Стандарт как общественный договор

Перемены, происходящие в России, требуют активного поиска общественных ориентиров, отражающих как преемственность исторического развития, так и необходимость определения цели, способной соединить государственные, общественные и личные потребности и интересы, достижения мировой цивилизации и самобытность отечественной культуры.Выдвижение задач развития отечественного образования в разряд национальных приоритетов как нельзя лучше отвечает данной задаче. Система образования -- сфера жизни общества, в которой в той или иной мере представлены интересы абсолютного большинства населения страны. Общее образование составляет основу системы, включает многие миллионы обучающихся, работников системы образования, затрагивает интересы членов их семей, работодателей, различных общественных организаций.Исторический опыт создания отечественных стандартов образования, формирующих в значительной мере основы общего образования граждан России, показывает, что стандарты в состоянии достойно выполнить свою миссию только в том случае, если при их разработке и принятии будет уделено должное внимание выявлению и согласованию индивидуальных, общественных и государственных потребностей в общем образовании.

При разработке стандарта индивидуальные, общественные и государственные потребности и интересы можно классифицировать следующим образом:

· индивидуальные потребности личности (семьи) в области общего образования интегрируют потенциал личностной, социальной и профессиональной успешности обучающихся;

· личностная успешность -- полноценное и разнообразное личностное становление и развитие с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей;

· социальная успешность -- органичное вхождение в социальное окружение и участие в жизни общества;

· профессиональная успешность -- развитость универсальных трудовых и практических умений, готовность к выбору профессии;

· социальный заказ -- общественные запросы в области общего образования -- интегрирует потребности личности и семьи и обобщает их до уровня социальных потребностей. К их числу относятся следующие:

ь безопасный и здоровый образ жизни -- следование принципам безопасного и здорового образа жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений;

ь свобода и ответственность -- осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, развитость правосознания, умения делать осознанный и ответственный личностный выбор;

ь социальная справедливость -- освоение и принятие идеалов равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей;

ь благосостояние -- активная жизненная позиция, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное благополучие в условиях рыночной экономики;

ь государственный заказ -- государственные запросы в области общего образования -- представляет собой наиболее общую характеристику индивидуальных и общественных потребностей. Государственный заказ направлен на обеспечение следующих приоритетов;

ь национальное единство и безопасность -- формирование системы ценностей и идеалов, в результате освоения нравственных ценностей, единого государственного языка и образцов национальной культуры, воспитание патриотизма, стремления обустроить и защитить Родину;

ь развитие человеческого капитала -- подготовка поколения нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране в условиях информационного общества и рыночной экономики;

ь конкурентоспособность -- фундаментальная общекультурная подготовка как база профессионального образования, прикладная и практическая ориентация общего образования.

Согласование потребностей и интересов является важнейшим шагом успешности политики вообще и политики в образовании в особенности. Следует признать, что разрыв между образованием и потребностями государства, общества и личности не сокращается, а увеличивается.

Государственный интерес заключается прежде всего в решении остро стоящей задачи обеспечения доступа к качественному образованию всех слоев общества вне зависимости от их социального и имущественного положения, территориальных или иных различий.

Это позволит не только снять возможные будущие социальные конфликты, но и решить вопросы национальной безопасности, государственной стабильности, государственного авторитета в мировой системе. Принципиально необходимым является последовательная ориентация на соблюдение принципа вариативности образования путем создания "личных пространств" для принятия самостоятельных решений различными участниками образовательного процесса -- учениками и педагогами, профессиональными и национальными сообществами.

Это означает, что в основе стандарта должен лежать новый тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений покоится на принципе взаимного согласия личности, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей), в рамках которых только и возможен прогресс в области образования. Таким образом, стандарт -- общественный договор, включающий баланс взаимообязательств и баланс требований. С принятием стандарта не только государство сможет требовать от обучающегося соответствующей подготовленности. Важно то, что обучающийся, его родители (законные представители), общественность вправе требовать от государства и школы выполнения взятых ими обязательств.

Среди важных направлений работы по согласованию потребностей и интересов следует отметить также гласность, развитие соответствующей законодательной базы, формирование институтов зрелого гражданского общества, общественно-педагогическую экспертизу проектов стандартов общего образования.

Стандарт как инструмент организации деятельности субъектов образовательной системы требует четкой фиксации предмета организации. Таким предметом в принципе могут быть цели деятельности, процесс деятельности, результаты деятельности. Соответственно, и стандарт может потенциально регламентировать цели, процесс, результат, а также и более мелкие составляющие образовательного процесса -- условия, средства, ресурсы и т. д. В принципе все три уровня предметов регламентации возможны и даже необходимы. Если реформа (модернизация) системы образования состоит в переходе к системному управлению, приоритетным является регламентация целей и четкая фиксация требований к результату с одновременным принятием процедур оценки результата. Если при этом система образования становится вариативной, необходимо четко указать границы (рамки) возможных вариаций и ясно заявить о том, что не подлежит изменению.

