Отделение помощи детям с эмоционально-волевыми нарушениями и нарушениями общения
Программа работы включает несколько направлений помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста с выраженными нарушениями общения и эмоционально-волевой сферь (ранний детский аутизм, ранняя детская шизофрения, психопатии детского возраста, синдром двигательной расторможенности, мутизм, эпилепсия, эписиндром и др.).
Помощь ребенку начинается с организации элементарного взаимодействия ребенка со взрослыми из близкого окружения и далее строится таким образом, 4Tq6biпостепенно расширять его познавательные и коммуникативные возможности. Основная цель всей работы — достичь максимально возможного для данного ребенка уровня развития, жизнедеятельности и адаптации.
Значительных улучшений добиваются даже у детей, находившихся исходно в тяжелом состоянии. Ряд детей дошкольного возраста удается подготовить к посещению массовых детских садов; ряд детей, в соответствующих государственных структурах признанных «необучаемыми», уда-
План-задание для самостоятельной работы
ется подготовить и выпустить для обучения в массовые и специализированные школы.
В отделении также организована мини-школа для обучения в небольших группах детей младшего школьного возраста с нарушениями общения, которые не были приняты ни в какие школы.
Отделение для детей с нарушениями речевого и коммуникативного развития
В коррекционной работе используются методики, которые очень эффективны для неговорящих детей и позволяют формировать речь во многих случаях, считавшихся бесперспективными, позволяют активизировать компенсаторный потенциал ребенка и достигать значительных улучшений психического, речевого и познавательного развития.
Отделение психолого-педагогической помощи детям с глубокой умственной отсталостью
Развивающее обучение крайне необходимо для данной категории детей. Ранняя психолого-педагогическая работа позволяет достигать принципиально новых результатов помощи детям, положительных сдвигов в эмоционально-волевой и познавательной сферах, сдвигов, расширяющих традиционные представления о компенсаторных возможностях глубоко умственно отсталых детей.
Начало коррекционной работы строится на основе формирования отдельных видов продуктивной деятельности, доступных для детей любого уровня, позволяющих установить контакт с ребенком и вызвать положительную реакцию на обучение. Основным приемом обучения является совместная работа педагога и ребенка: руки педагога управляют руками ребенка. По мере закрепления простейших навыков работы производится переход к более сложным действиям и формам работы.
Дети младшего школьного возраста, посещающие специализированную школу, получают в Центре поддерживающие занятия. Кроме того, проводится консультативный прием детей.
Для детей, не принятых в специализированную школу, в Центре действует мини-школа в составе двух учебных групп.
Отделение нейропсихологической помощи детям предшкольного и младшего школьного возраста с трудностями обучения
Современная массовая школа «выбраковывает» все большее количество детей, имеющих те или иные особенности, приводящие к трудностям обучения. Таким образом, многие дети, даже признанные исходно психически и соматически здоровыми, постепенно вытесняются из системы образования.
Применяемые в рамках данной программы новейшие методы нейро-психологической диагностики особенностей индивидуального развития мозга и отдельных его структур позволяют выявить истинные причины трудностей обучения и разработать в каждом случае систему методов и коррекционных программ, адекватных структуре и механизмам выявленных психических дисфункций.
Интегративный детский сад
Выполняет функцию промежуточной адаптационной площадки для «выпускников» Центра, коммуникативные возможности которых расши-