Мотивы учения. Пути и средства формирования устойчивых познавательных интересов у младших школьников
Мотивы (франц. motif, от лат. moveo — двигаю) — побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности.
В современной психологии термин «мотив» применяется для обозначения различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта.
В роли мотивов могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы.
Наиболее адекватными для учебной деятельности являются учебно-познавательные мотивы, которые формируются в ходе осуществления самой учебной деятельности и поэтому могут рассматриваться как специфические психологические новообразования.
Мотивация − общее название для процессов, методов, средств побуждения учеников к активной познавательной деятельности.
Учебная мотивация определяется специфическими факторами (И. А. Зимняя):
· самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
· организацией образовательного процесса;
· субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);
· субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу;
· спецификой учебного предмета.
Учебная мотивация системна. Она характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью.
Обучение младшего школьника в зависимости от ситуации определяют и направляют различные мотивы:
ü чувство долга,
ü желание получить похвалу учителя,
ü боязнь наказания,
ü привычка выполнять требования взрослых,
ü познавательный интерес,
ü честолюбие,
ü стремление утвердиться в классе,
ü желание порадовать родителей,
ü желание получать лучшие оценки,
ü желание получить награду.
Среди этих мотивов один будет главным, ведущим, остальные — сопутствующими. Учитель должен выделять главный мотив и действовать, опираясь прежде всего, на него. Мотивация учения может быть положительная, нейтральная, негативная или сочетать эти стороны.
Положительными мотивами являются стремление к знаниям, желание получить хорошую отметку, заслужить благодарность родителей и учителей, быть уважаемым среди своих сверстников, подражание любимым героям, т.е. тем, кто является идеалом, примером для школьника. Задача состоит в том, чтобы развивать и укреплять эти мотивы.
Нейтральных к обучению мотивов в жизни школьников может быть достаточно много. Задача учителя заключается в том; чтобы знать эти нейтральные по отношению к процессу обучения мотивы, воздействовать на эти мотивы, стремясь сделать их положительными, помогающими учебе и самой учебной деятельности.
Достаточно много в жизни школьников мотивов, которые тормозят учение, отрицательно влияют на процесс усвоения знаний, учебные интересы и отношение к школе. Среди них преимущественное место занимают:
· отсутствие желания учиться,
· неумение учиться,
· неумение организовывать свой учебный труд,
· отставание в учебе,
· недостаточные знания, умения и навыки,
· недисциплинированность,
· отрицательное влияние товарищей и семейной обстановки.
Иногда плохое качество работы учителя, отсутствие уважения к детям порождают негативное отношение к учению. Перед учителем встает трудная задача сведения негативных мотивов хотя бы до нейтрального уровня, а также воспитания положительных мотиваций учения.
Основой развития и формирования положительных мотивов учения является учебная деятельность, развитие познавательных интересов в обучении. Дети еще недостаточно опытны, чтобы руководить собой, перевоспитывать себя. Учитель, владеющий педагогическим мастерством, хорошо понимающий общие интересы, индивидуальные особенности и склонности детей, находит методы и приемы активизации познавательной деятельности. Формирование проблемных ситуаций придает интерес, занимательность учебному занятию.
Значительно способствуют желанию учиться интересные практические занятия, экскурсии, наблюдения. Руководящая роль учителя состоит также в том, чтобы создать систему, гармонию интересов, стремлений и желаний, связанных со школой.
Интерес (лат. interest − имеет значение, важно) − познавательная направленность человека на предметы и явления окружающей действительности, связанная с положительным эмоциональным переживанием.
Интересы делятся на:
û эпизодические, возникающие в ходе деятельности и угасающие с ее окончанием,
û постоянные, характеризующие устойчивое отношение человека к окружающей его действительности.
Установлены общие закономерности действия интереса в обучении:
ü зависимость интересов учеников от уровня и качества их знаний, сформированности способов умственной деятельности;
ü зависимость интересов школьников от их отношения к учителям.
Пути и средствадля формирования устойчивых познавательных интересов:
· увлеченное преподавание,
· новизна учебного материала,
· историзм,
· связь знаний с судьбами людей, их открывшими,
· показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников,
· использование новых и нетрадиционных форм обучения,
· чередование форм и методов обучения,
· проблемное обучение,
· эвристическое обучение,
· обучение с компьютерной поддержкой,
· применение мультимедиа-систем,
· использование интерактивных компьютерных средств,
· взаимообучение (в парах, микрогруппах),
· тестирование знаний, умений,
· показ достижений обучаемых,
· создание ситуаций успеха,
· соревнование (с товарищами по классу, самим собой),
· создание положительного микроклимата в классе,
· доверие к ученику,
· педагогический такт и мастерство педагога,
· отношение педагога к своему предмету, ученикам,
· гуманизация школьных отношений и т.д.
Вопросы и задания
1. Что такое мотивы, мотивация?
2. Какие мотивы направляют учебную деятельность младшего школьника?
3. Охарактеризуйте положительные, нейтральные, негативные мотивы учения.
4. Что такое интерес? Назовите общие закономерности действия интереса в обучении.
