Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
а) основная литература
1. История педагогики: Учебное пособие / В.А. Капранова. - 4-e изд., испр. - М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2015. - 240 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=472383
2. Основы досуговой педагогики в системе профессиональной подготовки: учебное пособие / Цепляева С.А. - Волгоград:Волгоградский ГАУ, 2015. - 88 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=615241
3. Педагогика воспитания: теория, методология, технология, методика - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 400 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=544551
4. Педагогика: Учебное пособие / Кроль В.М., - 2-е изд., испр. и доп. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 303 с. (Высшее образование: Бакалавриат) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=516775
5. Педагогический словарь - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 224 с.: 60x90 1/16. - (Библиотека малых словарей "Инфра-М") [Электронный ресурс] Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=542560
6. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 с.: (Доп. мат. znanium.com). - (Высшее образование: Бакалавриат). [Электронный ресурс] Режим доступа:http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=405308
7. Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов / А. М. Столяренко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 527 с. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=389413
б) дополнительная литература
1. 105 кейсов по педагогике. Педагогические задачи и ситуации: учебное пособие / В.А.Бейзеров. - М.: Флинта, 2014. - 84 с.
2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2009. – 464 с.
3. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В., Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - М.: 2009. - 256 с.
4. Бордовская Н. В. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов / Н. В. Бордовская, А.А.Реан. - СПб.: Питер, 2011. - 304 с.: ил. (учебное пособие).
5. Инвалидность и туризм: потребность и доступность: Монография / Сигида Е.А., Лукьянова И.Е. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 106 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=554394
6. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов вузов / [З. И. Васильева, Н. В. Седова, Т. С. Буторина и др.]; под ред. З. И. Васильевой. - 6-е изд., перераб. - М.: Академия, 2011. - 432 с. (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат).
7. Педагогика: учебник для бакалавров / [авт.: Л. П. Крившенко, В. В. Воронов, Л.В.Юркина и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. – 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Проспект, 2013. - 488 с.
8. Педагогика: учебник для студентов вузов / И. П. Подласый. - 2-е изд., доп. - М.: Юрайт: ИД Юрайт, 2011. - 574 с. (Основы наук)
9. Педагогика: учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина; Междунар. акад. наук пед. образования. - М.: Академия, 2007. - 576 с.
10. Педагогика: учебное пособие для студентов вузов / [авт.: Б. З. Вульфов, В. Д. Иванов, А. Ф. Меняев и др.]; под ред. П. И. Подкасистого. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Юрайт: ИД Юрайт, 2011. - 502 с. (Основы наук)
11. Психология и педагогика: учебное пособие для студ. вузов. / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с.
5.3 Периодические издания
Журналы: «Вестник образования», «Управление образованием», «Психология обучения», «Педагогика».
5.4 Интернет-ресурсы
1. «Национальный цифровой ресурс «РУКОНТ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rucont.ru/ Центральный коллектор библиотек «Бибком». – М.: ООО «Агентство «Книга-Сервис», 2011
2. Международная ассоциация А.С.Макаренко [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.antonmakarenko.narod.ru
3. Век образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.biblio.narod.ru
4. История педагогики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.hist-ped.chat.ru
5. Педагогический банк данных. [Электронный ресурс]. Режим доступа: web.redline.ru/education
6. Научно-педагогическая электронная библиотека (НПЭБ) — академическая сетевая библиотека, специализирующаяся по педагогике и психологии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: bibrao.gnpbu.ru
7. Портал для детей, родителей и педагогов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.o-detstve.ru
8. Методический сервер ВГУЭС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: аbc.vvsu.ru
9. Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского. Полнотекстовая база авторефератов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gnpbu.ru
10. Библиотека Федерального портала «Российское образование». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru
6 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Лекционные аудитории, оснащённые видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном и имеющие выход в Интернет.
Аудитории для проведения практических занятий, оборудованные учебной мебелью.
Библиотека, имеющая рабочие места для обучающихся, оснащённая компьютерами с доступом к базам данных и сети Интернет, а также правовая информационная система «Консультант-плюс», «Гарант».
