Правовая основа экологического образования в России
Вершиной осознания обстоятельств и выражением отношения государства к ним является закон: в нем определяется государственная политика, характер устремлений общества, ценности народов, населяющих страну.
Высшим законом Российской Федерации является Конституция, ее отдельные статьи, позволяют судить об отношении власти к глобальным вопросам экологии планеты, о заботе государства о своих гражданах.
Статья 7 констатирует: «...политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», а в статье 9 четко обозначено: земля и природные ресурсы России используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих в ней.
Особенно значимыми являются статьи, прописывающие права и обязанности людей — две стороны одной медали: какими экологическими правами обладают граждане и о каких обязанностях они не должны забывать, любя свое отечество и стремясь к благо-
денствию в нем. Статья 42 гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». В свою очередь: «Каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (статья 58).
Глубоким и содержательным можно считать основной закон, касающийся экологии страны, — Закон Российской Федерации об охране окружающей природной среды[9],который был принят раньше Конституции (19 декабря 1991 г.), но по которому государство живет и до сих пор. В законе четко сказано: природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, основой их устойчивого социально-экономического развития, основой благосостояния человека. В законе предусмотрено все: что является объектами охраны и по каким принципам она осуществляется, в чем состоит компетенция всех субъектов РФ, всех ветвей власти и органов местного самоуправления.
Так же как и в Конституции, в данном законе представлены права и обязанности граждан. В соответствии со статьей 11 они имеют право на охрану здоровья от неблагоприятной среды, сложившейся в результате хозяйственной деятельности, катастроф или стихийных бедствий. Это право обеспечивается нормированием качества окружающей природной среды, социальным и государственным страхованием граждан, возмещением в судебном или административном порядке вреда, причиненного их здоровью в результате загрязнения среды, государственным контролем за состоянием природной среды и соблюдением природоохранительного законодательства, привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушении экологической безопасности населения.
Статья 12 предусматривает обязанности граждан, которые сводятся к тому, чтобы принимать участие в охране окружающей среды, в сбережении природных богатств, соблюдать природоохранительное законодательство, установленные нормативы качества природной среды. Ценным является то, что в обязанности граждан включено требование «постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения». Закон данной статьей призывает граждан быть неравнодушными к тому, что происходит вокруг, активно проявлять свою гражданскую позицию: создавать общественные объединения и фонды по охране природной среды, принимать участие в собраниях, пикетах, референдумах по охране окружающей среды, требовать от органов управления достоверной информации о состоянии окружающей среды, бороться за отмену решений по строительству экологически вредных объектов, ставить вопрос о привлечении к от-
ветственности виновных юридических лиц и граждан, замеченных в экологических нарушениях.
В законе представлены экономические механизмы охраны окружающей природной среды, ее нормативные качества, государственная экологическая экспертиза и требования к проектированию и размещению различных хозяйственных и военных сооружений и объектов. Не обойдены вниманием чрезвычайные экологические ситуации, зоны экологического бедствия. Большое внимание уделено особо охраняемым природным территориям и объектам (заповедникам, заказникам, национальным паркам, памятникам природы, исчезающим видам растений и животных). Целым рядом статей прописан экологический контроль — государственный и общественный.
Впервые за весь период существования СССР и РФ — и это особенно значимо — целый раздел посвящен экологическому воспитанию, образованию, научным исследованиям. В статье 73 говорится об установлении системы всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, которая охватывает дошкольное, школьное, среднее и высшее профессиональное образование, повышение квалификации и средства массовой информации. Статья 74 посвящается вопросам обязательного преподавания основ экологических знаний в учебных заведениях всех уровней. Статья 75 обязывает руководящих работников и специалистов (руководителей министерств и ведомств, различных предприятий) иметь необходимую экологическую подготовку, которая учитывается при назначении на должность, при аттестации и переаттестации работников.
