Научные основания программы
В Оргкомитет IV Всероссийского конкурса
Психолого-педагогических программ
«Новые технологии для «Новой школы»
ЗАЯВЛЕНИЕ
Автор (авторский коллектив в составе) Вайнштейн Ирина Владимировна, Комарова Наталья Леонидовна, Панова Лариса Иннокентьевна___
(ФИО полностью)
направляет для участия в IV Всероссийском конкурсе психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы» в номинации _Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа
психолого-педагогическую программу «Психолого-педагогическое сопровождение детей 7-12 лет с умеренной умственной отсталостью».
Практическая апробация указанной программы проведена с «_15_»__сентября__2010 г. по «_15 »__мая__2015_ г. в _Областном государственном автономном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр психолого-медико-социального сопровождения», г. Иркутск
(название образовательного учреждения)
Отзыв образовательного учреждения прилагается.
Автор (авторский коллектив в составе) __Вайнштейн Ирина Владимировна, Комарова Наталья Леонидовна
(ФИО полностью)
согласен на публикацию, представленной на Конкурс программы, в научно-методическом сборнике; направление в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, а также в образовательные учреждения и иные формы распространения с обязательным указанием авторства.
Подпись (подписи)____________________/__________________/
ФИО
Подпись (подписи)____________________/__________________/
ФИО
Подпись (подписи)____________________/__________________/
ФИО
«___»__________2012 г.
Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа
«Психолого-педагогическое сопровождение детей 7-12 лет с умеренной умственной отсталостью»
Вайнштейн И. В., Комарова Н. Л.,
ОГАОУ «Центр психолого-медико-социального
сопровождения», г. Иркутск.
Пояснительная записка.
Среди детей с ограниченными возможностями психофизического развития особые проблемы возникают с теми, которые страдают умеренной умственной отсталостью (по МКБ 9 – имбецильностью). Эти дети нуждаются в постоянной помощи на всех этапах своего развития. Чтобы помощь была эффективной, важно создать необходимые условия, среду, в которой будет осуществляться коррекционно-развивающая работа, направленная на достижение определенной социально-трудовой реабилитации и адаптации детей в условиях семьи, в коллективе сверстников и в обществе. Возможности ребенка с умеренной умственной отсталостью крайне ограничены. Тем не менее, при систематическом, целенаправленном, комплексном взаимодействии педагогов, психологов, врачей, родителей и наличии научно обоснованных программ воспитания и обучения положительная динамика реальна. Для этого нужно знать актуальные и потенциальные психофизические возможности ребенка. Установление «стартового» уровня развития позволит его регулировать и прицельно воздействовать на формирование тех процессов, которые в этом в большей мере нуждаются, выбирать адекватные педагогические технологии. Возможно, что какие-то дети не освоят азбуку, письмо, счет (с учетом программы), но они научатся другим видам продуктивной деятельности, что также важно для социальной адаптации.
Нормальное развитие ребенка представляет собой непрерывный процесс познания окружающего мира. Все видимое, слышимое, тактильно или эмоционально ощущаемое является бесценной информацией о мире вещей и людей. Знания о предметном мире обеспечивают самостоятельную ориентировку в окружающем пространстве, закладывают основу для самостоятельных действий. Говоря о месте сенсорных процессов в общем ходе развития ребенка, следует рассматривать их значение не только для усвоения и применения отдельных знаний и отдельных практических умений, но и для формирования общих способностей ребенка, принимая во внимание, что большинство из этих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу. Развитие ощущений и восприятий - это необходимая предпосылка формирования более сложных мыслительных процессов у ребенка. Играя важную роль в умственном воспитании, развитие сенсорных процессов имеет вместе с тем существенное значение для совершенствования практической деятельности ребенка, так как всякое целесообразное действие, как указывал И.М.Сеченов, «регулируется чувствованиями» и управление осуществляется при посредстве механизмов «сенсорной коррекции» (Н.А.Бернштейн). Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
Дети с умеренными интеллектуальными нарушениями обладают потенциальными способностями к накоплению сенсорного опыта, так как не у всех есть тяжелые нарушения слуха и зрения. Вместе с тем, общая инертность психики, нарушения движений и речи, препятствуют формированию целостных восприятий предметов и явлений окружающей их среды.
Задача коррекционной работы – формирование тех качеств личности ребенка, которые важны не только на данной возрастной ступени, но и являются необходимой основой дальнейшего развития. Следовательно, основная коррекционная работа должна быть направлена на развитие познания ребенком окружающей действительности на основе предметной деятельности. Для этого необходимо, прежде всего, выявить степень зрелости ребенка, от которой зависит продуктивность всех видов его деятельности. Важно знать не только глубину и структуру дефекта, но и психосоматическое здоровье ребенка, его работоспособность, чтобы правильно дозировать объем индивидуальной нагрузки и обеспечить адекватный охранительный режим (чередование занятий с отдыхом, гигиенические условия, предупреждение эмоциональных перегрузок и т.д.).
