Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения основной профессиональной образовательной программы бакалавриата.
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
(АНО ВО МГЭУ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По организации самостоятельной работы
Для студентов очной формы обучения
Направления подготовки
42.03.02 «Журналистика»
квалификация (степень) «бакалавр»
Москва – 2016
Чеботарева Н.И.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы для студентов очной формы обучения направления подготовки 42.03.02 «Журналистика». Методическое пособие. – М. : МГЭУ, 2016. – ____ с.
Одобрено кафедрой журналистики и связей с общественностью. Протокол заседания кафедры от 23.05.2016 г. № 10. Для студентов Московского гуманитарно-экономического университета направления подготовки 42.03.02 «Журналистика».
№ ________
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка…………………………………………………………………..
- Характеристика профессиональной деятельности выпускника по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика»………………………….………………………………
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения основной профессиональной образовательной программы бакалавриата…………………….………...
2. Самостоятельная работа как важнейшая форма учебного процесса…………………..
3. Общие рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы……..
4. Цель, задачи, объем, виды, формы и процесс организации самостоятельной работы обучающихся……………………………………………………………………………………..
5. Сущность и содержание самостоятельной работы студентов…………………………
6. Деятельность студентов по формированию и развитию навыков самостоятельной работы…………………………………………………………………………………………….
7. Методические рекомендации по отдельным формам самостоятельной работы студентов…………………………………………………………………………………………
8. Методические рекомендации по самостоятельному изучению рекомендуемой литературы……………………………………………………………………………………….
9. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания качества выполнения обучающимся самостоятельной работы………………………………………..
10. Лист дополнений и изменений методических рекомендаций по организации самостоятельной работы студентов……………………………………………………………
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания по самостоятельной работе и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика» составлены в соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», Положением «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата и программам специалитета в АНО ВО МГЭУ и его филиалах», Положением о фонде оценочных средств по учебной дисциплине, Методическими указаниями по выполнению контрольных заданий по дисциплинам высшего образования в АНО ВО МГЭУ и его филиалах, вступившим в силу с 21 января 2016 г.
Требования работодателей к современному специалисту, а также Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования ориентированы, прежде всего, на умение самостоятельной деятельности и творческий подход к специальности. Профессиональный рост специалиста зависят от умения проявить инициативу, решить нестандартную задачу, от способности к планированию и прогнозированию самостоятельных действий. Стратегическим направлением повышения качества образования в этих условиях является оптимизация системы управления учебной работой студентов, в том числе и их самостоятельной работой.
Переход на компетентностную модель образования предполагает значительное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности студентов, при этом самостоятельная работа студента направлена не только на достижение учебных целей - обретение соответствующих компетенций, но и на формирование самостоятельной жизненной позиции как личностной характеристики будущего специалиста, повышающей его познавательную, социальную и профессиональную мобильность, формирующую у него активное и ответственное отношение к жизни.
Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет компетентностный подход в образовании, на базе которого осуществляется формирование общих и профессиональных компетенций, самостоятельного труда специалиста и квалифицированного рабочего, необходимых как для самообразования, так и для дальнейшего повышения квалификации в системе непрерывного образования, развития профессиональной карьеры.
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов предназначены для преподавательского состава, обеспечивающего организацию самостоятельной внеаудиторной работы студентов в рамках реализации программ среднего профессионального образования.
Для эффективной организации самостоятельной работы студентов необходимо ясное понимание базовых параметров профессиональной деятельности выпускника по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика».
Характеристика профессиональной деятельности выпускника по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика».
Область профессиональной деятельности выпускника
Область профессиональной деятельности бакалавра по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика» и профилю подготовки «Теория и практика периодической печати» включает: решение профессиональных задач в средствах массовой информации и в смежных информационно-коммуникационных сферах.
Объекты профессиональной деятельности выпускника
Объектами профессиональной деятельности выпускника в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика» и профилю подготовки «Теория и практика периодической печати» являются: массовая информация, передаваемая по различным каналам средствами массовой информации (далее – СМИ) и другим медиа, адресованная различным аудиторным группам.
Виды профессиональной деятельности выпускника
В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика» и профилю подготовки «Теория и практика периодической печати» выпускник подготовлен к следующим видам профессиональной деятельности: журналистская авторская.
Задачи профессиональной деятельности выпускника
Выпускник по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика» и профилю подготовки «Теория и практика периодической печати» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем ОПОП ВО:
журналистская авторская деятельность: создание материалов для различных типов, видов СМИ и других медиа с учетом их специфики.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения основной профессиональной образовательной программы бакалавриата.
В результате освоения программы бакалавриата у выпускника по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика» и профилю подготовки «Теория и практика периодической печати» должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.
Выпускник, освоивший программу бакалавриата по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика»и профилю подготовки «Теория и практика периодической печати», должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
способностью использовать знания в области общегуманитарных социальных наук (социология, психология, культурология и других) в контексте своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-3);
способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);
способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-5);
способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-6);
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-7);
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-8);
способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-9);
способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-10).
