Воспитательная деятельность.
Программа деятельности отряда юных инспекторов движения
«Дорожная азбука»
Составитель:
М.А. Покровская,
старшая вожатая МБОУ «Школа №13»
Г. Саров
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе:
1.ФГОС ООО, утверждённой приказом МО и науки РФ от 17.12.2010 №1897;
2.Основной образовательной программы МБОУ «Школа №13»;
3.План работы школы с одаренными детьми на 2015-2016 учебный год;
4.Учебного плана МБОУ «Школа №13» на 2016-2017 учебный год;
5.Локального акта МБОУ «Школа №13», регламентирующего порядок разработки, утверждения и реализации рабочей программы.
Программа «Дорожная азбука» предназначена для учащихся 5-7 классов и составлена на основе программы дополнительного образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожного движения»; в рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» на основании постановления Правительства РФ. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения.
Основная идея — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на дорогах.
Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения.
Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе.
Направленность программы деятельности отряда ЮИД социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.
Новизна: воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит по средством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.
Отряд юных инспекторов движения – добровольное объединение школьников. Членами отряда ЮИД являются учащиеся 5 – 7 классов, изъявившие желание активно участвовать в работе отряда юных инспекторов движения.
Данная программа рассчитана на 1 учебный год, в расчете проведения 1 занятия в неделю и 34 часа в учебный год. Занятия проводятся с учащимися 5-7 классов с 1 группой. В отряд ЮИД входят не менее 15 учащихся. Занятия проходят в классе с использованием мультимедиа установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД.
Цели и задачи
Целью программы является формирование у обучающихся МБОУ Школы №13 знаний и умений, обеспечивающих развитие новых социальных ролей школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.
Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.
Задачи:
1. Обучающие:
- Научить обучающихся основным правилам дорожного движения.
- Обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.
- Обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу.
- Сформировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность.
2. Развивающие:
- Развивать мотивацию к безопасному поведению.
- Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации.
- Формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах.
- Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте.
- Развивать личностные качества обучающихся – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
3. Воспитательные:
- Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения.
- Воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.
Основные направления работы и содержание деятельности
Обучение правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть воспитательной работы школы.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Содержание деятельности отряда юных инспекторов движения имеет несколько направлений:
· Информационно-медийная деятельность:
- создание группы в социальной сети «ВКонтакте», подготовка статей о деятельности ЮИД в школьную газету «13 район», освещение информации о деятельности ЮИД на сайте МБОУ Школы №13, создание уголков, плакатов и стенгазет «Юный инспектор движения», разработка листовок, буклетов, памяток «За безопасность движения», ведение документации отряда.
· Пропагандистская деятельность:
- организация разъяснительной работы по теме безопасности дорожного движения, проведение бесед, викторин, кинолекториев, игр, экскурсий, соревнований, конкурсов, викторин. Тематических акций, праздников, постановка спектаклей, создание агитбригад, участие в создании и использовании наглядной агитации и методической базы для изучения Правил дорожного движения.
· Шефская деятельность:
- работа в мастерской «Очумелые ручки» для подготовки наглядных пособий для младших школьников, организации среди младших школьников тематических конкурсов рисунков и плакатов, разучиваний песен и стихов, помощь педагогам и воспитателям в проведении экскурсий «Дорожная азбука».
· Патрульная деятельность:
-патрулирование на наиболее опасных участках вблизи школы по предотвращению нарушений ПДД со стороны детей и подростков, проведение профилактических бесед, посвящение первоклассников в юные пешеходы;
- выявление нарушений ПДД детьми и подростками;
- создание статей в СМИ по результатам патруля и рейдов;
- информирование совета школы и родителей о нарушении школьниками ПДД;
- работа с юными велосипедистами.
Кроме указанных, могут быть и другие направления в работе отряда ЮИД. Основные обязанности командира отряда: возглавлять работу отряда, разрабатывать и вносить на утверждение план работы отряда на совет дружины, контролировать деятельность групп отряда ЮИД, проводить заседания, итоговые сборы, линейки. Основные обязанности комиссара отряда: помощник командира, ведет политико-воспитательную работу в отряде, организует изучение боевых и трудовых традиций российской полилиции, способствующих патриотическому воспитанию членов отряда ЮИД. Организует экскурсии, оформление выставок, проведение встреч и вечеров, посещение музеев и другие мероприятия.
Методы организации учебной деятельности:
- практический;
- наглядный;
- словесный;
- работа с книгой.
Воспитательная деятельность.
Методы и формы массовой воспитательной работы
Формы работы: групповая, индивидуальная.
- метод формирования сознания личности;
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
- методы стимулирования поведения и деятельности.
