Труды выдающихся педагогов и мыслителей

Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.

Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М., 1991.

Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т.1-2. М.,1979.

Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. М., 1987.

Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1986.

Гельвеций К.А. Сочинения: В 2-х т. М., 1974.

Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т.1. М., 1940.

Декарт Р. Сочинения в 2 т.: Т.. М., 1989.

Дидро Д. Сочинения: В 2-х т. Т.2. М.,1975.

Дистервег Ф.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956.

Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1986.

Дьюи Д. Демократизация и образование. М., 2000.

Ибн Сина Абу Али. Избранные произведения. М., 1980.

Иоанн Златоуст, свт. О воспитании. Репринт. М., 1993.

Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.,1982.

Каптерев П.Ф. История русской педагогии. 2-е изд. Пг., 1915.

Килпатрик В. Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. Л., 1925.

Ключевский В.О. Два воспитания// В.О. Ключевский. Сочинения: В 9 т. М.,1990. Т. IX.

Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т.1-2. М.,1982.

Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г.: Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М., 1987.

Конфуций / Сост. В.В. Малявин. М., 1996. (Антология гуманной педагогики).

Корчак Я. Педагогическое наследие. М., 1991.

Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 6-ти т. М., 1978-1980.

Лай В. Экспериментальная педагогика. М.; Л., 1927.

Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1988.

Локк Дж. Сочинения: В 3-х т. М., 1985-1988.

Ломоносов М.В. О воспитании и образовании / Сост. Т.С. Буторина. М., 1991.

Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8-ми т. Т. 1, 3, 4. М., 1984.

Мейман Э. Лекции по экспериментальной педагогике. М., 1922.

Монтень М. О воспитании детей // Опыты: В 3-х кн.: Кн.1-2. М., 1979.

Монтессори М. Метод научной педагогики, применяе­мый к детскому воспитанию в домах ребенка / Пер. с итал. М., 1920.

Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. М., 2000.

Мор Т. Утопия. М., 1953.

Острогорский А.Н. Избранные педагогические сочинения. М., 1985.

Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М., 1981.

Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1985.

Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1984.

Платон. Законы / Соч.: В 3-х т. М., 1972. Т.3. Ч.2.

Платон. Государство / Соч.: В 3-х т. М., 1972. Т.3. Ч.1.

Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. Л., 1981.

Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1990.

Роттердамский Э. Похвала Глупости (главы 13, 14, 32). М., 1991.

Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. М., 1981.

Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977.

Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. М., 1991.

Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3 т. М.,1979-1981.

Толстой Л.Н. Избранные педагогические сочинения. М., 1989.

Торндайк Э. Принцип обучения, основанный на психологии / Пер. с англ. М., 1930.

Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т.2. М., 1974.

Френе С. Избранные педагогические сочинения. М., 1990.

Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1983.

Цицерон М.Т. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1974.

Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т.1-2.М.,1980.

Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. М., 1993.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании: В 2-х т. Т2. М., 1978.

Дополнительная литература

Башляр Г. XIX век. Педагоги и мыслители. М.,1990.

Белозерцев Е.П. К.Д. Ушинский и русская школа: Беседы о великом педагоге. М., 1994.

Белозерцев Е.П. О смысле, содержании и результатах образования: Русская школа. Духовно-нравственные проблемы воспитания. М., 1996.

Беляев В.И. Педагогика А.С. Макаренко: традиции и новаторство. М., 2000.

Беляев В.И. Становление и развитие инновационной концепции С.Т. Шацкого. М., 1999.

Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале XX века. М., 1994.

Бим-Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. М., 2003.

Блинов В.И. Развитие теории и практики образования в России XVIII – XX века под влиянием изменения ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания. М., 2001.

Богуславский М.В. XX век российского образования. М., 2002.

Богуславский М.В. Очерки истории отечественного образования XIX –XX веков. М., 2002.

Богуславский М.В. Подвижники и реформаторы российского образования: историко-биографические очерки. М., 2005.

Богуславский М.В., Сумнительный К.Е. Российское образование на переломе эпох. Ростов н/Д., 2002.

Бражник Е.И. Интеграционные процессы в современном европейском образовании. СПб., 2001.

Величие здравого смысла: Человек эпохи Просвещения / Сост. С.Я. Карп. М., 1992

Вестербук Р. Джон Дьюи // Мыслители образования. М., 1995. Т.1.

