Андрей КУРБАТОВ. Патриотизм. Соборность. Культура. Или Школа, которой нет в России
«Всякому имеющему дано будет,
а у неимеющего отнимется и то, что имеет…» (Лк. 19:26).
Практика известной школы Курбатовых могла бы распространиться на все школы России и ответить вызовам, которые предъявляет нам третье тысячелетие: от глобализации, экологического и экономического кризиса до заката цивилизации.
Ведущий научный сотрудник Института управления образованием Российской академии образования, кандидат технических наук Андрей Всеволодович Курбатов с коллективом учёных разработал в 1990 г. проект образовательного учреждения, обеспечивающий гармоничное развитие личности и социума. Проект получил статус социального заказа и был реализован в московском ГОУ Центре образования «Школа здоровья» № 1804 «Кожухово».
Надо отметить, что учительская династия Курбатовых насчитывает несколько столетий. Родоначальником её был Алексей Курбатов – руководитель первого в России светского учебного заведения при Петре I. Сегодня супруги Курбатовы, а также их дети продолжают нести это высокое звание учителя.
Мы беседуем с учёным А.В. Курбатовым о проблемах образования и возможности их решения.
– Андрей Всеволодович, на чём, на Ваш взгляд, должна строиться система образования в России?
– В 1969 г. на международной конференции учёные пришли к выводу, что в начале XXI в. начнётся глобальный экономический кризис, причиной которого будет морально устаревшая система образования. Над этими учёными – экономистами тогда смеялись. Сейчас никто не смеётся.
Прежде, чем заниматься образованием детей, мы должны понять, есть ли у нас традиционные ценности? Естественно традиционные ценности для русских людей заложены в Православии и во всей отечественной культуре, которая на нём основывалась. Пример тому Александр Суворов, который сам писал богослужебные тексты, пел в церкви, создал значимый труд «Наука побеждать». Далее мы проводим сравнение (ценностно-смысловой анализ): что происходило с нашей историей, когда мы стали отходить от этих ценностей. И это необходимо для того, чтобы понять, какой выбор нам сделать в настоящем, чтобы наше будущее было успешным и благоприятным.
Открыв школу в переломное для страны время – в 1990 г. и в самом неблагоприятном районе Москвы, мы сразу же провели медицинское обследование детей. И выяснили, что более 85% из них нуждаются в психокоррекции, то есть, им нужна была специальная школа. Когда мы стали проводить с детьми этот ценностно-смысловой анализ, он послужил для них стимулом личностного развития, и все неблагоприятные явления ушли сами собой: исчезла наркомания, детская проституция и преступность. На эту работу с детьми нам потребовалось два года. Заметьте, что детям ничего не навязывалось, просто менялись ценности, и что особенно важно – менялись осознанно и по их личному выбору. Раньше у них были сатанинские ценности: деньги, власть, сила. И мы им говорили, что, ничего нового в этом нет: есть Христос, а есть антихрист, и есть вечный ценностно-смысловой конфликт между ценностями Христа и ценностями антихриста. Наличие свободной воли у человека признается как религией, так и наукой. Проявление этой свободной воли, в первую очередь, заключается в выборе или творчестве системы ценностей. Люди, идущие за Христом, выбирают христианские ценности. По сути, все заповеди можно свести к одной: «Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов» (Гал. 6:2). Если интерпретировать эту заповедь на модное сегодня слово «конкурентоспособность», то это будет означать, что люди, выбравшие ценности Христа, конкурируют гармонично, то есть, соревнуясь в том, кто больше сможет помочь другим, в полном соответствии с наказом Христа, мывшего ноги своим ученикам: «Кто из вас хочет быть большим над другими, тот будь всем слугою». А можно же и наоборот: обмани ближнего своего или он обманет тебя, улыбайся в лицо, бей в спину, разделяй и властвуй, подавляй слабых и другое, чему учит отец лжи и убийства. И когда это воспитание осуществляется в режиме постоянно действующего фактора, то люди сами выбирают ценности Православия и все равно приходят к Богу, отрекаясь от служения злу. Другими словами, практика показала, что если ценностно-смысловой самоанализ осуществляется постоянно, то духовно-нравственный рост личности происходит быстро, положительно и устойчиво.
– Можно чиновничий вопрос: а как в вашей школе себя чувствовали мусульмане?