Развивающая деятельность.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
- пропаганда правил дорожного движения в школе и внешкольных учреждениях с использованием технических средств;
- участие и организация конкурсов и соревнований, работы детских кинолекториев, организация деятельности школьных авто площадок безопасного движения;
- овладение техническими знаниями, участие в смотрах юных техников, в работе кружков технического творчества.
Методическое обеспечение (оборудование):
Для успешного проведения занятий по ПДД необходимо иметь учебно-методический материал. К нему относится: методические пособия к учебникам «Основы безопасности жизнедеятельности», по проведению классных и внеклассных мероприятий по ПДД; таблицы, схемы, картинки, рисунки по безопасности на дорогах, видеофильмы, дорожные знаки, светофор и другие.
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
Учебно-тематический план на 2016-2017 учебный год.
№ п/п | Дата | Наименование темы | часы | примечание |
Раздел 1. Введение в образовательную программу кружка. | ||||
06.09.16г. | Инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка | Вводное занятие | ||
1.1 | 13.09.16г. | Вводное занятие «Дорожная азбука» | ||
1.2 | 20.09.16г. | Задачи на новый учебный год | ||
1.3 | 27.09.16г. | Создание группы ЮИД в социальной сети «ВКонтакте» | ||
Раздел 2. Изучение правил дорожного движения. | ||||
2.1 | 04.10.16г. | Дорожная разметка | ||
2.2 | 11.10.16г. | Правила дорожного движения для пешеходов - правостороннее движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Остановка общественного транспорта | ||
2.3 | 18.10.16г | Перекрестки и пешеходы | Практика | |
2.4 | 25.10.16г. | Светофоры и регулировщики | ||
2.5 | 01.11.16г. | Железнодорожный переезд | ||
2.6 | 15.11.16г. | Акция «Внимание, дети!» | Практика | |
2.7 | 22.11.16г. | Знаки приоритета. Предупреждающие знаки. Предписывающие знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации. | ||
2.8. | 29.11.16г. | Советы пешеходу | ||
2.9 | 06.12.16г. | Квест-игра «Селфи-знаки» | Практика | |
2.10 | 13.12.16г. | Меры ответственности за нарушение правил дорожного движения | ||
2.11 | 20.12.16г. | Кинолекторий по правилам дорожного движения | ||
Раздел 3. Правила движения пешехода | ||||
3.1 | 17.01.17г. | Правила движения пешехода. Встреча с инспектором ГИБДД. | ||
3.2 | 24.01.17г. | Движение пешехода по улице (по тротуарам, пешеходной дорожке, по обочине), | ||
3.3 | 31.01.17г. | Пересечение проезжей части на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе и при отсутствии пешеходного перехода. | Практика | |
3.4 | 07.02.17г. | Викторина «Пешеход и переход» | Практика | |
Раздел 4. Дорога и водитель | ||||
4.1 | 14.02.17г. | Водитель | ||
4.2 | 21.02.17г. | Факторы повышенного риска для водителя | ||
4.3 | 28.02.17г. | Меры безопасности в дорожном движении | ||
4.4. | 07.03.17г. | Основные "законы" безопасного движения. Встреча с инспектором ГИБДД. | ||
4.5 | 14.03.17г. | Типичные обстоятельства и действия водителя | ||
4.6 | 21.03.17г. | Опасные ситуации на дороге и маневрирование | ||
4.7 | 28.03.17г. | Создание социального ролика | Практика | |
Раздел 5. Дорожный транспорт | ||||
5.1 | 04.04.17г. | Виды транспорта | ||
5.2 | 11.04.17г. | Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ | ||
5.3 | 18.04.17г. | Правила для пассажиров в общественном транспорте | ||
Раздел 6. Первая медицинская помощь при дорожно-транспортных происшествиях. | ||||
6.1 | 25.04.17г. | Основы медицинских знаний. Первая медицинская помощь при ДТП | ||
6.2 | 16.05.17г. | Алгоритм оказания ПМП | ||
6.3 | 23.05.17г | Оказание ПМП | Практика | |
6.4 | 30.05.17г. | Сдача ликбеза |
Ожидаемые результаты
Обучающийся должен знать правила дорожной безопасности; группы дорожных знаков, необходимую разметку проезжей части; дорог для пешеходов, пассажиров и водителей-велосипедов; значение сигналов светофоров, регулировщиков; техническое устройство велосипеда; способы оказания первой медицинской помощи; дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста; взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности; участия в конкурсах, соревнованиях; активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
Способ контроля результатов:
После каждого занятия с помощью контрольных вопросов и заданий, организации акций, агитбригад проводится проверка того, как члены ЮИД усвоили ПДД.
Приложение 1