Что мы понимаем под обучением по принципу

СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕАТР

Составитель: Елена Евгеньевна Лаврова,

педагог дополнительного образования

БОУДО УР РЦДОД

Театр - мостик между воспитанием, образованием и развлечением.

Цель социальных постановок по принципу «равный-равному» - изменение знаний, отношения или поведения целевой аудитории, обучение навыкам общения, формирование позитивного отношения к себе и к окружающему миру, улучшение здоровья молодежи, предотвращение социально-обусловленных заболеваний, снижение дискриминации по отношению к различным целевым группам.

Социальная постановка базируется на двух важных частях: спектакле на социально-значимую тему и образовательном блоке (фасилитации), который проводится непосредственно сразу после спектакля. В ходе второй части аудитория продолжает размышлять на заданную тему, получать достоверную информацию, формировать навыки поведения.

Шаги создания социальной сценической постановки:

1. Формирование команды, настроенной на социально-значимую деятельность

2. Театральные тренинги (упражнения на создание взаимного доверия, взаимодействие, наблюдательность, сценическое движение, импровизацию, постановку голоса, умение работать с эмоциями и т.д.)

3. Выбор целевой аудитории

4. Выявление проблем целевой группы («Мозговой штурм»)

5. Выбор и актуализация проблем для постановки

6. Постановка образовательных задач

7. Работа в малых группах: Кто? Что? Где?

8. Показ сцен: Импровизация групп на заданную тему

9. Рефлексия, обсуждение сцен

10. Совершенствование сцен, доработка (внесение поправок, дополнений, создание начального сценария)

11. Создание предыстории героев (детальная проработка образов, индивидуальная работа)

12. Показ сцен: 2-ая импровизация групп

13. Рефлексия, обсуждение сцен (внесение изменений в сценарий)

14. Подготовка к дискуссии со зрителями (методика 20 вопросов)

15. Объединение сцен, создание общего сюжета (возможна работа творческой группы)

16. Написание общего сценария (финальный вариант)

17. Показ целостной социальной постановки

18. Фасилитация, обсуждение, доработка постановки. Выбор фасилитатора

19. Подбор музыки, декораций, слоганов, песен, шуток, костюмов, афиш и др.

20. Репетиции, отработка сцен

21. Премьера (апробация постановки на базовой площадке)

22. Доработка, корректировка, усовершенствование постановки

23. Оценка эффективности социальной постановки

ЧТО? КТО? ГДЕ?

При создании постановки необходимо ответить на три важных вопроса: Что? Кто? Где?

ЧТО?

· О чем сцена?

· Каковы противостоящие силы, которые создают конфликт?

· Чего хотят персонажи и как их противоречащие желания становятся причиной разногласия или борьбы?

КТО?

· Какие герои будут задействованы в этом конфликте?

· Каковы взаимоотношения между героями? Сколько времени они знают друг друга?

Как развиваются их взаимоотношения?

· Какие у героев предыстории? Сколько им лет? Откуда они? Какие национальные группы или социальные слои они представляют?

· Какова точка зрения героя на данный вопрос?

· Какие личные ценности и убеждения относительно данного вопроса разделяли персонажи до начала сцены?

· Как эти взгляды изменятся (или не изменятся) на протяжении сцены?

ГДЕ?

· Где происходит сцена?

Принципы социального театра:

1. «Равный-равному»

2. Реалистичность, правдивость («здесь и сейчас»)

3. Достоверность, образовательная основа

4. Соответствие возрасту, культурным особенностям целевой группы

5. Импровизация

6. Минимализм (отсутствие сложных декораций)

7. Фасилитация/дискуссия/разговор с героями жизненной истории

Социальные постановки должны отвечать следующим условиям:

- В постановке должна подниматься проблематика, связанная с профилактикой негативных социальных явлений среди детей, подростков и молодежи, в т.ч. ведущих к распространению социально-значимых заболеваний, ВИЧ-инфекции, употребления наркотиков, рискованного поведения и других актуальных проблем, популяризация здорового образа жизни. Это должна быть основная линия спектакля;

- целью театральной постановки является содействие решению социально-значимых проблем детей, подростков и молодежи;

- основной целевой аудиторией театральной постановки являются молодые люди в возрасте от 14 до 18 лет;

- театральная постановка может быть поставлена в любом жанре с использованием различных техник и театральных форм;

- основными принципами социальной постановки являются: достоверность, реалистичность, доступность, «равный-равному», «здесь и сейчас»;

- наличие фасилитации (обсуждения, дискуссии после спектакля), общения зрителей с героями спектакля, а потом с участниками постановки «без масок».

Что мы понимаем под обучением по принципу

Равный – равному»?

«Обучение (здоровью) по принципу «равный – равному» - это процесс, посредством которого хорошо обученные и заинтересованные молодые люди предпринимают неформальные или организованные образовательные шаги со своими сверстниками (такими же, как и они, по возрасту, происхождению или интересам) в течение определенного периода времени, направленные на приобретение знаний, формирование отношений, убеждений и навыков с тем, чтобы они ответственно относились к своему здоровью и защищали его»

Наши рекомендации