– Ни один мусульманин нам этот вопрос не задал, все с интересом изучают Православие. Был лишь один случай, когда на уроке батюшка рассказывал про Богородицу, а один мальчик – мусульманин встал и сказал: «Нам нельзя это слушать». И ушёл. Мы попросили мальчика пригласить его родителей в школу. Одновременно я пригласил муфтия. Мы спросили его, действительно ли мусульманам ничего нельзя слушать про Богородицу. Муфтий разъяснил родителям мальчика, что Богородицу и мусульмане почитают, и в свою очередь спросил у них: «Вы что ваххабиты что ли?!». Надо учитывать, что в исламе тоже есть свои секты и свои экстремисты. На этой встрече все недоразумения прекратились. Одна мусульманка ходила в наш храм и подавала записки, молилась. Мусульмане – дети и родители нашей школы – стали порой переходить в Православие.
– Как шло дальнейшее развитие учеников?
– Еще через два года у нас каждый четвертый ребенок стал победителем предметных олимпиад, творческих конкурсов – все это дети, на которых ранее поставили крест, так как считалось, что современная наука не имеет средств для вывода этих детей на уровень высокого интеллектуального развития. Еще через два года таких школьников стало 33%, еще через два года – 70 %, потом 100, потом 300 %, то есть у каждого ученика было по три диплома в год – от районного до международного уровня. Это означает, что возможности человека неограниченны. И Христос был прав, сказав: «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин 14:12). А над Ним смеялись. И я думал, что 300 % – это предел. Но ведь в последний год (2009) было – 700%, и в разных направлениях: три вида науки, три вида искусства, три вида спорта. Наше воспитание обеспечило гармоничное развитие личности за счет использования авторской технологии развития разносторонних талантов. Эта технология собственно и была разработана в поисках ответа на вопрос: как исполнить заповедь Христа о преумножении талантов. В Евангельской притче о талантах Христос говорит своим ученикам о том, что таланты, данные каждому Богом, надо преумножать, и в этом тоже состоит долг христианина. А те, кто зарывают свой талант в землю, грешат против Бога, ибо как сказано в Писании: «Кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мф. 13:10–12). А ведь это можно сделать по всей России и для всего мира, решив тем самым проблему цивилизационного стресса, которому подвержены как дети, так и взрослые.
– С чего начиналась ваша школа?
– Мы создавали программу для своих детей вместе с другими заинтересованными родителями, поэтому все участники вкладывали все силы в достижение результата. Сейчас во всем мире приобретают популярность школы, которые создают сами родители. Официальные исследования, направленные на сравнение государственных и родительских школ, показывают, что в государственных школах дети более конкурентоспособны, а в родительских школах более сохранны. Однако не следует обольщаться расплывчатой формулировкой «более конкурентоспособен». Она, отнюдь, не означает, что конкурентоспособность выпускников государственных школ отвечает требованиям современной экономики. Напротив, она оставляет желать лучшего, да и о какой конкурентоспособности можно говорить, если нет сохранности? «Калиф на час»? Кстати сказать, в частных школах у детей здоровье в десять раз хуже, по официальным данным, которые просто не афишируются. Размен значительной потери здоровья на незначительное повышение конкурентоспособности происходит потому, что родители, которые платят большие деньги, предъявляют жесткие требования к администрации, администрация – к учителям, а те в свою очередь к детям, у которых развивается хронический стресс, являющийся источником лавинообразного роста заболеваний.
Понимая эту проблему, мы сформировали социальный заказ на создание такой школы, которая могла бы обеспечить реальную конкурентоспособность детей не ценой потери здоровья, а, наоборот, на основе усвоения навыков управления своим здоровьем как одной из фундаментальных основ повышения конкурентоспособности. Для наших единомышленников было очевидно, что без преодоления кризиса духовности ни о какой конкурентоспособности речи быть не может.
Игнорировать роль Русской Православной Церкви в духовном становлении личности, семьи и общества нам всем казалось абсурдным, поэтому родители включили в социальный заказ сотрудничество с Церковью, а поскольку территориально мы находились в приходе храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, то и сотрудничали со священниками этого храма Владимиром Силовьевым, Сергием Соколовым, Валерием Мешковым и другими батюшками, которые внесли неоценимый вклад в духовное становление наших детей.
Постепенно у детей и родителей сформировался запрос не только на знание о русской православной культуре, но и на изучение Закона Божьего.
