В овладении произносительной стороной речи

Учет артикуляционных и фонематических умений и навыков имеет ряд специфических особенностей.

Оценку качества звуковой стороны речи следует проводить достаточно часто, что необхо­димо для своевременного выявления ошибок произношения и дифференциации фонем и причин, вы­зывающих затруднения..

Для развития самоконтроля учащихся необходимо регулярно информировать ребенка о том, на­сколько он приблизился к образцовому произношению и какие недостатки еще не искоренены. Суждение логопеда должно содержать эти оценки и быть предельно точным, лако­ничным и понятным ученику.

Каждый ответ ученика должен оцениваться дифференциро­ванно, с учетом как уровня его речевого развития и общей дина­мики продвижения в овладении устной и письменной речью, так и тех фактических знаний, умений, которые он приобрета­ет по тем или иным разделам программы русского языка за оп­ределенный промежуток обучения.

Исключение составляют дети с особо тяжелыми формами ре­чевой патологии: анартрия различной этиологии, сенсорная алалия и афазия, которые нуждаются в индивидуальных фор­мах и сроках обучения. Аттестация этих учащихся проводится решением Педагогического совета с учетом сложностей струк­туры речевого дефекта.

В подготовительном и 1 и 2 классах отметки не ставятся. Отве­ты оцениваются качественно.

Отмечая успехи детей с общим недоразвитием речи в фор­мировании фонетически правильной, внятной и выразительной устной речи, необходимо учитывать следующее:

1) умение правильно и четко произносить отработанные зву­ки в словах определенной слоговой сложности, предусмотрен­ных программными требованиями;

2) сформированность слухового восприятия, умение узна­вать, различать и выделять усвоенные звуки из слова и отличать их от других звуков речи;

3) умение правильно и четко произносить слова той или иной слоговой сложности в объеме программы;

4) внятность и выразительность речи.

Надо исходить не только из программных требований, но и из индивидуальных возможностей каждого ребенка. Например, у детей с нарушением строения и функции артикуляционного аппарата в подготовительном-первом классах достаточно добить­ся приближенного произношения звуков речи.НО обязательно следует сформировать у них умение отличать каждый отраба­тываемый звук от всех акустически и артикуляционно близких.

звуков речи. Обязательным условием успешности формирования полно­ценной, выразительной речи является эмоциональное подкреп­ление успехов, воспитание у ребенка уверенности в достиже­нии цели, поощрение направленности на систематическое пре­одоление речевых затруднений.

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Подготовительный – 1 классы

Авторы: Чиркина Г.В., Российская Е.Н.

КОММЕНТАРИЙ

В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе V вида обучение грамоте выделяется в качестве отдельного предмета в рамках интегрированного курса русского языка и носит пропедевтический характер, т.к. его целевой установкой является формирование первоначальных навыков чтения и письма, а также обеспечение базовой подготовки к овладению основными принципами русской орфографии (фонетическим, морфологическим, традиционным) и их реализации в процессе самостоятельной письменной речи, обучение чтению книг и детской периодики.

Ведущим методом обучения грамоте в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе V вида является аналитико-синтетическим метод.

«Готовность ребенка к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом определяется возможностью осознания им звукового строя языка, т. е. переключения внимания от семан­тики слова к его звуковому составу – к умению услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности» (Г.А. Каше). Поэтому в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе V вида в рамках учебного курса «Обучение грамоте» выделяется два периода добукварный (целевой установкой которого является формирование предпосылок к сознательному усвоению детьми первоначальных элементов грамоты, осуществление профилактики нарушений чтения и письма).

Порядок изучения звуков и букв указан в программе (от правильно произносимых звуков и букв к наиболее трудным по артикуляции, наконец, к мягким согласным, звонким согласным аффрикатам). Он является иным, чем в массовой школе.

Обучение грамоте продолжает быть неразрывно связано с формированием произношения, поэтому программные требования едины.

Каждый звук изучается вначале на уроках произношения в словах и фразах различной сложности, дифференцируется от других звуков, затем на уроках обучения грамоте изучается соответствующая буква. Опора на правильное произнесение трудностей в различении и выделении звуков речи и в правильном соотнесении их с соответствующими буквами.

С целью предупреждения специфических ошибок в письме учащихся, в частности ошибок на замену букв, изучение акустически сходных звуков (С – Ш, П – Б, Ч – Ц и др.)