Экологические, эколого-правовые знания необходимо распространять всеми доступными способами в целях воспитания бережного отношения к природе, рационального использования ее богатств — об этом гласит статья 76. Последняя статья раздела (77) посвящена науке — она предписывает всем научным и учебным заведениям страны планирование исследований, разработку комплексных программ в области охраны и оздоровления окружающей природной среды, в сфере экологического образования.
Данный закон можно считать прогрессивным не только по со- держанию, но и по способу вхождения его в жизнь — он былпрофинансирован госбюджетом, что позволило реализовать многие хорошие идеи в практике жизнедеятельности страны.
В ноябре 1994 г. Правительством РФ было принято постановление «О мерах по улучшению экологического образования населения» — это был первый документ после Форума в Рио: экологическое образование признавалось приоритетным, на него предлагалось выделять до 10% бюджетных денег. Дальнейшие постановления Пра- 17
вительства способствовали развертыванию экологического образования и воспитания в стране, в это же время была создана Федеральная целевая программа «Экологическое образование населения России» (до 2010 г.).
Однако развитие народного хозяйства России в последние годы ушедшего столетия шло замедленно и очень неравномерно ввиду трудного осуществления реформ, кризисного состояния экономики. Оно реализовывалось главным образом за счет местного бюджета отдельных регионов и некоторых фондов (например, фонда Дж. Сороса). Шаг назад стал очевидным и отчетливо проявился на очень представительном Всероссийском съезде по охране природы, который прошел при участии международных экологических организаций 3—5 июня 1995 г. в Москве [17]. В информационном сообщении об итогах работы тематической секции Экологическая информация, образование и воспитание ее председатель Г.А.Ягодин сказал: «Секция единодушно считает, что попытка создать Концепцию перехода страны на устойчивое развитие своевременна, однако она требует серьезной доработки. В ней практически не нашли отражения проблемы экологического образования, воспитания и просвещения населения.
Экологическое образование в нашей стране находится, по существу, на очень дифференцированном уровне: от очень продвинутого в ряде регионов и мест до очень запущенного и с глубоким недопониманием его роли всем обществом в целом. Вместе с тем именно экологическая образованность определяет экологическую безопасность отдельного человека, его семьи, родного места, его региона, его страны, его нации и Земли в целом».
Г. А. Ягодин высказал общее мнение участников дискуссии: должна быть организована система непрерывного и всеобщего экологического образования, необходимо ускорить разработку научно обоснованной стратегии развития экологического образования населения страны и программ ее реализации.
Тем не менее, несмотря на трудности, идеи экологического образования продолжают развиваться — они представлены в новых законодательных актах. В январе 1996 г. получил одобрение второй вариант Закона РФ «Об образовании», который ориентирует сообщество россиян на международные стандарты в области культуры. В статье 2, прописывающей принципы государственной политики в области образования, сказано, что она ориентируется на общечеловеческие ценности — приоритет отдается ценности жизни и здоровья человека, полноценному развитию личности, воспитанию уважения к ее правам, воспитанию любви к окружающей природе. В статье 14 («Общие требования к содержанию образования») сказано, что содержание образования должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, вывод обучаю-
щегося на современный уровень знания и формирование представления современной картины мира. Образование должно обеспечить интеграцию личности в национальную и мировую культуру.
Экология планеты — современная картина мира — показана выше; значит, данный закон обязан заняться экологическим образованием, в частности развитием экологической культуры у населения страны.
В апреле 1996 г. Президентом России был подписан Указ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Он предусматривает формирование системы пропаганды идей устойчивого развития, создание развитой системы непрерывного экологического воспитания и образования (СНЭВО) в качестве основы формирования экологической культуры, которая должна быть законодательно закреплена в качестве государственной экологической политики как конституционной нормы.
Законодательное собрание России (Комитет по экологии Госдумы) с 1996 г. работает над проектом нового федерального закона, посвященного проблемам экологической культуры. Двадцатого ноября 2000 г. Госдума организовала его широкое обсуждение с заинтересованными лицами.