В школе организовали молельную комнату, в которой священники проводили молебны, создали музей «Заступники, защитники и подвижники Земли Русской». Из Казанского собора Санкт-Петербурга привезли писаную икону Казанской Божией Матери. В музее был выполнен фриз с изображением сцен из деяний прославленных своими подвигами во славу Отечества личностей, в том числе, Ильи Муромца, что очень часто вызывало удивление у посетителей, задававших вопрос: «Разве Илья Муромец не сказочный герой?» Наши ученики терпеливо объясняли, что это историческая личность и его святые мощи покоятся в Киево-Печерской лавре и даже подвергались исследованиям медиков, которые установили, что у Ильи Муромца, действительно, было тяжелое заболевание, не позволяющее ходить, и что исцеление произошло необъяснимым для современной науки образом.
– Владимир Даль писал: «Науки образовывают ум и знания, но не всегда нрав и сердце». А как работать над образованием детей, если в наших школах отсутствует идеология?
– Государственная идеология и цензура сейчас в нашей стране конституционно запрещены, а значит, изменилось понятие о государственном воспитании, которое раньше понималось как формирование мировоззрения в соответствии с государственной идеологией. Поскольку по Конституции никакая идеология не может быть объявлена государственной или всеобщей, то и формирование мировоззрения в соответствии с государственной идеологией – это антиконституционные действия. И оказалось, единственное, что мы можем предложить в рамках Конституции, это ценностно-смысловое самоуправление, то есть самостоятельный выбор субъектом (личностью, семьей, сообществом) главных ценностей и смыслов своей жизни. 20 с лишним лет апробации этого подхода на российских и международных форумах показали, что ценностно-смысловое самоуправление как метод саморазвития субъекта получил признание на всех уровнях – от рядовых граждан до ученых и политиков высокого ранга.
А практика показала, что в процессе ценностно-смыслового становления духовно-нравственной культуры личности, семьи и общества сами собой исчезают межнациональные и межконфессиональные конфликты, а кроме того, постепенно практикующие сами приходят к христианскому мировоззрению.
Христиан часто упрекают в том, что святой князь Владимир действовал по принципу –«кто не принял христианство, тот мне не люб», а в данном случае свободное развитие субъекта, если оно осуществляется искренне, заинтересованно и непрерывно, приводит его к истинным ценностям на основе личного, глубоко прочувствованного и осознанного выбора и волеизъявления, а также в результате приобщения к основам культуры и получения навыков творчества.
– В итоге, как Вы говорите в фильме «Курбатовы. Школа на заказ», снятом о вашей школе телеканалом «Культура», коллектив школы пришел к золотому триединству: Патриотизм. Соборность. Культура. Значит, та народная церковная школа, которую создал профессор С.А. Рачинский в 1870-х гг., после всех советских экспериментов остается идеологической и культурной основой современной школы?
– С нашей точки зрения школа Рачинского может рассматриваться как идеальная модель в условиях России второй половины XIX в., а ее фундаментальные основы можно рассматривать как эталон современной системы гармоничного развития человека, семьи, общества и природы. Мы сразу обратили на это внимание и с благодарностью восприняли все принципы школы Рачинского с поправкой на условия второй половины XX века. Например, семейное воспитание, традиции русской народной жизни и ее православные устои, такие ценности православия, как уважительное отношение к старшим, забота о пристарелых, детях, беспомощных людях, милосердие, миролюбие, взаимопомощь, трудолюбие, совестливость, патриотизм, бережное отношение к природе не могут не вызывать восхищение. В системе работы Рачинского широко использовался принцип интенсивного обмена информацией о лучших достижениях в области семейного воспитания, формах и методах образования, взаимодействия школы с семьей, требований к подготовке педагогических кадров, учебных пособиях. Наряду с семейными ценностями и традициями народной культуры С.А. Рачинский прививал ученикам любовь к научному познанию, ввел в учебный план геометрию, черчение, географию, естествознание, основы физики. Одновременно школьники приобретали профессию столяра, плотника, пчеловода, кружевницы, портнихи, а его статья «Школьное цветоводство», написанная в 1896 г., вызывает огромный интерес и в наши дни как прообраз современных программ благоустройства территории. Девиз С.А. Рачинского: «Любовь к природе, понимание ее красот – один из лучших плодов истинного образования», наверное, никогда не потеряет актуальность. По крайней мере, хочется в это верить. Создавая модель центра непрерывного образования, мы стремились, насколько возможно, опираться на опыт С.А. Рачинского, изучая его опыт по той информации, которая была нам доступна. Нам кажется, что этот подход принес очень хорошие плоды.
