III. Формирование практических умений и навыков.
· Распознавание звука [o].
Учитель называет ряд слов, в которых имеется или отсутствует изучаемый звук, а дети хлопками сигнализируют о его наличии в слове. (Осы, жук, сом, карась, Оля.)
Физкультминутка
■ Развитие связной речи учащихся.
Составление рассказа по картинке.
& Работа по учебнику: с. 28–29.
Вопросы:
– Что вы видите на картинке?
– Какое время года изображено? Почему так думаете?
– Чем занимается крот?
– Что находится в подвале у крота?
▲ Чтение стихотворения на с. 29.
▲ Чтение пословиц на с. 28.
Учитель выясняет, как понимают учащиеся их смысл.
IV. Итог урока. Рефлексия.
– Какому звуку, какой букве был посвящен урок? (Гласному звуку [o], букве Оо.)
– Чему учились на уроке?
– Что особенно понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
Спасибо за урок.
Урок 17. гласный звук [о], БУКВА Оо
(закрепление)
Цели: закрепить знания учащихся о гласных звуке [о], букве Оо; развивать речь, логическое мышление, память.
Оборудование:учебник.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Актуализация опорных знаний.
Постановка целей и задач урока.
Вопросы:
– На какие две группы делятся все звуки? (Гласные и согласные.)
– Как можно определить, что звук является гласным?
– А согласным?
– Если звук произносится без преград, поется, то каким является этот звук? (Гласным.)
– Из каких звуков состоит слияние? (Согласного и гласного.)
– С каким гласным звуком мы познакомились на прошлом уроке? (С гласным звуком [o].)
– Какой буквой обозначается звук [o]? (Буквой О.)
Учащиеся показывают карточку с изображением буквы Оо.
1. Работа с «лентой букв» (с. 31).
Учитель. Так как буква О гласная, мы поместим ее в клеточку красного цвета.
2. Распознавание звука [o].
& Работа по учебнику: с. 30.
Вопросы:
– Кто изображен в верхней части страницы? (Рыбы.)
– Назовите признаки рыб, по которым их можно отличить от других представителей животного мира.
– В названии каких рыб присутствует звук [o]? (Окунь, сом.)
– В названии какой рыбы звук [o] отсутствует? (Щука.)
Физкультминутка
■ Развитие связной речи учащихся. Составление рассказа по картинке.
& Работа по учебнику: с. 30.
Вопросы:
– Назовите героев сказки. (Крокодил Гена, Чебурашка.)
– Что случилось у крокодила Гены? (Заболели зубы.)
– Как он охает? (О-о-о.)
– Что делает Чебурашка? (Чебурашка жалеет крокодила Гену.)
Анализ предложения:
Чебурашка жалеет крокодила Гену.
Схему, полоску за полоской, записывают на доске четыре ученика, одновременно произнося выделяемое слово.
Вопрос:
– Какой звук произносят при большом удивлении? (О-о-о!)
3. Слого-звуковой анализ слов аист, арбузы, окуни (по схемам на с. 30).
Физкультминутка
& Работа по учебнику: с. 31.
Вопросы:
– Иллюстрации к какой русской народной сказке изображены на с. 31? («Маша и медведь».)
– О чем эта сказка?
▲ Чтение русской народной сказки «Маша и медведь» учителем.
Маша и медведь
Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.
Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку.
– Дедушка, бабушка, – говорит Машенька, – отпустите меня в лес с подружками!
Дедушка с бабушкой отвечают:
– Иди, только смотри от подружек не отставай, не то заблудишься.
Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Ма-шенька – деревце за деревце, кустик за кустик – и ушла далеко-далеко от подружек.
Стала она аукаться, стала их звать, а подружки не слышат, не отзываются.
Ходила, ходила Машенька по лесу – совсем заблудилась.
Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит – стоит избушка. Постучала Машенька в дверь – не отвечают. Толкнула она дверь – дверь и открылась.
Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку.
Села и думает: «Кто же здесь живёт? Почему никого не видно?..»
А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил.
Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.
– Ага, – говорит, – теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.
Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке.
Медведь на целый день уйдёт в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить.
– А если уйдёшь, – говорит, – всё равно поймаю и тогда уж съем!
Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти – не знает, спросить не у кого...
Думала она, думала и придумала.
Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:
– Медведь, медведь, отпусти меня на денёк в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.
– Нет, – говорит медведь, – ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу.
А Машеньке того и надо!
Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:
– Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!
– Ладно, – отвечает медведь, – давай короб!
Машенька говорит:
– Выйди на крылечко, посмотри, не идёт ли дождик!
Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила.
Вернулся медведь, видит – короб готов. Взвалил его на спину и пошёл в деревню.
Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит:
– Сяду на пенек,
Съем пирожок!
А Машенька из короба:
– Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
– Ишь какая глазастая, – говорит медведь, – все видит!
Поднял он короб и пошел дальше. Шел-шел, шел-шел, остановился, сел и говорит:
– Сяду на пенёк,
Съем пирожок!
А Машенька из короба опять:
– Вижу, вижу!
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
Удивился медведь:
– Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит.
Встал и пошёл скорее.
Пришёл в деревню, нашёл дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота:
– Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принёс.
А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.
Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.
Вышли тут дедушка да бабушка к воротам. Видят – короб стоит.
– Что это в коробе? – говорит бабушка.
А дедушка поднял крышку, смотрит – и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит, живёхонька и здоровёхонька.
Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.
III. Итог урока. Рефлексия.
– Какие знания, умения, навыки помогли на уроке?
– Что особенно понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
Спасибо за урок.
Урок 18. гласный звук [и], БУКВА Ии
Цели: познакомить учащихся с гласным звуком [и], буквой Ии; развивать речь, логическое мышление, внимание.
Оборудование: учебник.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Формирование новых знаний, умений, навыков.
Постановка целей и задач урока.
1. Выделение звука [и].
Загадка:
В узкий глазок вдета тонкая нитка –
И поплыла за корабликом прытко.
Шьет, зашивает и колется колко.
А называют кораблик… (иголка).
Слого-звуковой анализ слова иголка. (С опорой на схему на с. 33.)
Вывод: в слове иголка три слога. Второй – ударный. В первом слоге один звук – [и], во втором слоге – слияние и согласный звук – [гол], в третьем – слияние согласного с гласным [ка].
Вопросы:
– Еще раз произнесите первый слог. ([и].)
– Сколько в нем звуков? (Один.)
– Какой это звук? (Гласный.)
– Почему?
Учитель. Особенность произнесения гласного звука [и] – рот открыт нешироко, губы растянуты. Гласный звук [и] можно записать буквой, которая так и называется: гласная буква И.
Учитель показывает карточку с изображением буквы Ии.
Физкультминутка
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
Вопрос:
– На что еще похожа буква И?
Варианты ответов детей.
2. Выкладывание буквы И из подручного материала (палочек, пуговиц, камешков, веревочек, полосок бумаги и т. д.; можно использовать пластилин).
Работа выполняется под музыку.
3. Печатание буквы Ии учащимися в тетрадях.