Нужно ли говорить о проекте закона? ведь расклад событий может сложиться по-разному. На этот вопрос можно ответить словами В.Варфоломеева, председателя Комитета ВС по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов, который так напутствовал в 1992 г. публикацию выше представленного чакона об охране природы: «Считаю, что нелишним было бы ознакомить людей на местах и с проектами тех законов, которые находятся в стадии обсуждения... Ведь кому, как не специалистам и практикам на местах, вовремя указывать нам те статьи и параграфы будущего закона, которые оставляют лазейку для их невыполнения, а, значит, останутся лишь на бумаге» [Экос-Информ. — 1992 - №1. -С. 3].
Можно добавить — обсуждать надо, и не только для внесения поправок в законопроект, но и для того, чтобы общество знало, к чему (к каким идеалам) устремляется власть его государства.
Проект закона «Об экологической культуре»направлен на регулирование правовых отношений органов государственной власти, юридических и физических лиц на территории РФ, возникающих в процессе формирования экологической культуры каждого гражданина и общества в целом. В законе прописаны принципы государственного регулирования в области экологической культуры, которые заключаются в следующем.
• Формирование у обучающихся ценностных ориентации, правовых и нравственных норм поведения, получение ими знаний и
практических навыков в области экологической безопасности, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
• Преподавание самостоятельного предмета/курса экологии в образовательных учреждениях России и обеспечение их соответствующими учебно-методическими материалами на всех уровнях системы образования; экологизация учебных дисциплин системы образования РФ.
• Системность и непрерывность экологического воспитания и обучения; экологическое просвещение населения, воспитание основ экологической культуры на производстве, в быту и на отдыхе.
• Создание на всех уровнях профессионального образования преемственных учебных планов и программ экологической направленности; обязательности профессиональной экологической подготовки руководящих работников, специалистов, ведущих просветительную деятельность. И др.
В проекте указано, что действие настоящего закона распространяется на органы государственной власти, на каждого человека в целях формирования у него нравственного стереотипа поведения на производстве, в быту и на отдыхе, ответственности каждого за сохранение природы, здоровья людей и среды их проживания. Экологическое образование РФ включает все звенья, начиная с дошкольного, большое внимание уделяется экологическому образованию в Вооруженных Силах.
Статья 6, посвященная дошкольному экологическому воспитанию, содержит следующие наиболее важные пункты.
• В период дошкольного детства закладываются основы духовного развития личности — любовь к природе, нормы и правила поведения; начинает формироваться базовая система ценностей и нравственного отношения к окружающему миру.
• Родители и работники дошкольных учреждений обязаны воспитывать у детей бережное и ответственное отношение к природе и окружающей среде.
• Аттестация дошкольных образовательных учреждений производится при наличии у них программ экологического воспитания детей, экологического просвещения родителей, должности воспитателя-эколога.
В законе прописано содержание экологического образования во всех звеньях системы образования. Закон регламентирует управление в области экологической культуры, определяет федеральный компонент государственных образовательных стандартов, источники финансирования и др.
Вне сомнения, проект закона – прогрессивное явление не только для российского народа, но и для всего мирового сообщества. Время покажет, какова будет дальнейшая судьба этого проекта.
Контрольные вопросы
1. Какие глобальные экологические проблемы вы можете назвать?
2. Как развиваются демографические процессы на планете? Почему специалисты относят их к числу наиболее значимых экологических проблем? Можно ли их регулировать? Как?
3. Как развивалась потребность в экологическом образовании? Что такое непрерывное экологическое образование? Может ли оно способствовать решению экологических проблем планеты? Каким образом?
4. Что обсуждалось на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро? К каким выводам пришли его участники? Что угрожает сообществу людей на планете? Кто и как может участвовать в спасении планеты?
5. Что такое «устойчивое развитие»? Какие процессы и как необходимо их регулировать, чтобы на планете начало складываться гармоничное взаимодействие в системе «человек — природа — общество»?
6. Как развивается экологическое образование в России? Какие Законы и законодательные акты подтверждают это развитие?
Задание
Объясните экологический смысл лозунга «Мыслить глобально — действовать локально». Продумайте и выскажите свою позицию: можете ли вы лично способствовать решению экологических проблем? Если да, то как, каким образом?