– Андрей Всеволодович, какой самый вопиющий недостаток сегодняшнего образования и на чем нужно выстраивать крепкое здание педагогики?
– В нашей образовательной системе нет гармонии части и целого. Сколько бы вы хорошему не учили порознь, «минус» перетянет ваш «плюс». Аристотель сказал: «Система больше, чем сумма своих частей». И если вот это «больше» направлено в плюс, тогда мы можем все. Почему и говорится: все возможно верующему. А если в «минус», мы не можем ничего, как Христос говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).
И мы это доказали научно. Организовали опрос среди полсотни учителей. И задали им такие вопросы: «Соответствует ли содержание образования возможностям ученика или превышает»? Все пишут: «Не соответствует. Превышает». Следующий вопрос: «Содержание образования в целом приносит ребенку пользу или вред?». Все пишут: Вред. И медики это подтверждают. Число стрессов постоянно растет и это явление получило название в мировой практике дидактогения – стресс, вызванный дидактикой, то есть неправильным определением того, что и как надо преподавать. За 11 лет стресс становится хроническим и перерастает в соматическое заболевание. Отсюда, мы практически не имеем здоровых детей. Далее: «Содержание образования по Вашему предмету приносит пользу или наносит вред?». Все пишут: «Пользу». А на вопрос, что нужно, чтобы освоить ваш предмет, учителя отвечают, что нужно заниматься им три часа в день. Замечательно! Но где взять это время? С точки зрения системного подхода получается, что наш педагогический коллектив является коллективным демоном, состоящим из индивидуальных ангелов. И чтобы этого не было, учителя обязаны договариваться между собой, и каждый из них должен заботиться о том, как его «часть» влияет на «целое», а образованием должен руководить человек, обладающий определенными знаниями и отвечающий за результат.
– Что за образовательная система была создана у вас?
– Мы создали систему непрерывного образования. Первое звено – это пренатальная педагогика. Родители приходили к нам за два месяца до зачатия и получали знания: как нужно организовать образ жизни, взаимоотношения. И когда они получали эти знания, у нас не было родов с отклонениями. А по заключению главного педиатра России, не более 5% родов проходит без отклонений.
Специальное звено – послеродовое развитие, затем – ясли-сад, затем – многопрофильная школа, и, наконец, – договора с ВУЗами.
Даже у тех детей, которые приходили к нам не с малолетства, а в 5-й или 7-й классы, через два года исчезали все негативные явления. И неблагополучные родители благодаря тому, что они вовлекались в эту систему, выходили из своего состояния и успешно социализировались. Из проблемных семей они превращались в благополучные.
За 20 лет наши школьники участвовали в сотнях симпозиумов, проведенных на нашей базе для гостей из Англии, Канады, Южной Кореи, США, Японии и других стран. В школе работало 150 кружков – и не формально, а реально. И когда приходили проверяющие, у них просто не хватало сил обойти все классы, где работали все кружки, находились на месте все преподаватели.
Следует отметить, что для гармоничного соединения большого количества видов деятельности в единый образовательный процесс необходимо иметь специальные знания, которым в педагогических вузах не обучают. Мы разработали эту технологию самостоятельно. В ее основе лежит знание о том, что занятие каким-либо одним видом деятельности может повышать результативность и успешность в другом виде деятельности. Если режим обучения построен так, что виды деятельности гармонично дополняют друг друга, то наблюдается парадоксальный эффект: чем больше видов деятельности, тем выше успешность и результативность. Если же режим проектируется без учета взаимосвязи дисциплин в плане их взаимного влияния и влияния на успешность обучения, то увеличение количества изучаемых предметов может привести к обратному эффекту – перегрузкам, стрессам и деградации. Здесь еще раз хочется вспомнить о С.А. Рачинском, который предостерегал последователей от механического копирования его школы. Мы развили этот тезис до технологии, обеспечивающей безопасность распространения эффективных инноваций за счет личностно-ориентированного подхода и авторского сопровождения.
Данный подход позволил нам подготовить достаточное количество преподавателей, владеющих навыками практического применения принципа гармонии части и целого, благодаря чему центр образования получил все звания, которые только возможны, но лично для меня важно то, что в течение 20 лет у всех участников образовательного процесса одновременно и устойчиво повышались показатели нравственности, интеллекта, здоровья и обученности.
– Обучение проходило по стандартным учебникам?