Вульфсон Б.Л. Стратегия образования на Западе на пороге XXI века. М., 2001.

Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика. М., 1996.

Гершунский Б.Г. Образование как религия третьего тысячелетия: гармония знания и веры. М., 2001.

Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: Учебное пособие для самообразования. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. М., 2002.

Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.

Губко А. Рыцарь суровой доброты (О В.Н. Сороке-Росинском). М., 1991.

Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего Средневековья и начала Нового времени / Под ред. В.Г. Безрогова. М., 1990.

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учеб. пособие. М., 1998.

Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие. М., 2004.

Джуринский А.Н. История педагогики Древнего и Средневекового мира: Учеб. пособие. М., 2000.

Джуринский А.Н. Модернизация образования и воспитания в США. М., 2000.

Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей: Учеб. пособие. М., 2000.

Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие. М., 2003.

Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика: Учеб. пособие. М.,1997.

Днепров Э.Д. Российское образование в XIX – начале ХХ века. Том 1. Политическая история европейского образования. М., 2011.

Днепров Э.Д. Российское образование в XIX – начале ХХ века. Том 2. Становление и развитие системы российского образования. М., 2011.

Днепров Э.Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. М., 2011.

Европейская педагогика от античности до Нового времени / Под ред. Б.Г. Безрогова. Ч.1-2. М.,1994.

Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века. М., 1987.

Жуков В.И. Российское образование: Истоки, традиции, проблемы. М., 2001.

Инновационное движение в российском школьном образовании / Под ред. Э.Д. Днепрова. М., 1997.

История образования и русская православная церковь: Хрестоматия: В 2-х частях / Автор-составитель М. Н. Костикова. Белгород, 2000.

Капранова В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом: Учеб. пособие. Мн., 2004.

Кларин В.М. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.

Корнетов Г.Б. Воспитание в первобытном обществе: Учеб. пособие. М., 1993.

Корнетов Г.Б. Западная педагогика XVII–XVIII вв. : Учеб. пособие. М., 2002.

Корнетов Г.Б. История педагогики: Введение в курс «История образования и педагогической мысли»: Учебное пособие. М., 2003.

Корнетов Г.Б. История педагогики: Введение в курс «История образования и педагогической мысли»: Учебное пособие. Гриф УМО. 3-е изд. М., 2011.

Корнетов Г.Б. Очерки истории педагогической мысли и образования за рубежом с древнейших времен до начала ХIX столетия: Учеб. пособие. М., 2006.

Корнетов Г.Б. Развитие педагогики на Западе в XX столетии. М., 2011.

Корнетов Г.Б., Бликштейн Л.С. Школа, воспитание и педагогика цивилизаций Ближнего Востока (древность и средние века). М., 1993.

Королева К.П. Семейное воспитание и школа в России в мемуарной и художественной литературе (середина XIX.– на­чала XX в.). М., 1994.

Кошелева О. Е. «Свое детство» в Древней Руси и в России эпохи Просвещения (XVI-XVIII вв.). М., 2000.

Кошелева О. Е. Три грани древнерусского образования (цель, содержание, ценности) // Европейская педагогика от Античности до Ново­го времени. Ч. 2. М., 1993.

Кроль В.М. Педагогика: Учеб. пособие. М., 2008.

Курочкина И.Н. Русская педагогика: Страницы становления (VIII – XVIII вв.). М.,2002.

Лещинский В.И., Мозгарев Л. В., Неделина С.В., Седова Е.Е. Краткий справочник по курсу «История образования и педаго­гической мысли»: Великие педагоги, значи­тельные события, факты на оси времени: Учебное пособие. Воронеж, 2004.

Липник В.Н. Школьные реформы в России: Очерк истории. СПб., 2000.

Лушников А.М. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педвузов. Екатеринбург, 1994.

Марруа А.И. История воспитания в античности. М., 1998.

Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен Под ред. М.В. Захарченко. СПб., 2000.

Мукаева О.Д. Буддийское воспитание в контексте современности // Педагогика. 2002. №2.

Никандров Н.Д. Перспективы развития образования в России. СПб., 2005.

Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000.

Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV–XVII вв.) / Сост. Н. В. Ревякина, О.Ф. Кудрявцев. М., 1999.

Осовский Е.Г. Педагогика русского зарубежья. М., 1997.