Идет через определенное время и после твердого и прочного усвоения каждого из исходных звуков в отдельности.

Лишь после того, как учащиеся научатся правильно произносить каждый из смешиваемых звуков, узнавать его в речи окружающих, правильно связывать с соответствующей буквой, верно читать и писать, слова с данной буквой включается в упражнения на сопоставление и дифференциацию звуков и букв в чтении и письме.

При обучении грамоте особое внимание уделяется развитию звукового анализа и система речи. В связи с этим большое значение на всех этапах обучения грамоте приобретает работа с разрезной азбукой, составление слов и предложений с помощью различных приемов. С самого начала обучения особое внимание обращается на осознанное чтение . Поэтому слова, которые дети складывают из букв разрезной азбуки берутся вначале в исходной форме.

Практическое усвоение правил грамматики и правописания связывается с процессом обучения грамоте в связи с изучением звуков и букв. Учащиеся получают фонетическое и графическое представление о звуках и буквах учатся различать и называть гласные и согласные звуки, выделять их в словах и правильно обозначать: знакомятся с правилом переноса слов, с обозначением мягкости на письме, с правилом правописания жи, ши, ча, ща, чу, щу.

На начальном этапе обучения грамоте урок может быть смешанным (чтение и письмо). По мере усвоения детьми большого количества букв появляется возможность проводить отдельно уроки чтения и уроки письма.

В зависимости от варианта программы обучения предусматриваются разные сроки освоения курса:

· 0-IV – предполагает добукварный период (3-4 месяца – I и II четверть) и длительный букварный период, рассчитанный на 12-14 месяцев (III и IV четверть подготовительного (0) класса и весь I класс).

· I-IV – также имеет два периода, добукварный – 1-2 месяца и букварный – 8-9 месяцев.

Указанные сроки являются условными, продолжительность добукварного периода определяется образовательным учреждением и зависит от уровня речевого развития детей.

Объем учебного времени в рамках учебного курса определяется из расчета, представленного в таблице.

Класс Кол-во учебных недель в учебном году Кол-во часов в неделю Объем учебной нагрузки, в часах Вариант программы
Подготовительный 1/3(первая/вторая четверть) подготовительный-IV классы
I подготовительный -IV классы I-IV классы
Общий объем учебной нагрузки   подготовительный -IV классы
I-IV классы

Программа обеспечивается Букварем, Логопедическим букварем (авторы Е.Л. Крылова, И.Б. Писарева, Н.Л. Ипатова).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Добукварный период

Развитие артикуляционных навыков и фонематического воспри­ятия одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава слова. Усвоение звукового и слогового состава слова на ограниченном речевом материале. Произношение и различение звуков, выделение их из состава слова на материале правильно произносимых звуков. Моделирование ритмического рисунка слова (отхлопывание, отстукивание). Вначале внимание учащихся привлекается к отдельным звукам в слове. После того, как дети приобретут навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов, переходят к выделению слова из состава предложения.

Развитие внимания к языку, способности к обобщениям в сфере языковых фактов.

Выразительное чтение стихотворения, заученного наизусть. Ответы на вопросы о прочитанном учителем тексте. Умение объединять предметы по существенным признакам. Составление простого предложения.

Развитие двигательных и зрительных умений, направленных на подготовку зрительного и кинестетического анализаторов к восприятию и письму букв и их элементов, привитие навыков правильной посадке при письме, расположению тетради.

Моделирование геометрических фигур и букв из различных материалов (палочек, спичек, пластилина, цветной бумаги и т.п.).

Развитие произвольного внимания и слуховой памяти.