Только в этом случае стандарт может пониматься как базовый комплексный государственный документ, определяющий совокупно систему требований и обязательств государства по отношению к обществу в целом, как принципиальная основа для оформления финансового управления системой образования, как форма "общественного договора".

Таким образом, стандарт может быть инструментом правового регулирования отношений субъектов системы образования, с одной стороны, и государства и общества -- с другой, при условии, что в нем определены цели этой системы и операционализированы результаты деятельности субъектов системы (т. е. описаны и заданы процедуры его измерения).

Принципиально, что в таком стандарте на первое место выходят требования к результатам образования, а также квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым, потому что именно результаты образования могут быть предметом диалога как внутри системы, так и между обществом и государством.

Таким образом, разработка стандарта в своей целевой основе решает две взаимосвязанные задачи (при непременном условии преемственности системы образования и ее институтов):

· обеспечение возможности управления системой образования;

· обеспечение возможности развития человеческого капитала средствами образования.

Первая задача объективно требует стандарта, главным структурным элементом которого является операционализированный результат деятельности субъектов образовательной системы.

Вторая задача объективно задает систему требований к результатам образования. Фактически современный стандарт возникает на пересечении этих двух систем требований -- он должен удовлетворять обеим системам.

Задавая определенные согласованные параметры качества общего образования, государственный образовательный стандарт становится важнейшим средством стабилизации и развития системы образования, что является необходимым условием на пути развития национального единения и социального прогресса в нашей стране.

1.3 Принципы государственной политики в области образовательных стандартов

Основные принципы государственной политики в сфере образовательных стандартов.

1. Охрана с помощью стандарта качества общего образования в Российской Федерации, недопущение его снижения. Создание условий постоянного повышения качества образования для полноценного развития личности, продолжения образования, интеграция личности в национальную и мировую культуру.

2. Создание посредством государственных образовательных стандартов условий равных возможностей осуществления права граждан (обучающихся) на образование, соответствие стандартов как правам обучающихся, так и правам лиц и коллективов, занимающихся образовательной деятельностью.

3. Взаимное согласие общества и государства в области разработки, принятия и исполнения государственных образовательных стандартов. Конкурсность разработки, демократический характер обсуждения, принятие стандартов как государственной нормы на основе общественного согласия.

4. Баланс взаимообязательств и баланс требований в области государственных образовательных стандартов. Обязанность государства обеспечить зафиксированный стандартом, достаточный для полноценного образования уровень образования. Обязанность обучающихся соответствовать требованиям стандарта в части их учебных достижений.

5. Обеспечение государственного контроля и ответственности за полноценность образования, получаемого гражданином (обучающимся) в пределах государственных образовательных стандартов.

6. Гуманистический характер содержания стандарта, ориентированность на свободное развитие личности, человека и гражданина, становление и проявление его индивидуальных, субъективно значимых эквивалентов норм и правил, морально-этических, социальных и правовых ценностей, принятых в демократическом обществе.

7. Единство образовательного пространства Российской Федерации. Развитие национально - региональных образовательных систем как условие устойчивого развития образования многонационального российского государства.

8. Обеспечение посредством стандарта защиты обучающихся от некачественного обучения, а педагогических работников -- от необъективной оценки их труда.

1.4 Статус государственного стандарта общего образования

Высокая миссия стандарта как государственной нормы, установление которой отнесено к компетенции Российской Федерации (ст. 43 Конституции РФ), т. е. высших органов законодательной и (или) исполнительной власти, требует четкого определения статуса стандарта и его места в системе нормативно-правовых документов системы образования.

Поэтому первым и самым существенным моментом в характеристике статуса стандарта должна стать констатация того, что в системе существующего законодательного поля системы образования стандарт становится единственным нормативным правовым актом, устанавливающим от имени Российской Федерации определенную совокупность норм и правил, регулирующих деятельность системы общего среднего образования.

На основе образовательного стандарта проводится разработка:

· примерных (базисных) учебных планов и программ;

· технологий оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся государственным образовательным стандартам в процессе аттестации выпускников в различных формах;

· положения о рекламации на качество образования и (или) несоответствие качества образования установленным требованиям;

· экспертизы учебников для общеобразовательной школы;

· методики аттестации педагогических работников в части соответствия уровня подготовки их выпускников требованиям государственных образовательных стандартов;

· контрольных измерительных материалов для объективной оценки и мониторинга образовательных достижений обучающихся в рамках национальной системы оценки качества образования;

· подходов и методики расчета механизмов бюджетного финансирования системы образования, тарификации педагогических кадров.

2. МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1 Основные компоненты и структура компонентов стандарта

Анализ опыта разработки стандартов в нашей стране и за рубежом, учет социально-политических и географических особенностей территории России, общих тенденций развития системы отечественного образования позволяют достаточно уверенно выделить ту совокупность норм и ориентиров, которые наиболее важны для представления в качестве нормативов. Среди них:

· Требования к структуре основных общеобразовательных программ.

· Требования к результатам общего образования (к результатам освоения основных общеобразовательных программ).

· Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ.

· Характеристика Фундаментального ядра содержания общего среднего образования.

