Занятия с детьми в возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет
После полутора лет у детей совершенствуется понимание речи окружающих и происходит скачок в развитии активной речи. Они начинают употреблять не только отдельные слова, но и простые, короткие фразы.
В ходе занятий по развитию речи следует не только давать ребенку образец произношения того или иного слова, фразы, но и побуждать его к произнесению ответов на вопросы. Кроме того, необходимо создавать условия для употребления различных слов по собственной инициативе.
На занятиях с сюжетными игрушками можно использовать по нескольку персонажей, вводить вспомогательные предметы для развертывания сюжета. Необходимо давать малышам предметы разных размеров (большие и маленькие) и цветов, обращая внимание детей на их различие, учить подмечать специфические особенности той или иной игрушки, изображающей животное или птицу, устанавливать между ними не только различие, но и сходство.
В ходе занятий можно более интенсивно привлекать личный опыт ребенка (давать оценку действиям персонажей, советы и указания о том, как надо поступать). Необходимо реагировать на все речевые проявления детей. Если ребенок по ходу занятия произносит новое слово, следует поддержать его, похвалить, повторить это слово и привлечь к нему внимание других участников занятия.
Необходимо осуществлять индивидуальный подход к детям,, которые проявляют недостаточную речевую активность: чаще обращаться, к ним в ходе занятий и в процессе самостоятельной игры.
Программное содержание занятий по развитию речи для детей в возрасте 1 года 6 месяцев — 2 лет значительно усложняется: дается большее по сравнению с предыдущим периодом количество новых слов, причем перед воспитателем стоит задача — научить детей не только понимать их, но и произносить, а также пользоваться в соответствующей ситуаций по собственной инициативе. Например, на первом занятии с игрушками можно выделить слова: «собака», «кошка», «глаза», «уши», «хвост», «большой», «маленький»; на втором: «петушок», «курочка», «цыпленок», «иди», «идет», «пришел», «принес»; на третьем: «собака», «кошка», «козлик», «дом», «идет», «пришел», «мисочка»; на четвертом: «собака», «кошка», «козлик», «мяч», «коляска», «покатай», «нет». На первом занятии с куклой следует выделить такие слова: «туфли», «шапочка», «бант», «платье», «снимай», «ложись», «спать»; на втором: «рубашка», «штанишки», «ботинки», «вставай», «сядь», «надень»; на третьем: «стол», «стул», «тарелка», «сядь» («садись»), «салфетка», «ешь», «спасибо»; на четвертом: «суп», «каша», «хлеб»; на пятом: «чашка», «кисель», «пей» и многие другие слова.
Формы проведения занятий с детьми в этом возрасте могут быть самыми разнообразными. Основное внимание должно быть направлено на побуждение детей к речевой активности.
С целью развития понимания речи необходимо широко практиковать метод поручений (просить детей что-либо принести, показать, найти и т.д.), обучение выполнению целевых действий с предметами. Формируя активную речь детей, надо развивать у них подражание словам, учить заменять облегченные и звукоподражательные слова общеупотребительными, побуждать отвечать на вопросы воспитателя словами, а не жестами.
Воспитателю необходимо усложнять свою речь и в разговоре с детьми 1 года 6 месяцев не следует уже употреблять звукоподражания и сокращенные слова. Содержание занятий в отдельных случаях надо связывать с личным опытом ребенка: вводить воспитание определенных правил поведения, бережного отношения к кукле и к другим игрушкам.
На некоторых занятиях необходимо привлекать детей к совместным действиям с воспитателем, развивать и использовать их активность.
Программное содержание всех занятий определяется в соответствии с задачами развития речи и возрастными особенностями детей.
На первом занятии, например, с использованием куклы можно учить детей произносить облегченные слова: «топ», «бах», «ай-ай», побуждать к употреблению слов «идет», «упала». На втором следует побуждать малышей показывать одежду на кукле (платье, бант, туфли, шапочка) и свою, учить понимать слова «встань», «сядь», побуждать к употреблению слова «иди», к называнию имени куклы. На третьем целесообразно сначала повторить то, что предлагалось на предыдущем. Затем необходимо дать новый материал — учить детей различать цвета (красный и синий).
На первом занятии с игрушками следует показывать только хорошо знакомые детям игрушки (например, одного-двух мишек, птичек и др.). На втором можно дать игрушки менее знакомые, с которыми ранее занятия не проводились.
На занятии с новыми игрушками воспитателю не обязательно требовать от ребенка ответа словом, а на занятии со знакомыми игрушками необходимо специально вызывать его на подражание, а затем побуждать к произнесению слов.