7 СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ
Адаптация – приспособление личности к объективным общественным отношениям: адекватное восприятие социальной действительности, собственных возможностей, целей и перспектив, системы общепринятых отношений, общения и деятельности и следование им.
Ассимиляция – усвоение норм поведения и следование им с помощью уже сформировавшихся психических функций, расположенных в зоне актуального развития.
Аккомодация – изменение схем поведения, не вполне соответствующих принятым нормам; в результате аккомодации появляются новообразования, формирующиеся в зоне ближайшего развития.
Акселерация – ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте.
Барьеры педагогического творчества: инерция мышления, по-другому вязкость мышления; узость мышления, выражающаяся в его функциональной ограниченности, когда использование знаний происходит лишь в установленных мыслительных пределах. Выделяют также внугриличностные барьеры творческого самовыражения педагога: личностные обоснования педагогом собственных педагогических действий или уклонение от них: «это у меня уже есть «это у меня не получится», «это не решает моей главной проблемы», «здесь не все равноценно».
Валеологическое образование и воспитание -воспитание у учащихся потребности в здоровье, формирование у них научного понимания сущности здорового образа жизни и выработки соответствующего поведения. В основе В. о. и в. лежит концепция формирования здорового человека, осуществляемого через нравственное, физическое и половое воспитание, обучение способам психосаморегуляции, передачу и усвоение гигиенических, физиологических, экологических и медицинских
Воздействие педагогическое - влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей.
Возрастные особенности– характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.
Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности.
Гуманистическая педагогика – система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям.
Дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах. Дидактика – это часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования.
Дидактические средства самообучения – созданные учениками различные виды трансформации изучаемой информации (схемы, карты памяти, графы, модели, разработки дидактических игр)
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать: 1) как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных образовательных систем XXI века; 2) как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья; 3) как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
Знание – проверенный практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности, отраженный в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий. Это вид информации, отражающей опыт специалиста (эксперта) в определенной предметной области, его понимание множества текущих ситуаций и способов перехода от одного описания объекта к другому.
Инновационная деятельность -создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений. Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно:
1)научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие») и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);
2)проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);
3)образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).
Карьера – это процесс смены социальной позиции субъекта в профессионально-должностной структуре; это – продвижение, перемена социальных ролей, через которое человек добивается повышения своего престижа.
Компетенция– теоретический и практический результат образования, представляющий собой единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, заданностью ситуации и должностью.
Личность– устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
Медиа-образование – образование, имеющее своей целью подготовку – нового поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, овладение способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий, изучение закономерностей массовой коммуникации.
Метод– путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. Научный метод представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта.
Метод воспитания – путь достижения заданной цели воспитания. Методы – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.
Метод обучения – ориентированный на достижение дидактических целей способ организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами. Методы обучения – это и способы передачи знаний учащимся в готовом виде, и способы совместной деятельности учителя и учащихся при познании сути отдельных явлений, и способы организации самостоятельной практической и познавательной деятельности учащихся и одновременно – способы стимулирования этой деятельности.
Мониторинг– система контроля, слежения за процессом и результатами исследования, включает сбор обработку и анализ информации для коррекции, принятия решений, улучшающих образовательный и исследовательский процессы.
Мотивация– общее название процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Мотивы– это конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки.
Метод обучения – способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение задач обучения, т.е. дидактических задач.
Навык– действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и доведенный до автоматизма путем многократного упражнения.
Объект – область действительности, которую исследует данная наука.
Образование (в буквальном смысле – формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах) – объем систематизированных знаний, умений, навыков и способов мышления, которыми овладел обучаемый в результате целенаправленного процесса воспитания и обучения.
Обучение– специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний и умений, формирование навыков, компетенций и мировоззренческой позиции, а также на развитие способностей обучаемых, соответствующих образовательной цели. Обучение – это упорядоченное взаимодействие педагога с учащимся, направленное на достижение поставленной цели.
Объяснение– доказательное изложение какого-либо закона, правила, хода решения задачи, устройства прибора, а также анализ соответствующих явлений природы, исторических событий и дат, особенностей художественного произведения и т. п.