Педагогический поиск. М., 1988.

Пискунов А.И. История образования и педагогической мысли. М., 2006.

Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: Учеб. пособие / Сост. и отв. ред. В.Г. Безрогов; Под общ. ред. Т.Н. Матулис. М., 1996.

Рерс Г. Георг Кершенштейнер // Мыслители образования. М., 1995. Т.2.

Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения // Народное образование в России. Исторический альманах. М., 2000.

Сётар М. Жан-Жак Руссо // Мыслители образования. Т.4. М., 1996.

Смирнов В.И. Учитель и книга: книга как источник и средство педагогической подготовки российского учителя (X – начало XX в.). Монография – М.: Логос, 2002. – 480 с.

Смирнов В.И., Смирнова Л.В. Становление системы образования и подготовки учителей в России (Х‒ начало ХХ веков): Монография с приложением документов и суждений современников об учителе / В.И. Смирнов, Л.В. Смирнова. – Н. Та­гил: НТГСПА, 2010. – 304 с.

Смирнов В.И., Смирнова Л.В. Учить с верным успехом. Учеб. пособие. М., 2003.

Соловейчик С.Л. Вечная радость: Очерки жизни и школы. М., 1986.

Соловейчик С.Л. Час ученичества. Жизнь замечательных учителей. Изд. 2-е. М.,1972.

Старикова Л.Д. История педагогики и философия образования: учеб. пособие. Ростов н/Д., 2008.

Степашко Л.А. Философия и история образования: Учеб. пособие. М., 1999.

Степашко Л.А. Человек в концепции Я.А. Коменского // Педагогика. 1992. № 5-6.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

Титов В.А. История педагогики: конспект лекций. М., 2003.

Цирюльников А.М. История образования в портретах и документах: Учеб. пособие. М., 2000.

Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии // Древний мир – эпоха Просвещения. М., 1991.

Школа и педагогическая мысль средних веков, Возрождения и начала Нового времени. М., 1991.

Юммель Ш. Аристотель // Мыслители образования. Т.1. М.,1994.

Юммель Ш. Платон // Мыслители образования. Т.3. М.,1995.

Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе: Культурно-историческая педагогика. М., 2000.

Периодика

Андреев А.Л. Отечественное образование во второй четверти XIX в // Педагогика. 2006. № 4.

Беленчук Л.Н Проблемы просвещения в трудах славянофилов и западников се­редины XIX в. // Педагогика. 2010. № 3.

Богуславский М.В. История отечественной педагогики XX века: единство непрерывности и дискретности // Педагогика. 2009. №6.

Богуславский М.В. Педагогические идеа­лы Н.И.Пирогова // Педагогика. 2010. № 9.

Буторина Т.С., Русских В.Г. Идея воспитания гражданина в творчестве выдающихся деятелей России XVIII в. // Педагогика. 2009. №9.

Воробьев Н.Е., Попова Ю.И. А.Г. Маслоу ‒ ученый, психолог, педагог (к 100-летию со дня рождения) // Педагогика. 2008. № 3.

Гагаев П.А. Западники и славянофилы в отечественной педагогике // Педагогика. 2001. №1.

Гетц Х. Колония им. М. Горького – творческая лаборатория Макаренко // Педагогика. 2003. №8.

Горшкова В.В. Реконструкция философии Дж. Дьюи в контексте современного педаго­гического мышления // Педагогика. 2010. № 7.

Горшкова В.В., Костецкий В.В. Историче­ские смыслы учительства // Педагогика. 2010. № 10.

Горшкова В.В., Митковец Е.А. Филосо­фия образования Дж. Дьюи: формат исто­рии и современности // Педагогика. 2007. № 8.

Гриншпун С. С. Новые ориентиры в дея­тельности американской школы // Педагогика. 2007. № 1.

Гриценко Л.И. Деятельностная основа педагогики А.С.Макаренко // Педагогика. 2010. № 8.

Давыдов Ю.С. Болонский процесс и новые реформы российского образования // Педагогика. 2005. №7.

Данилова Л.Н. Введение единых обра­зовательных стандартов в ФРГ и Авст­рии // Педагогика. 2010. № 8.

Данилюк А.Я. Образование в судьбе со­временной России // Педагогика. 2008. № 1.

