Работа с понятийным аппаратом
«Любое исследование начинается с формирования и отбора понятий» (М.М. Бахтин). Понятие – одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения. Поэтому в процессе работы необходимо постоянно следить за тем смыслом, который вкладывается исследователем в тот или иной используемый смысл. Каждый раз, когда появляется необходимость использовать какой-либо термин, начинается работа с ним с общих словарей, энциклопедий, энциклопедических словарей. В первую очередь, это словари русского языка В. Даля и С.И. Ожегова, Словарь иностранных слов, Советский энциклопедический словарь. Эти источники дадут однозначное толкование общеупотребительных терминов. Причем, хотя терминология в них все же вносит свои нюансы в объяснениях значений слов, позволяет лучше ориентироваться при использовании того или иного термина.
При написании работы полезно познакомиться с содержанием основных понятий исследования в философских словарях, энциклопедиях. Из философских словарей можно рекомендовать Философский энциклопедический словарь, выпущенный в 2004 году [22]. В этих же целях будет полезен логический словарь-справочник Н.И. Кондакова [7].
При написании работ по дошкольной педагогике необходимо обращаться к социологическим, психологическим словарям, энциклопедиям. Из социологической литературы можно рекомендовать Большой толковый социологический словарь [2]. Из психологической литературы такого рода наиболее удачен словарь К.К. Платонова [14]. Из педагогической литературы можно рекомендовать Педагогический энциклопедический словарь (Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад, М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.- 528с) [13].
И наконец, третий этап, когда речь идет о терминах, имеющих существенное значение для данного исследования, т.е. дошкольной педагогики. Необходимо проанализировать их толкование в психологической, педагогической литературе – словарях, энциклопедиях, монографиях, статьях и т.д. Причем, в первую очередь берутся фундаментальные публикации тех авторов, чьи теории, концепции кладутся в основу данного исследования. По дошкольной педагогике мы рекомендуем использовать словарь «Дошкольное образование: словарь терминов» / сост. Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, С.Н. Толстикова [и др.] – М.: Айрис-прес, 2005 [5], а так же статьи из журналов: «Детский сад», «Детский сад от А до Я», «Дошкольное воспитание», «Современный детский сад», «Управление дошкольным образованием»; газеты «Дошкольное воспитание».
Таким образом, в научной работе должны найти отражение:
- Нормативные документы - Конституция, законные акты, кодексы, подзаконные акты
- Специальная литература – монографии, учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия, энциклопедии и справочники
- Периодическая литература – журналы, реферативные сборники, газетные публикации
- Материалы архивов и текущего делопроизводства
-
Список литературы должен быть за последние 7-8 лет (за исключением избранных произведений классиков, не переизданных за последние десятилетия). |
По этим публикациям целесообразно составить тезаурус – словарь используемых данными авторами терминов с раскрытием их толкований и соотношений между собой (см. таблицу 7). Приводим пример работы над понятиями. Название параграфа «Поликультурная среда как регулятор этнокультурных отношений будущих воспитателей ДОУ». Ключевое слово – поликультурная среда.
Таблица 7
Работа с понятиями
Понятие | Определение | Источник |
среда | а) воздушная среда – вещество, заполняющее пространство и обладающее какими-нибудь свойствами; б) среда обитания – окружение, совокупность условий существования живых организмов; | Ожегов, С.И. Словарь русского языка /под ред. Н.Ю. Шведовой / С.И. Ожегов. – 19-е изд-е, испр. – М., 1987. |
в) окружающие человека социально-бытовые условия, обстановка, влияющая на формирование личности, совокупность людей, связанных общностью этих условий [33, с.675]. | ||
- совокупность естественных и искусственных условий, в которых осуществляется жизнедеятельность человека [29. с.31]. | Маркович, Д.Ж. Социальная экология /Д.Ж. Маркович.- М.: 1991. | |
- ось культуры и ось смыслов освоения индивидом [22, с.73]. | Мамардашвили, М.К. Сознание, как философская проблема / М.К. Мамардашвили //Вопросы философии. – 1990. №10. – С. 73-79 | |
- все то, что окружает субъект и посредством чего он реализует себя как личность [25, с.136]. | Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании / Ю.С. Мануйлов. – Кустанай, 1997. – 224 с. | |
Необходимо знать среду, чтобы знать, как нужно на эту среду воздействовать. Но этого мало. Мы видим, что эта среда сама воспитывает [52, с.492]. | Шацкий, Т.С. Педагогические сочинения. М., изд. Академии педагогических наук РСФСР / С.Т. Шацкий. В 4т., 1964. Т 3. | |
На условия развития ребенка влияет географическая зона и особенности географического места расположения [11, с.52]. | Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-хт. Т1. / под ред. А.В. Петровского /П.П. Блонский, - М., 1974. – 254 с. | |
Развивающая среда | - комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении [34, с.398]. | Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /подьред. С.А. Смирнова. М., 2004. С. 398-416. |
