Методические рекомендации студентам к организации самостоятельной работы
При самостоятельной работе важно помнить, что усвоение основ любой науки - это овладение её терминологией, которая позволяет понять не только отношения педагогических явлений, но и взаимосвязь понятий в системе научного построения.
Исключительно важное значение при подготовке специалиста имеют лекции, которые в соответствии с учебным расписанием обязан посещать каждый студент вуза. В содержании лекции отражается все новое и ценное, что имеется в данной науке на сегодняшний день, и то, что не нашло своего отражения в учебниках и учебных пособиях. От того как Вы подготовились к лекции, во многом будет зависеть качество ее усвоения. Предварительная подготовка к лекции включает:
ü повторение учебного материала предшествующей лекции путем просмотра ее записей по конспекту;
ü ознакомление с примерным содержанием предстоящей лекции и контрольные вопросы по данной теме;
ü определение вопросов, на которые следует обратить особое внимание в ходе слушания предстоящей лекции;
ü подготовка основных и вспомогательных материалов для работы в ходе прослушивания лекции (общая тетрадь для конспекта, ручка, цветная паста для записей, чертежные принадлежности и т.д.);
ü определение целевой установки на предстоящую лекцию и создание на ее основе психологической настроенности.
Подготовка к слушанию лекции способствует более результативному и систематическому усвоению ее материала. К тому же Вам следует научиться слушать лекцию с максимальной пользой, уметь воспринимать содержание лекции творчески, с предельно ясным пониманием.
При слушании лекции нужно усвоить:
ü научную сущность изучаемого материала;
ü научную логику связи теории с жизнью и практикой;
ü взаимозависимость данной лекции с другими лекциями и смежными науками;
ü глубоко осмыслить сформулированные закономерности и понятия науки, приведенные факты, доказательства, аргументацию выдвигаемых положений.
Важными условиями эффективного усвоения изложенного материала в лекции являются: достижение устойчивого внимания, развитие определенного свойственного Вам вида памяти и умение продуктивно вести записи лекции.
Глубина, прочность запоминания и качество знаний определяется не количеством прочтения материала темы, а ее качественным осмыслением. При подготовке к семинарским занятиям нужно не просто читать, не просто запоминать определения и факты, а стремиться выявить и осмыслить взаимосвязь явлений внутри системы.
При подготовке ответов следует думать не только о том, что Вы должны сообщить, но и о том, как, в какой последовательности Вы будете излагать учебный материал. Хорошо освоив логическую структуру данной темы, не так трудно запомнить и затем, при надобности, извлечь из памяти нужную информацию.
При подготовке к семинарским занятиям следует:
ü выяснить тему предстоящего вида семинарского занятия, изучить план, составить ориентировочный план подготовки к занятию;
ü повторить и восстановить в памяти содержание записей конспекта, а затем изучить текст соответствующего раздела учебника;
ü ознакомление с рекомендуемой литературой в том порядке, как она указана в плане: вначале основной, затем – дополнительной (при чтении полезно делать рабочие записи по каждому пункту плана, желательно выписывать непонятные слова и вопросы на полях конспекта, с тем, чтобы в последующей работе над темой уточнить их значение);
ü составить развернутый план выступления в соответствии с особенностями каждого вида семинарских занятий;
ü проработать вопросы по изучаемой теме.
Успех Вашей работы на семинарском занятии во многом зависит от того, насколько качественно Вы подготовились к нему и насколько активно и самостоятельно в нем участвовали.
Свое выступление на семинаре следует строить не в информационном, а полемическом стиле. Однако это не исключает изложения основных идей, концепций и т.д.