Выпускник, освоивший программу бакалавриата по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика»и профилю подготовки «Теория и практика периодической печати», должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
способностью осуществлять общественную миссию журналистики, эффективно реализовывать функции СМИ, понимать смысл свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста и следовать этому в профессиональной деятельности (ОПК-1);
способность ориентироваться в мировых тенденциях развития медиаотрасли, знать базовые принципы формирования медиасистем, специфику различных видов СМИ, особенности национальных медиамоделей и реалии функционирования российских СМИ, быть осведомленным в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа (ОПК-2);
способностью понимать сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, знать ее базовые характеристики, смысл социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций (ОПК-3);
способностью ориентироваться в основных этапах и процессах развития отечественной литературы и журналистики, использовать этот опыт в практике профессиональной деятельности (ОПК-4);
способностью ориентироваться в основных этапах и процессах развития зарубежной литературы и журналистики, использовать этот опыт в профессиональной деятельности (ОПК-5);
способностью анализировать основные тенденции формирования социальной структуры современного общества, ориентироваться в различных сферах жизни общества, которые являются объектом освещения в СМИ (ОПК-6);
способностью руководствоваться в профессиональной деятельности правовыми нормами, регулирующими функционирование СМИ (ОПК-7);
способностью следовать в профессиональной деятельности основным российским и международным документам по журналистской этике (ОПК-8);
способностью базироваться на современном представлении о роли аудитории в потреблении и производстве массовой информации, знать методы изучения аудитории, понимать социальный смысл общественного участия в функционировании СМИ, природу и роль общественного мнения, знать основные методы его изучения, использовать эффективные формы взаимодействия с ним (ОПК-9);
способностью учитывать в профессиональной деятельности психологические и социально-психологические составляющие функционирования СМИ, особенности работы журналиста в данном аспекте (ОПК-10);
способностью учитывать в профессиональной деятельности экономические регуляторы деятельности СМИ, знать базовые принципы формирования организационной структуры редакционного комплекса, функции сотрудников различного должностного статуса и углубленно круга обязанностей корреспондентского корпуса, знать технологию продвижения публикаций СМИ, основы медиаменеджмента (ОПК-11);
способностью понимать сущность журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками медиапроизводства; индивидуальную и коллективную деятельность; текстовую и внетекстовую работу (проектную, продюсерскую, организаторскую), следовать базовым профессиональным стандартам журналистской работы (ОПК-12);
способностью следовать принципам работы журналиста с источниками информации, знать методы ее сбора, селекции, проверки и анализа, возможности электронных баз данных и методы работы с ними (ОПК-13);
способностью базироваться на знании особенностей массовой информации, содержательной и структурно-композиционной специфики журналистских публикаций, технологии их создания, готовность применять инновационные подходы при создании медиатекстов (ОПК-14);
способностью ориентироваться в наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, интернет-СМИ, современной жанровой и стилевой специфике различного рода медиатекстов, углубленно знать особенности новостной журналистики и представлять специфику других направлений (аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая журналистика) (ОПК-15);
быть способным использовать современные методы редакторской работы (ОПК-16);
способностью эффективно использовать лексические, грамматические, семантические, стилистические нормы современного русского языка в профессиональной деятельности (ОПК-17);
способностью эффективно использовать иностранный язык в связи с профессиональными задачами (ОПК-18);
способностью понимать специфику работы в условиях мультимедийной среды, владеть методами и технологиями подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, графика, анимация) (ОПК-19);
способностью использовать современную техническую базу и новейшие цифровые технологии, применяемые в медиасфере, для решения профессиональных задач, ориентироваться в современных тенденциях дизайна и инфографики в СМИ (ОПК-20);
способностью применять знание основ паблик рилейшнз и рекламы в профессиональной деятельности (ОПК-21);
способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-22).
Выпускник, освоивший программу бакалавриата по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика»и профилю подготовки «Теория и практика периодической печати», должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:
журналистская авторская деятельность:
способностью выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, её проверки и анализа (ПК-1);
способностью в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах (ПК-2).
Компетенции, которые должны быть достигнуты студентами за время обучения и задачи, которые они должны научиться решать предполагают самостоятельную работу студентов над пройденным материалом. Самостоятельная работа студентов в ВУЗе является важным видом учебной и научной деятельности студента. Государственным стандартом предусматривается, как правило, 50% часов из общей трудоемкости дисциплины на самостоятельную работу студентов (далее СРС). В связи с этим, обучение в ВУЗе включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части – процесса обучения и процесса самообучения. Поэтому СРС должна стать эффективной и целенаправленной работой студента.
Поэтому задачей профессорско-преподавательского состава кафедры журналистики и связей с общественностью является тщательная организация самостоятельной работы студентов очной формы обучения.