Дмитриев Г.Д. Модернизм, постмодер­низм и теория содержания школьного об­разова­ния в США // Педагогика. 2007. № 5.

Дридгер К.А. Проблема народности вос­питания в России первой половины ХIХ в.: официальная и славянофильская позиции // Педагогика. 2008. № 2.

Егоров С.Ф. Методологические идеи К.Д. Ушинского в процессе обре­тения педагогикой статуса науки // Педагогика. 1999. №6.

Желтов В. Болонская декларация и рос­сийское образование // Педагогика. 2007. № 9.

Заварзина Л.Э. Бурса в1830-1860-х гг. // Педагогика. 2008. № 6.

Заварзина Л.Э. Л. Н.Толстой в оценке П. Ф. Каптерева // Педагогика. 2008. № 8.

Заварзина Л.Э. Особенности научного стиля П.Ф. Каптерева // Педагогика. 2010. № 2.

Заварзина Л.Э., Панина Л.Ю. «Сумерки просвещения» или «свет знания»? // Педагогика. 2010. № 8.

Загвязинский В.И. Глобальные проблемы развития российского образования // Педагогика. 2005. №3.

Зеньковский В.В. Русская педагогика в начале XX века // Педагогика. 1997. №2.

Каганович А.А. Проблемы воспитания: размышления о прошлом и настоящем // Педагогика. 2008. № 7.

Кадневский В.М. А.П. Нечаев и становление экспериментальной педагогики в России // Педагогика.2005. № 1.

Крапивина Л. А. Причины кризиса ска­утских патрулей, дружин и пионерских отрядов в России в начале XX в. // Педагогика. 2010. № 3.

Лебедев П.А. Последняя попытка модернизации просвещения в Российской империи // Педагогика. 2006. № 8.

Любан Т.Н. В.В.Зеньковский о смысле и целях воспитания // Педагогика. 2008. № 2.

Макаренко А.С. Методы воспитания // Педагогика. 2007. № 8.

Мукаева О.Д. Буддийское воспитание в контексте современности // Педагогика. 2002. №2.

Муртазин М.Ф. Религия, школа, обще­ство: мусульманский взгляд // Педагогика. 2008. № 9.

Никандров Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности // Педагогика. 2007. № 1.

Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание в современной России // Педагогика. 2008. № 9.

Овчинникова Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики // Педагогика. 2007. № 1.

Петракова Т.И. Святоотеческое учение и проблемы современной педагогики // Педагогика. 2007. № 2.

Писарева Л.И. ФРГ: политика в области образования // Педагогика. 2010. № 1.

Рогачева Е.Ю. Педагогика Дж. Дьюи в контексте разных культур // Педагогика. 2003. №8.

Рыбин В.А. Религиозная идея в педагогике Нового времени // Педагогика. 2007. № 4.

Седова Е.Е. Педагогическая теория и образовательная практика Российского зарубежья // Педагогика. 2008. № 1.

Староверова Т.И. Домашнее образова­ние в России // Педагогика. 2010. № 7.

Степашко Л.А. Человек в концепции Я.А. Коменского // Педагогика. 1992. № 5-6.

Харисова Л.А. Духовно-нравственные ценности ислама // Педагогика. 2008. № 9.

Чуприкова Н.И. Система Л.В. Занкова: взгляд психолога // Педагогика. 2007. № 7.

Шапошников Л.Е. Эволюция и совре­менное состояние православного духовно­го образования в России // Педагогика. 2008. № 8.

Якунина А.Н. Семейное образование в России и США // Педагогика. 2010. № 8.

Ямбург Е.А. Контуры культурно-исторической педагогики // Педагогика. 2001. № 1.

Интернет-ресурсы

Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена – http://lib.herzen.spb.ru

Федеральный портал Российское образование – http://www.edu.ru/index.php

Каталог образовательных интернет-ресурсов – http://www.edu.ru/index.php

Научная электронная библиотека elibrary.ru – http://elibrary.ru/defaultx.asp

Гуманитарная электронная библиотека – http://www.lib.ua-ru.net/katalog

Научная онлайн-библиотека Порталус – http://www.portalus.ru

Электронная библиотека учебников по педагогике – http://studentam.net/content

Государственные образовательные стандарты общего образования – http://www.school.edu.ru

Приложение 1

К учебной программе курса

«История образования и педагогической мысли»

Наши рекомендации