Организация обучения – упорядочение дидактического процесса по определенным категориям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели;
Педагогика – наука о закономерностях социального наследования культурных ценностей от поколения к поколению.
Педагогика – вид деятельности, направленный на усвоение личностью социального опыта и ее собственное развитие (что есть собственный объект педагогической науки).
Педагогический процесс – развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение воспитательной и образовательной цели и приводящее к заранее намеченному преобразованию личностных свойств и качеств воспитуемых. Это процесс, в котором социальный опыт обучения, воспитания и развития переплавляется в личностные качества.
Педагогические инновации – нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса.
Педагогическое творчество –выработка и воплощение учителя в постоянно меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестандартных педагогических решений.
Позиция педагогическая– положение, которое мысленно занимает педагог по отношению к учащимся и которое определяет его поведенческий выбор в момент взаимодействия с ними.
Предмет – способ видения объекта с позиций этой науки.
Преподавание– упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (и образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний;
Прием обучения – действие учителя, вызывающее ответную реакцию учащихся, соответствующую целям этого действия. Прием – это более частное понятие по отношению к понятию метода обучения, это деталь метода.
Принципы обучения – историческая и одновременно социальная категория. Они совершенствуются в зависимости от исторических особенностей развития общества, от уровня развития науки и культуры в нем. Из принципов обучения вытекают правила обучения, отражающие более частные положения того или иного принципа, т. е. каждый дидактический принцип имеет свои конкретные правила реализации.
Приучение– интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество.
Процесс обучения – процесс передачи обществом и отдельными людьми накопленного опыта подрастающему поколению. Процесс обучения – специфическая социально-педагогическая система, а любая система основывается на каких-то общих положениях, которые и называются принципами. Дидактические принципы являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе методов и форм обучения и т. п.
Профессиональное продвижение – это процесс должностного и профессионального роста, предполагающий перемещение и смену места приложения труда работника.
Профессиональный рост –это комплексный процесс, включающий в себя совокупность взаимосвязанных прогрессивных изменений, происходящих в личностном, предметном, функциональном, социальном компонентах профессиональной деятельности субъекта.
Развитие– процесс и результат количественных и качественных изменений в человеке, связанный с переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему.
Ретардация– отставание в развитии (общее психическое недоразвитие), проявляющейся в синдромах психического инфантилизма.
Самовоспитание – систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств – как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные и волевые качества, необходимые привычки поведения.
Самореализация личности - наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей.
Содержание образования – система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения;
Смысл личностный - действительное индивидуализированное отношение личности к окружающему миру. Смысл личностный осознается как «значение – для меня» усваиваемых человеком безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, ценности и идеалы. Определение С. л. выступает содержательным элементом культуры жизненного самоопределения личности, формирование которой в настоящее время понимается как одна из ведущих задач воспитания.
Тестирование– целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.
Технология – система предложенных наукой алгоритмов, способов и средств, применение которых ведет к заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует получение продукции заданного количества и качества. Технология – концентрированное выражение достигнутого уровня производства: это и способ, и результат внедрения научных достижений
Требование – метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.
Творческая индивидуальность -характеристика личности, обладающей творческой направленностью, мотивацией, способностями, мышлением, внутренней активностью.
Умение – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия по определенным правилам на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях (при этом задействуется освоенный субъектом способ выполнения действия).
Упражнение– практический метод воспитания, сущность которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма.
Учение– процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные;
Формирование– процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических и психологических.
Цель– то, к чему стремятся, что надо осуществить. В этом смысле под целью воспитания понимаются заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы.
Цель современного образования– развитее тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность.
Ценности (духовные) –абстрактные идеи, воплощающие общественные идеалы, выступающие как эталоны должного для какого-либо общества, человечества, личности.
Ценности общечеловеческие - эталоны должного, общественные идеалы, выработанные человечеством и передающиеся из поколения в поколение; нравственные ориентиры, регулирующие жизнедеятельность и отношения людей.
Ценностные ориентации -отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и мировоззренческих ориентиров. Это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.