– К сожалению, сегодня качество наших учебников падает и будет падать – это не только мое заключение, с которым мне посчастливилось выступать в Государственной Думе, но это, прежде всего, общественное мнение. В сталинское время невозможно было дать неправильную информацию или допустить опечатки в учебниках. Ответственность была колоссальная. Я отнюдь не за репрессии, но когда информация в школьных учебниках противоречит всем отечественным и зарубежным справочникам, (а она порой противоречит и это доказано) – это либо некомпетентность автора, редактора и издательства, либо вредительство. И за это нужно привлекать к ответственности по статье за намеренное искажение информации о предмете. Мы должны защищать интересы детей России, а не сегодняшние интересы издателей.
К сожалению на практике подобные статьи законодательства не работают, так как практически невозможно доказать «намеренность» искажения. И еще труднее оценить вред, причиненный ученику искажением представления о предмете.
Поэтому наш коллектив ученых и педагогов создал звено системного проектирования, которое само формировало учебный план. Сотрудники этого звена проанализировали все существующие учебники. В каком-то учебнике одна тема хорошо излагалась, в каком-то – другая, а были такие темы, которые нигде хорошо не излагались, тогда их формулировал наш коллектив. По каждой теме давался набор литературы. Ведущие ученые в какой-либо конкретной области консультировали учителя, как выбранную тему представлять. Ваш покорный слуга отвечал за эффективность деятельности звена системного проектирования, благодаря которому каждый учитель работал по личной творческой программе и при этом они гармонично дополняли друг друга, а не конкурировали, стараясь доказать, что их предмет самый нужный, поэтому, в первую очередь надо изучать именно его, а остальные по остаточному принципу.
Несмотря на то, что мы демонстрировали работу звена системного проектирования практически на всех семинарах, именно этот вопрос вызывал наибольший интерес специалистов, повторить этот опыт пока никто не смог. Будем надеяться, что понимание необходимости подготовки кадров нового поколения, которые способны осуществлять управление учебным заведением в условиях лавинообразного роста информации, успеет перейти в практическую плоскость до того, как кризис образования перейдет в фазу невосполнимых потерь.
– Как случилось, что ликвидировали школу, которая по вашей системе обучения из самой ущербной стала самой лучшей в России?
– После большого количества международных научно-практических семинаров и симпозиумов наш опыт стал вызывать повышенный интерес зарубежных коллег. Зачастую они обращались в МИД с просьбой организовать им встречу с нашим коллективом в целях изучения опыта. Практически после каждого семинара мы получали предложение о заключении выгодного договора, но являясь государственным образовательным учреждением, предлагали заказчикам обратиться в вышестоящие инстанции. В итоге нашу школу посетил Сергей Миронов, который в то время являлся председателем Совета Федерации Федерального собрания РФ. Изучив ситуацию на месте, он положительно оценил наш опыт, и по итогам встречи коллектив направил письмо в федеральные органы власти с предложением об изменении статуса, переходе в федеральное подчинение. Это дало бы возможность заинтересованным странам заключать договора с правительством (или другой федеральной структурой), а мы могли бы выполнять эти договора, распространяя инновационные технологии за рубежом и повышая престиж российского образования.
К сожалению, это письмо стали гонять по инстанциям, и в итоге оно попало к нашему непосредственному начальству, у которого тут же появилась мысль осуществить чиновничий захват и поставить на наметившееся «доходное место» другого директора, который сразу же разрушил всю систему, не пощадив ни молельной комнаты, ни школьного музея.
У нас возле школы была территория, на которой дети вырастили многие растения, занесенные в красную книгу, был готов документ, чтобы нам дать статус заповедника. Новые хозяева школы отправили детей выкорчевывать эти ценные растения и деревья, чтобы сделать там футбольное поле, но дети отказались, поскольку выращивали все своими руками. Тогда директор пригласил мигрантов, и они за ночь выкорчевали все. Частично эти факты нашли отражение в документальном фильме «Курбатовы. Школа на заказ», который демонстрировался по каналу «Культура».
В настоящее время по оценкам большинства профессионалов система образования продолжает неудержимо деградировать. Аналитики все чаще приходят к мнению, что причиной затянувшегося кризиса является склонность органов управления образования к преклонению перед зарубежным опытом (который для нас, зачастую, является чуждым) и игнорированию отечественных достижений, доказавших свою результативность в условиях современной России.
Впервые опубликовано в журнале «Покров» (№1, 2014)
Беседовала Ирина УШАКОВА