5. Охарактеризуйте пути и средства формирования устойчивых познавательных интересов младшего школьника:
Педагогический процесс в начальной школе, его содержание и структура.
Проблемой первостепенной важности для педагогики является разработка и совершенствование научно обоснованной системы педагогической деятельности в интересах осуществления целостного педагогического процесса. В педагогической научной литературе сформировались некоторые определения понятия педагогический процесс.
Педагогический процесс ¾ это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач (В. А. Сластенин).
Несколько иначе дает определение педагогическому процессу Б. Т. Лихачев, рассматривая его не только как целенаправленный процесс, но и содержательно насыщенный организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей.
И. П. Подласый определяет педагогический процесс как «развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых». Таким образом, главная особенность педагогического процесса его внутренняя целостность.
Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат сознательных стимулирующих действий и деятельностей субъектов участвующих в нем. Целостность педагогического процесса указывает на внутренне связанную совокупность многих процессов. В нем неразрывно слиты процессы: обучения, образования, воспитания, развития и формирования. Обеспечение их единства на основе целостности, составляет сущность педагогического процесса. Сложные отношения внутри педагогического процесса выражаются:
Æ в единстве и самостоятельности процессов, его образующих;
Æ в целостности и соподчиненности входящих в него процессов;
Æ в наличии общего и сохранении специфического.
Обучение, воспитание, образование, развитие, формирование, входящие в целостный педагогический процесс могут выполнять главные (доминирующие) функции, в то время как другие, в этом случае, выполнять сопутствующие функции. Так, процесс обучения выполняя главную функцию в обучении, немыслим без сопутствующих ему функций воспитания, развития, образования.
Другой сущностной характеристикой педагогического процесса является взаимодействие педагогов и воспитанников на основе содержания образования с использованием разнообразных педагогических средств. Отсюда, компонентами системы, в которой протекает педагогический процесс, будут: педагоги, воспитуемые, условия воспитания.
Педагогический процесс включает: целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты.
Целевой компонент включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели – всестороннего и гармонического развития личности – до конкретных задач отдельных уроков, развития определенных качеств личности.
Содержательный компонент несет в себе образовательные, мировоззренческие идеи, ценности.
Деятельностный компонент включает организацию педагогического процесса, различные виды и уровни взаимодействия педагогов и воспитанников. Этот компонент часто называют в педагогической литературе организационным или организационно-управленческим.
Результативный компонент отражает не только эффективность его протекания, но достижение цели по обучению, воспитанию или развитию учащихся.
Педагогические процессы имеют повторяющийся, циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить этапы. Этап – последовательность развития процесса.
Главные этапы педагогического процесса:
Ø подготовительный,
Ø основной,
Ø заключительный.
В том случае, если процесс проходит три этапа он считается завершенным.
На подготовительном этапе определяются и формируются конкретные задачи, условия, в которых будет протекать процесс; прогнозируются достижения, проектируется итоговый документ подготовительного этапа – план, в котором точно определены цели, задачи и конкретные действия по достижению цели.
Основной этап осуществления педагогического процесса включает следующие взаимосвязанные элементы: подготовку и разъяснение целей и задач деятельности; взаимодействие педагогов и учеников; использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса, создание благоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников; обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами. На этом этапе особенно следует помнить, что педагогический процесс в значительной степени система саморегулирующаяся, так как занятие в ней учителя и ученики обладают собственной волей и свободой выбора. Оперативная обратная связь способствует своевременному введению корректирующих поправок, что делает педагогический процесс гибким и более управляемым.
Заключительный этап – анализ достигнутых результатов. Это один из сложных этапов, когда делается заключение о целесообразности, продуктивности проведенного педагогического процесса.
Многие педагоги-новаторы включают учащихся в анализ всех этапов педагогического процесса. Это способствует как развитию педагога, так и приучает учащихся быть «создателями», «соучастниками» педагогического процесса.
Движущими силами педагогического процесса являются противоречия объективного и субъективного характера, которые разрешаются в результате научно обоснованного педагогического процесса.
Наиболее общим объективным внутренним противоречием педагогического процесса является несоответствие реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляются со стороны общества, школы, учителей, сверстников. Одним из главных внутренних противоречий педагогического процесса и развития личности в детском возрасте является несоответствие между активно-деятельностной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни. Это противоречие конкретизируется целым рядом частных противоречий:
Æ между общественными интересами и интересами личности;
Æ между коллективом и личностью;
Æ между сложными явлениями общественной жизни и недостатком детского опыта для их понимания;
Æ между стремительно нарастающим потоком информации и возможностями учебно-воспитательного процесса.
К субъективным противоречиям можно отнести следующие:
ä между целостностью личности и функциональным подходом к её формированию;
ä между отставанием процесса генерализации знаний и умений и необходимостью применять обобщенные знания и умения;
ä между определяющим значением деятельности в развитии личности и установками на преимущественно словесное воспитание и др. (по В. А. Сластенину).
