плавание отправляются ледоколы, - осадил меня Владимир Михайлович.
- Вот за ледоколами и пойду. – отшутился я.
- Нет, за ледоколами не пойдете, - серьезно, как бы не замечая моей шутки, возразил попутчик. – За ним лед сразу же смыкается. Такое по плечу только судам ледового класса.
Выходит, тщательно разработанный маршрут – чистейшая авантюра?
«Ну уж нет, - думаю, - на месте все посмотрим. Сколько раз за долгие годы путешествий меня пугали знатоки. И столько же раз я завершал экспедиции благополучно.
Самолет уже снижался, когда под нами потянулась широкая, свободная ото льдов Быковская протока. Расположенная в восточной части дельты реки Лены, она считается ее продолжением до самого моря Лаптевых. Но само море – сплошные льды. Прикидываю на глаз расстояние от юго-восточного берега залива Неелова до чистой воды. Километров тридцать, не меньше. Ледовый старт?
Такого нельзя было и представить. Ждать же, когда лучи северного солнца растопят лед – заведомо обречь экспедицию на неудачу.
Не успеет он растаять, как начнутся заморозки. Слишком уж коротко лето на 70 градусах северной широты…
…24 июня вездеход тиксинской гидробазы подтащил «Пеллу» к кромке льда. Я стащил лодку на лед и стал тщательно укладывать снаряжение, производя балансировку на оба борта. Это было очень важно, т.к. лодка должна была скользить по льду на двухсантиметровом дубовом киле, подшитом стальной пластиной.
Вес лодки со снаряжением и двухмесячным запасом продуктов превысил 300 кг. Впрягся в лямку, дернул ее из стороны в сторону, сорвав «сани» с места и потащил по ровному, что футбольное поле, льду.
Десять минут тащу, пять отдыхаю: на большее сил не хватает. После полудня шквальный ветер принес снежные заряды. Мог ли я когда представить себе, что в разгар лета на мою голову будет с неба сыпаться снежная крупа. Угомонился, выбившись из сил далеко за полночь. Впрочем, время дня и ночи в летнюю пору далеко за Полярным кругом – дело выбора каждого, т.к. солнце за горизонт не прячется.
27 июня. Лед под тяжестью лодки стал потрескивать. Опасаясь принять ледяную купель, стал тыкать лодку утром багром в корму. Благо пригодились навыки работы на лесосплаве с этим инструментом. Провались лед подо мной, я успел бы ухватиться за корму.
По правому борту все отчетливее и отчетливее слышится шум прибоя и надвигается темная полоса. Ветер ломает лед! Скорее на берег. До него километров пять. Работаю, забыв об усталости. Как поведет себя лодка в момент торможения, как ломает кромку льда при повальной волне и ветре?
В такой ситуации еще бывать не приходилось. В висках стучит кровь, глаза застилает пот. Вся одежда им пропиталась. Устоять бы, устоять…
Спешно толкаю лодку дрыном (палкой) на берег, а льдины все ползут и ползут вслед, громоздясь одна на другую.
Ух… Пронесло! Замертво падаю в лодку. А когда через несколько часов пробудила тишина, на воде плавали отдельные льдинки. Изменившийся ветер унес разломанный лед в море. За трое суток одолел первые 30 ледовых километров. Передо мной открылись 200 км свободной ото льда воды через всю обширную дельту реки Лены с востока на запад.
17 июля. Изнурительной работе не видно конца. Идет вторая неделя, как руки не касаются весел. Я превратился в бурлака. Все чаще в дело идет топор ледоруба - приходится измельчать глыбы льда, чтобы расчистить путь для лодки. В другие сутки не удается продвинуться и на полтора километра.
13 часов. Кругом такой хаос льда, что нечего и думать о том, чтобы протащить здесь груженую лодку. Надо пробиваться к земле, переносить частями берегом снаряжение, а затем по льду перетаскивать пустую лодку.
День прекрасный! Разноцветный тундровый ковер, покрытый множеством различных цветов, залит слепящим солнцем. Как торопится жить здесь природа! Немудрено понять. Ведь за столь короткое лето, всего за два месяца, все живое должно проснуться от долгой полярной ночи, расцвести и созреть.
Ноги под тяжелой поклажей топнут в тундровом мху, да и кочки мешают. Тяжел летний ход по тундре. На третьей ходке окончательно вымотался. Едва хватило сил сварить ужин и поесть. Надо было бы убрать еду в лодку – песцы на берегу бегают, все съедят. Да где там, мочи нет. Когда проснулся, увидел, что котелки разбросаны, исчез хлеб другая еда, оставленная вчера у костра. Больше всего расстроило исчезновение хлеба, запасы его приближались к нулю. Расследование утвердило мысль, что в гости наведывался тундровый волк. Оставленные следы на плотном прибрежном песке были величиной с кулак. Из всех волков заполярный экземпляр является самым крупным. Подобный визит за годы моих путешествий уже не первый. Был даже случай, когда зверь в отлив по льду прошел к лодке, расположенной вблизи берега и украл двух гусей, заготовленных накануне впрок. Что ж уроки не пошли на пользу.
Вопреки своему ожиданию, к намеченной вчера трещине во льду пустую лодку перетащил быстрее, чем предполагал. Отдышался и пошел за поклажей. Еще издали увидел ярко красную лопасть весла, воткнутого в мох для ориентировки. Иду и думки разные думаю, по сторонам посматриваю. Глаз остановился на белесом пятне на зеленом тундровом фоне. Не было его вчера здесь, когда снаряжение носил. Смотрю в бинокль. – волк дерет тушу здорового поверженного оленя. У меня кроме охотничьего ножа ничего с собой нет. Упал наземь, отполз в низину и пошел к лодке за ружьем. Возвратившись через час, разбойника уже не застал. У моих ног лежал олень с кровяными рогами с перегрызенным горлом и немного вырванным мясом из бедра. Съел вчера зверь мою пищу, а сегодня сделал хороший подарок, поделившись со мной своей добычей.
Килограммов двадцать мяса перетащил под берег в приметное место. Вырубил в мерзлоте нишу, выложил кусками льда и положил на него мясо. Продовольственное депо прикрыл ледяной глыбой, чтобы зверь не разорил. Теперь, если не пробьюсь к открытой воде и придется выходить к людям. (а до ближайшего стана оленеводов 400 км) голодная смерть мне не грозит.
12 августа. Стремительно крутившийся последние три дня маховик событий замедляет обороты. Сижу на перроне в аэропорту Домодедово, дожидаясь электрички, и никак не могу понять необычное состояние души. И вдруг осенило! Причиной тому шум листвы соседней дубравы. 35 суток ухо не слышало родные ему звуки, а лишь завывание ветра, треск, свист, скрежете, стрельбу разрушающегося льда.
Еще три дня назад меня окружал пустынный неприветливый север. Тяжелым грузом давило одиночество. Была удивительная ясность мысли и цель, которую надо достичь.
А сегодня угодливые таксисты, выискивающие свою жертву, как бы облапошить при выходе с аэровокзала, навязчивые цыгане, попрошайки-«погорельцы» - словом обычная жизнь со всей ей присущей суетой.