Глава VII. Психологические основы обучения. Использование данной методики позволяет более наглядно выявить пробелы знаний, вычленить основные трудности


Использование данной методики позволяет более наглядно выявить пробелы знаний, вычленить основные трудности, имею­щиеся в усвоении предмета. Это задание может быть интересно не только учителю, но и ученикам, которым самим становится по­нятно, что они усвоили лучше, что слабее знают, а что совсем не усвоили. Помимо математики, данное задание может выполняться и на других уроках. Учитель всегда может продумать структуру этой матрицы, выбрать необходимые задания, исходя из своих пред­ставлений о том, что обязательно должен усвоить учащийся.

Глава VII. Психологические основы обучения. Использование данной методики позволяет более наглядно выявить пробелы знаний, вычленить основные трудности - student2.ru


План-задание для самостоятельной работы335

Глава VII. Психологические основы обучения. Использование данной методики позволяет более наглядно выявить пробелы знаний, вычленить основные трудности - student2.ru

Примечание. Теоретический материал можно заимствовать из следующих источников [85, 91, 125, 130].

4. Используя предлагаемый опросник, исследуйте преоблада­ющие мотивы в своем (или ином) классе, сделайте предположе­ние об их детерминированности (причинной обусловленности) и предложите некоторые психолого-педагогические рекомендации по усилению или переориентации мотивов учения1.

ОПРОСНИК

Дорогой друг!

Учеба занимает в твоей школьной жизни большое место. Про­сим тебя высказать свое мнение по вопросу о причинах, побужда­ющих большинство твоих одноклассников и тебя лично учиться.

1 Опросник взят из кн.: Организация психологической службы в школе / Сост. А.С. Чернышев, и др. Курск, 1989. С. 23, 24.



Глава VII. 11сихолотчес1те основы обучения

(Обведи номер вопроса, соответствующего твоему мнению, за класс — кружком, а за себя — поставь перед вопросом знак +.)

(Можно отмечать несколько вопросов, если это соответствует твоему мнению.)

Вопросы

1.Потому что хотим много знать.

2. Потому что сейчас все учатся.

3. Потому что интересно.

4. Потому что нравится учиться.

5. Привлекает сам процесс з^ебы.

6. Из-за любопытства.

7. Заставляют родители.

8. Потом легко будет устроиться на работу или поступить в вуз .

9. Хочу быть авторитетным в школе.

10.Неприятно испытывать наказания за плохую учебу.

11.Люблю заниматься самообразованием.

Количественная обработка данных опроса

Количество учащихся Из них по позициям
 
Абсолютное число по классу                      
%                      
Абсолютное число индиви-дуапьных                      
%                      

Обработка проводится с помощью таблицы.

Количественная обработка

Установление иерархии мотивов — расположить по значимости (на основе % мотивы в общий ряд). Оценка полученной иерархии мотивов: соотношение удельного веса положительных и отрица­тельных мотивов.

Возможная интерпретация. Преобладающими мотивами учеб­ной деятельности стали такие факторы деятельности школы, се­мьи", учащихся, как (перечислить)

План-задание для самостоятельной работы



Для усиления переориентации мотивации учебной деятельно­сти школьников целесообразно ввести следующие педагогические воздействия

Примечание. Теоретический материал можно позаимствовать в следующих источниках: [36, 40, 58, 64].

Проведите экспериментальные исследования мотивации уче­ния младших школьников с использованием предлагаемого ниже комплекса методических процедур. На основе изученного вами те­оретического материала и результатов исследования подготовьте текст доклада (или стендового доклада) для научно-практической конференции по проблемам специфики учебной деятельности младших школьников (или учащихся первой ступени). В тексте дол­жен быть представлен весь научно-методический аппарат (про­блема, гипотеза, цель, задачи, методика, результаты, выводы и рекомендации по формированию учебно-познавательных мотивов учения младших школьников).

5. Измерьте уровень учебной мотивации у учащихся класса.

Наши рекомендации