Букварный период

ВАРИАНТ ПРОГРАММЫ подготовительный-IV ВАРИАНТ ПРОГРАММЫ I-IV
Подготовительный класс I класс
Звуки [а], [у], [м], [х], [о], [с], [п], [к], [в], [т], [н], [ы], [з], [л], [э]. Буквы а, у, м, х, о, с, п, к, в, т, н, ы, з, л, э, и. Четкое и правильное произнесение всех сохранных и вновь поставленных звуков и различение на слух. Выделение звуков из состава слова и установление их в последовательности в слове. Составление из букв разрезной азбуки и чтение односложных и двусложных слов, включающих открытые и закрытые слоги (сом, парк, лиса, окно. Усвоение слов, состоящих из трех слогов (панама). Звуки гласные и согласные и их различие. Деление слова на слоги и усвоение слогообразующей роли гласных. Закрепление правила переноса слов указанных слоговых структур. Звук [и], буква и в начале слова и для обозначения мягкости на письме. Значение И как слова, служащего для связи слов Миша и Маша. Твердые и мягкие согласные в сочетании с ы – и. Звук [ш] и буква ш. Правописание ши. Звук [р] и буква р. Звук [ж] и буква ж. Правописание жи. Буква Е в начале слова и в положении после согласного. Гласные а,о,у,ы.э,и,е. Звуки [б], [д] и буквы б, д.
I класс  
Повторение  
Звуки [г], [г’], буква г. Дифференциация звуков [c]-[ш], [з]-[ж], [р]-[л]. Звук [ф] и буква ф. Дифференциация звуков [п]-[б], [с]-[з], [ш]-[ж], [т]-[д], [к]-[г], [ф]-[в]. Буквы я, ь, ю, ё. Звук [ч] и буква ч. Дифференциация звуков [ч]-[т’], [ч]-[с’]. Правописание ча, чу, чк, чн. Буква й. Дифференциация й-и. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце слова. Различение на слух твердых и мягких, стоящих в конце слова, ознакомление учащихся с употреблением мягкого знака. Мягкий знак между двумя согласными (коньки, пальто). Деление на слоги слов с Ь в середине, перенос с Ь. Разделительный мягкий знак. Разделительный твердый знак. Звук [ц] и буква ц. Дифференциация звуков [ц]-[с], [ц]-[с’], [ц]-[т’], [ц]-[ч]. Звук [щ] и буква щ. Дифференциация звуков [щ]-[ш], [щ]-[с], [щ]-[ч]. Правописание ща, щу. Формирование умения звукобуквенного анализа слов, состоящих из четырех – пяти слогов (перемена, карандаш, октябрята), слов со стечением согласных (парк, книга). Ударение. Умение распознавать ударение в двух – четырех сложных словах. Умение находить ударные и безударные слоги. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, деревень. Предлоги перед словами. Раздельное написание со словами наиболее распространенных предлогов (в, на, у, с, под, над, из, за). Слова отвечающие на вопросы кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делает? Что делают? Что делать? Что делал? Что сделал? Умение ставить вопросы к словам. Выделение предложений из текста. Членение речи на предложения, предложения на слова, слов на слоги, слогов на звуки. Составление предложений из букв разрезной азбуки с предварительным анализом. Самостоятельное составление предложений из 2-4 слов. Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения. Вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения (предварительное знакомство). Выделение в предложении слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. Установление связи между словами в предложении с помощью вопросов. Соблюдение в устной речи и при чтении пауз и интонаций, соответствующим знакам препинания (в конце предложения, при перечислении).

Учащиеся должны знать:

Все буквы русского алфавита (название, начертание).

Правописание жи, ши, чу, щу, ча, чща, чк, чн.

Правила переноса слова.

Правила написания заглавной буквы в именах людей.

Обозначение границ предложения (заглавная буква в начале, точка – в конце предложения).

Учащиеся должны уметь:

Соотносить букву со звуком.

Дифференцировать сходные по артикуляционно-акустическим признакам звуки.

Осознано, правильно, плавным, плавно, по слогам читать, соблюдая правильную интонацию.

Соблюдать правильное ударение и паузы на точках при чтении.

Отвечать на вопросы по прочитанному.

Писать изученные строчные и заглавные буквы.

Списывать отдельные слова и предложения с рукописного и печатного текста.

Проверять написанное при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов.

Писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и предложений, состоящих из 3-4 таких слов (с предварительным анализом).

Читать с паузами и интонацией, соответствующими знакам препинания в конце простого предложения и в середине при перечислении однородных членов.

Правила гигиены при чтении и письме.

Правописание следующих словарных слов: корова, собака, малина, посуда, Родина, Москва, завод, работа, сапоги, мороз, ребята, пальто, петух, карандаш, класс.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Классы

Автор: Вятлева Ю.Е.

II КЛАСС (136 ч.)

ЗВУКИ И БУКВЫ (30 ч).

Наши рекомендации