В отечественной педагогике достаточно основательно раскрываются законы и закономерности педагогического процесса (М. Н. Данилов, И. Я. Лернер, Ю. К. Бабанский, И. П. Подласый и др.). К основным закономерностямпедагогического процесса относятся следующие.
Закономерность динамики педагогического процесса. Все достижения воспитания зависят от его достижений на предыдущих этапах.
Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темы и уровень развития личности зависят от: а) наследственности, б) воспитательной и учебной среды; в) включения в учебно-воспитательную деятельность; г) применяемых средств и способов педагогического внимания.
Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависят от: а) интенсивности обратных связей между учениками и педагогами; б) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на учеников;
Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от: а) интенсивности и качества чувственного восприятия; б) логического осмысления воспринятого; в) практического применения осмысленного.
Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса обусловливается: а) качеством педагогической деятельности; б) качеством собственной учебно-воспитательной деятельности воспитанников.
Естественно приведенные закономерности не исчерпывают все связи, действующие в педагогическом процессе.
Обучение выполняет три функции: образовательную, воспитательную, развивающую.
Образовательная функция обучения заключается в формировании базовых научных знаний, составляющих основу информационного фонда, а также практических умений и навыков. Младшие школьники с первых дней обучения в школе знакомятся с научными знаниями – это факты, понятия, законы, закономерности, обобщенная картина мира. Очень важно в содержание учебного материала включить ту сумму знаний, которые будут необходимы для основных идей той или иной области знаний, существенных причинно-следственных связей. Усвоенные знания должны быть значимы для младшего школьника. «живыми знаниями» (В. П. Зинченко), ребенок должен понять их действенность и сознательно оперировать ими. Конечным результатом реализации образовательной функции должны быть общеучебные умения и навыки, а также специальные умения и навыки, которые усваиваются при изучении конкретных учебных дисциплин.
Воспитательная функция – объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Реализации воспитательной функции обучения способствуют следующие факторы:
Ø содержание образования (такие предметы начального образования как классное, внеклассное чтение, музыка, изобразительная деятельность и др. несут в себе огромный воспитательный потенциал);
Ø дополнительный дидактический материал, который может быть использован на уроках математики, окружающего мира и т.д. (данные о жизни и деятельности ученых, о богатстве природных ресурсов, красоте родного края);
Ø организация учебного процесса, предполагающая четко продуманную структуру урока, последовательность действий учителя в организации взаимодействия и сотрудничества младших школьников на уроке;
Ø рациональное использование методов, приемов и средств обучения, ориентированных на активизацию познавательной деятельности учащихся, их самостоятельность, инициативу, умение отстаивать свои взгляды, высказывать суждения;
Ø психологический климат в коллективе, основанный на гуманных отношениях, демократическом стиле общения;
Ø личность учителя. Учитель для младшего школьника является одним из важнейших факторов становления личности. От отношений к учителю и с учителем зависит успеваемость школьников, их психическое состояние, в целом статус школьника.
Развивающая функция предполагает развитие личности в процессе обучения. Однако существуют две точки зрения на соотношение обучения и развития:
Ö обучение идет вслед за развитием (Ж. Пиаже);
Ö обучение ведет за собой развитие (Л. С. Выготский)
Вторая точка зрения ¾ позиция отечественной психологии. Л. С. Выготский выдвинул учение о двух зонах (уровнях) развития личности. Оценивая развитие конкретного ребенка, важно учитывать не только актуальный уровень его развития (обученность, воспитанность, развитость ребенка), но и «зону его ближайшего развития (обучаемость, воспитуемость, развиваемость)». Отсюда очевидна идея опережающей роли обучения в развитии личности.
Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности обучения на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика получила закрепление в термине «развивающее обучение».
Начиная с 60-х годов, в стране разрабатываются различные подходы к построению развивающего обучения. На сегодняшний день отечественная наука имеет следующие фундаментальные теории развивающего обучения:
û теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина;
û личностно-ориентированное обучение И. С. Якиманской;
û система общего развития Л. В. Занкова;
û система содержательного обобщения и учебной деятельности Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
Приоритетные ценности школьного образования и, в первую очередь, начального образования, особенно сильно стали меняться в последнее десятилетие: от абсолютной ценности формирования знаний, умений и навыков школа начинает ориентироваться на ценности развития способностей, на становление ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной и прочих сферах. Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности – это результат реализуемых в единстве образовательной и воспитательной функций.
Вопросы и задания
1. Раскройте исторические предпосылки научных представлений о педагогическом процессе как целостном явлении.
2. Сравните определения понятия «педагогический процесс» в различных научно-педагогических источниках.
3. Назовите структурные компоненты ценностного педагогического процесса, этапы и условия его построения.
4. Дайте определение понятию «движущие силы педагогического процесса» как научно обоснованного разрешения объективных и субъективных педагогических противоречий, являющихся следствием недостаточно осознанных и ошибочных педагогических решений.
5. Что означает «закономерность» в педагогике.
6. Познакомьтесь с различными подходами классификации закономерностей в педагогике (Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин, Б.Т. Лихачев)
7. Назовите и раскройте сущность основного закона педагогического процесса, а также внешние и внутренние закономерности педагогического процесса.