Социальная среда | - культурно-психологический климат, создаваемый людьми и определяемый их взаимосвязью, взаимоотношением и взаимодействием в процессе жизнедеятельности человека [41, с.46]. | Реймерс, Н.Ф. Экология, Теория, законы, принципы и гипотезы / Н.Ф. Реймерс. М., 1994. |
Образовательная среда | - система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [64, с.17]. | Ясвин, В.А. образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М. 2001. |
Полиэтническая среда | - это та часть социальной реальности, которая поддерживает традиционные механизмы решения проблем взаимодействия и единства коллективного существования многих этнических общностей конкретной территории [14, с.110]. | Вертякова, Э.Ф. Теоретико-методологические аспекты регулирования этнокультурных отношений в образовательном пространстве / Э.Ф. Вертякова. – Челябинск: 2006. |
- часть образовательной среды какого-либо учреждения, представляющей собой совокупность условий, влияющих на формирование личности, готовой к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей свою этническую идентичность и стремящейся к пониманию других этнокультур, уважающей иноэтнические общности, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных национальностей конкретного региона [43, с.110]. | Теоретико-методологические аспекты регулирования этнокультурных отношений в образовательном пространстве [Текст] / Э.Ф. Вертякова. – Челябинск: ЧГПУ, 2006. – 143 с. |
Среда, в которой живет человек, имеет исторические корни и в этом смысле является частью культуры общества, в которой закреплены национальные, региональные традиции, особенности, обусловленные природой, климатом. Для будущих воспитателей в поликультурной региональной системе образования эта проблема напрямую связана с полиэтнической образовательной средой. Для ее понимания в первую очередь необходимо рассмотреть определение разных исследователей понятия «поликультурная образовательная среда».
Среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. В русском толковом словаре понятие «среда» представлена в трех аспектах: а) воздушная среда – вещество, заполняющее пространство и обладающее какими-нибудь свойствами; б) среда обитания – окружение, совокупность условий существования живых организмов; в) окружающие человека социально-бытовые условия, обстановка, влияющая на формирование личности, совокупность людей, связанных общностью этих условий. В данной работе остановимся на последнем аспекте толкования этого понятия.
Признавая сложный, многокомпонентный характер среды, Д.Ж.Маркович определяет среду как совокупность естественных и искусственных условий, в которых осуществляется жизнедеятельность человека [29] .
Создавая философию свободной личности, М.К. Мамардашвили рассматривал среду как ось культуры и ось смыслов освоения индивидумом. Двигаясь вдоль первой оси, человек осваивает знания и умения, а движение по другой представляет собой их осмысление, дающее возможность человеку проникнуть в связь культуры с его собственным существованием [22] .
Важнейшим фактором формирования личности ребенка П.П.Болонский считал географическую зону и особенности географического места расположения [11]. На воспитательное значение среды, в которой живут дети, указывал С.Т. Шацкий: «Необходимо знать среду, чтобы знать, как нужно на эту среду взаимодействовать. Но этого мало. Мы видим, что эта среда сама воспитывает ребенка» [52, с.492].
Н.Ф. Реймерс характеризует социальную среду как культурно-психологический климат, создаваемый людьми и определяемый их взаимосвязью, взаимоотношением и взаимодействием в процессе жизнедеятельности человека [41].
Ю.С.Мануйлов, разработчик средового подхода, определяет в качестве среды «все то, что окружает субъект и посредством чего он реализует себя как личность» [25, с 136]. Среда может обогащать или обеднять, побуждать, развивать познавательную, творческую мотивацию или подавлять ее. Среда образовательном учреждении формируется педагогическим и детским коллективом. Если в этой среде господствуют ценности, идеи развития личности, индивидуальности и создают условия для их реализации, то такую среду называют развивающей.
Р.Б. Стеркина понимает под развивающей средой «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении» [34, с.398].
Образовательная среда привлекала внимание многих известных ученых. Так, например, В.А. Ясвин под образовательной средой понимает «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [64, с.17] .
В многонациональной России характерной чертой образовательной среды является полиэтничность. Полиэтническая среда - эта та часть социальной реальности, которая поддерживает традиционные механизмы решения проблем взаимодействия и единства коллективного существования многих этнических общностей конкретной территории» [14, с 110].
Таким образом, мы, как и Э.Ф. Вертякова, под полиэтнической средой понимаем ту часть образовательной среды какого-либо учреждения, представляющей собой совокупность условий, влияющих на формирование личности, готовой к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей свою этническую идентичность и стремящейся к пониманию других этнокультур, уважающей иноэтнические общности, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных национальностей конкретного региона.