ГРИГОРИЙ САВВИЧ СКОВОРОДА (1722-1794),украинский философ, поэт, просветитель-гуманист
Биографические сведения, сочинения | Общефилософские и общепедагогические взгляды | Содержание и методы воспитания и обучения |
Родился в семье малоземельного казака в Полтавской губернии. 1738-1741 гг.и 1742-1750 гг.учился в Киево-Могилянской академии. В1742г. был выбран в придворную певческую капеллу. После возвращения из-за границы преподавал поэтику в Переяславской семинарии. 1754—1759гт. —домашний учитель. В1760—1769 гг.преподавал в Харьковском коллегиуме поэзию, синтаксис, греч. яз., основы христианского благонравия, оттуда его триады увольняли за антиклерикальные взгляды. Стал странствующим философом. Работы:Рассуждения о поэзии и руководство к искусству оной, Сад божественных песней, Убогий жаворонок, Благодарный Еродий, Начальная дверь ко христианскому добронравию для молодого шляхетства Харьковской губернии и др.., распространялись в основном в рукописном виде, не издавались из-за церковной цензуры. | Был одним из первых в истории укр. общественной мысли, кто выступил против официальной религии и церковной схоластики,против схоластического образования, обратившись к природе, человеку и его разуму, стремился к материалистическому миропониманию, но не стал законченным атеистом. В своих проповедях, притчах, письмах, философских и пед. произведениях подверг резкой критикефеодально-аристократическую систему воспитания, где все приносилось в жертву моде, карьере, пресмыканию перед Западом, царским двором. Считал, что образование должно быть всеобщим, равным, общедоступнымибесплатнымдлядетей обоего пола. Выступал за национальную самобытностьнауки и культуры. Считал бессмысленным заимствовать чужие пед. теории воспитания, т. е. воспитание всегда складывается в соответствии с историей, образом жизни, нац. особенностями данного народа. Народность—краеугольный камень его пед. системы. Говорил о необходимости тесной связи теории и практики, науки и жизни. Труди презрение к тунеядству—коренные основания его этики. Свободный труд—основа всей «машины» общественной жизни, начало и венец радости человека и общества. | Высоко ценил научное знание и умственное воспитание. Особое внимание уделял науке о человеке, нужной, по его мнению, каждому гражданину Был против поверхностного обучения. Видное место отводил чтению—«оно просвещает разум». В основе воспитания и образования должны лежать самодеятельность, наглядность и труд. Воспитание должнобыть полным, включатьвсебя воспитание умственное, нравственное, эстетическое, физическое. Нравственное воспитаниеосуществлял по принципу: научить благодарности—умению сочетать личные интересы с интересами др. людей. Воспитывал учеников в духе любви к людям, труду, в духе высокой нравственности, честно-сти и преданности Отечеству. Человека надо любить и уважатъ за его достоинства. Дружба —«основание, союз, венец обществу». Будучи поэтом и знатоком народных песен, сказок, он проявлял исключительную заботу об эстетическом воспитаниисвоих учеников. Выступал за обучение русского народа русскими учителями. Учительдолжен быть высокообразованным, любящим свое дело, честным, независимым, примерным в собственной жизни, его слова не должны расходиться с делом. |
НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ НОВИКОВ (1744-1818), ' выдающийся русский просветитель, книгоиздатель, писатель-публицист
Педагогическая и общественная деятельность и основные работы
Педагогические взгляды
Организованная им типография издавала большими тиражами учебные книги.
Возглавил общественное движение по организации независимых от царской власти народных училищ: создание школ для непривилегированного населения. Ратовал за разработку педагогики как теории воспитания.
Был создателем и организатором первого в России детского журнала «Детское чтение для сердца и разума».
В своих сатирических журналах «Трутень» и «Живописец» помещал статьи на педагогические темы.
Статьи:О воспитании и наставлении детей; Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия; Век живи, век учись; Переписка отца с сыном о деревенской жизни и др.
Верил в возможность преобразования общественного бытия Отечества на началах просвещения.Призывал к нравственному совершенствованию людей, считая, что они станут добродетельными, еслибудут просвещенными и образованными.
Цель воспитания— формирование активной добродетельной личности.
Воспитаниедолжно соединять физическое, нравственное и разумноеразвитие детей. Стараться образовывать разум и сердце детей. «Причина всех заблуждений человеческих есть невежество, а совершенства — знание».
Руководствовался идеей народностивоспитания. Выступал против физических наказаний.
Считал, что задачу воспитанияюношества на себя должно взятьобщество.
Стремился примиритьнауку с религией.Видел в религиозном воспитании составную часть нравственного воспитания.
Считал необходимым любить и уважать детей, воспитывать их на положительных примерах, заставлять вдумываться в мотивы своих поступков, постоянно упражняться в нравственных действиях, воспитывать любовь к правде и твердое намерение отстаивать истину.
Призывал прививать детям уважение к людям труда. С ранних лет детей надо приучатьк полезному труду. Главным средствомвоспитания должна быть книга.
Образование должноне только обогащать разум детей новыми знаниями, но и развивать их способность мыслить.