· Модель системы, оценки результатов освоения основных общеобразовательных программ.

· Модель системы социализации и воспитания обучающихся.

· Физиолого-гигиенические требования к организации образовательного процесса.

· Требования к учебно-материальной базе школы, к квалификации педагогических работников, системе информационно-методической поддержки образовательного процесса и другим инфраструктурам системы образования.

Государственные стандарты общего образования рассматриваются как обобщающий свод положений общегосударственного характера, обеспечивающих конституционные права граждан на получение общего образования.

Исходя из необходимости выбора оптимальной общности описания, для стандартов общего образования устанавливается уровень общекультурного описания, понимание которого не требует специальных профессиональных знаний. Из содержания стандартов предлагается исключить вопросы, которые уместно обсуждать лишь специалистам, сосредоточив содержание на принципиальных широких вопросах общего образования. Целевые установки общего образования, заданные стандартами, окажутся понятными широкой общественности, которая сможет принять участие в их обсуждении и согласовании.

В содержание стандартов предлагается не включать вопросы, относящиеся к педагогической реализации стандартов. Стандарты не должны устанавливать образовательные технологии, методы, приемы и средства обучения, содержать организационные, медицинские и финансовые ограничения образовательных программ, регулировать формы и способы получения образования. Решение этих задач следует регламентировать подзаконными актами, иными нормативными и рекомендательными документами, которые дополнят образовательные стандарты и обеспечат их исполнение.

Выделяются ведущие функции стандартов, согласно которым государственные стандарты общего образования:

· задают целевые установки и условия осуществления общего образования;

· обеспечивают многообразие образовательных возможностей в условиях единого образовательного пространства;

· определяют универсальный характер, общекультурную и фундаментальную направленность общего образования;

· являются основой нормативной регуляции общего образования.

Анализ опыта разработки стандартов в нашей стране и за рубежом, учет общих тенденций развития системы отечественного образования позволяют достаточно уверенно определить пакет документов, которые наиболее важны для представления в качестве нормативов.

Этот пакет естественным образом разделяется на две группы:

· первую из них образуют документы, регулирующие результат общего образования и процесс его достижения;

· вторую -- документы, определяющие условия получения общего образования.

В каждой из рассматриваемых групп выделяются ведущие документы, фиксирующие наиболее существенные положения:

· для первой группы это:

ь "Требования к структуре основных общеобразовательных программ";

ь "Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ";

· для второй:

ь "Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ".

Эти документы имеют достаточно общий характер и для своего восприятия не требуют специальных профессиональных знаний.

Настоящий проект концепции предлагает в качестве государственных стандартов общего образования второго поколения рассматривать три компонента:

· "Требования к структуре основных общеобразовательных программ" - представляют собой рамочное описание базовых компонентов образовательных программ начального общего, основного общего и полного среднего образования.

· "Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ" - представляют собой операциональное описание целевых установок общего образования.

· "Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ" - представляют собой интегральное описание совокупности условий, необходимых и рекомендуемых для обеспечения образовательного процесса, направленного на достижение планируемых результатов образования.

Другие нормативные, инструктивно-методические и рекомендательные документы, конкретизирующие и дополняющие ведущие компоненты стандарта, образуют систему их нормативного, инструментального, технологического и информационно-методического сопровождения Обсуждение этих документов требует направленной профессиональной подготовки его участников.

Весь пакет нормативных и рекомендательных документов -- собственно стандарты и примыкающие к ним дополнительные нормативы, обеспечивающие исполнение стандартов, -- разрабатывается комплексно и представляет единое целое. Что обеспечивается общим координационным руководством разработкой и исполнением стандарта со стороны Министерства образования и науки Российской Федерации.

Требования к структуре основных общеобразовательных программ

Данный документ является основой для разработки основных образовательных программ и образовательных программ учреждений общего образования, регламентирующих содержание и педагогические условия обеспечения образовательного процесса.

Основная образовательная программа для каждой ступени школьного образования содержит рамочные ориентиры, регламентирующие цели образования и пути их реализации, в том числе:

· требования к структуре и основным показателям учебного плана и учебных программ;

· требования к организации учебного процесса;

· требования к системе выявления и оценивания образовательных достижений учащихся;

· требования к регламентации прав и обязанностей участников образовательного процесса;

· требования к системе мер по обеспечению здоровья учащихся;

· запреты на меры, нарушающие права детей на качественное образование;

· способы контроля за реализацией основной образовательной программы.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ

Требования структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты:

· предметные результаты образовательной деятельности выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, -- знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей;

· под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;

· под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся -- к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ

Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ представляют собой интегральное описание совокупности условий, необходимых для реализации образовательного процесса, направленного на достижение планируемых результатов образования, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения общего образования:

· кадровое обеспечение -- характеристика необходимой квалификации педагогических кадров;

· финансово-экономическое обеспечение -- параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения;

· материально-техническое обеспечение -- общие характеристики инфраструктуры общего образования (включая параметры информационно-образовательной среды);

· информационное обеспечение включает необходимую нормативную правовую базу общего образования и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса

Наши рекомендации