Как показывает опыт практической деятельности, сенсорное развитие следует осуществлять в тесном единстве с психомоторным развитием. Развитие моторики обеспечивает развитие других систем. Для того чтобы эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия. Известно, что точность движений при обследовании предметов достигается путем развития мелкой моторики кисти руки, формированием глазодвигательных (зрительно-моторных) координаций; для полноценной пространственной ориентировки следует владеть своим телом, осознавать расположение отдельных его частей (головы, рук, ног и др.) в статическом и динамическом режимах и т.д. Данные факты позволяют вести речь о единении процессов сенсорного и психомоторного развития детей, поэтому в программу включены упражнения, направленные на совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.
Потребность в оказании специальной психологической помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития, возникает из-за огромного числа разнообразных проблем, с которыми эти семьи повседневно встречаются. Важнейшее значение имеет создание благоприятной реабилитационной и коррекционно-обучающей среды для ребенка в период его пребывания дома. Это требует от родителей определенного объема знаний, способствующих пониманию потребностей и возможностей ребенка. Они также должны владеть практическими навыками, позволяющими методически правильно общаться с ребенком и правильно его воспитывать.
Психокоррекционная работа позволит оказать существенную помощь родителям детей с отклонениями в развитии, оптимизирует проблемы личностного и межличностного характера, возникающие вследствие рождения в семье ребенка с отклонениями в развитии. Основная работа направлена на изменение самосознания родителя, а именно: формирование у него позитивного восприятия личности ребенка с нарушением развития. Это, в свою очередь, нацелит родителей на использование гармоничных моделей воспитания, а в перспективе обеспечит оптимальную социальную адаптацию ребенка.
Научные основания программы
Проблема оказания адресной психолого-педагогической помощи детям с тяжелыми множественными нарушениями развития является наименее разработанным направлением специальной психологии и педагогики. До недавнего времени такие дети считались «не подлежащими обучению» даже в специально организованных коррекционно-образовательных условиях, и, соответственно, были лишены не только элементов обучения, но и достойного социального опыта. Переход к активной политике включения детей с выраженными формами интеллектуальных нарушений в доступную им образовательную среду делает актуальной проблему исследования процесса социализации и абилитации детей с тяжелой умственной отсталостью в условиях ОГАОУ ЦПМСС.
В работах М.В. Агрба, И.М. Бгажноковой, А.А. Ватажиной, Н.П. Вайзмана, Г.М. Дульнева, С.Д. Забрамной, Д.Н. Исаева, Т.Н. Исаевой, А.Р. Маллера, М.С. Певзнер, Б.И. Пинского, Г.В. Цикото, Л.М. Шипицыной и других отмечается, что основой социальной адаптации и интеграции детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью в общество является организация поведения и доступная трудовая деятельность. Работы, посвященные проблемам воспитания и обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, конкретизируют пути формирования социально-бытовых и трудовых умений и навыков (Г.В. Васенков, А.А. Ватажина, Н.Ф. Дементьева, Г.М. Дульнев, Л.В. Занков, В.М. Коган, М.И. Кузьмицкая, Н.Б. Лурье, А.Р. Маллер, Л.С. Мирский, В.Г. Петрова, М.М. Сидорова, Г.В. Цикото, А.М. Шербакова, Л.М. Шипицына, Я.Г. Юдилевич и др.), сенсомоторного (Р.Д. Бабенкова, Л.В. Баряева, Н.П. Вайзман, А.И. Горелик, Б.И. Пинский, А.М. Царев, Г.В. Цикото и др.) и речевого развития (В.И. Липакова, Н.Б. Лурье, Л.И. Осокина, Л.М. Шипицына, Я.Г. Юдилевич и др.), а также развития предметно-практической и игровой деятельности (Л.Б. Баряева, С.Д. Забрамная, А.П. Зарин, Т.Н. Исаева и др.), социально-педагогического обеспечения их социализации (Е.Т. Логинова, В.В. Скрипниченко, А.М. Царев). Большинство авторов также указывают на наличие множественных дополнительных нарушений зрения, слуха, моторной и эмоциональной сферы, системных речевых нарушений у многих детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью.
Методологическая основа программы.
В программе мы опираемся на концептуальное положение Л.С. Выготского о единстве интеллекта и аффекта в развитии ребенка, об общих и специфических закономерностях развития ребенка в норме и при патологии (Л.С. Выготский, В.В. Лебединский, В. И. Лубовский); используем общие принципы диагностики и коррекции детей с недостатками развития (И.М. Бгажнокова, Н.Л. Белопольская, С. Д. Забрамная, Б.В. Зейгарник, И.Ю. Левченко, А. Р. Лурия, В. И. Лубовский, А.Р. Малер, И.И. Мамайчук, С.Я. Рубинштейн).
Исходя из вышесказанного, можно определить следующие цели и задачи первого этапа обучения (0-4 классы) комплексной программы «Психолого-педагогического сопровождения детей 7-12 лет с умеренной умственной отсталостью»:
Цели программы:
- помочь ребенку овладеть доступными знаниями;
- подготовить к простейшим видам (доступным для него) учебной деятельности, формировать умения коллективной работы под контролем и с помощью учителя;
- привлечь родителей к активному участию в развитии, воспитании и обучении ребенка.
Задачи программы:
· формирование эмоционального контакта со взрослым, направленности на сотрудничество с ним;
· развитие психомоторики и сенсорных процессов;
· речевое развитие;
· формирование психолого-педагогических знаний и умений родителей (лиц, их заменяющих), повышение воспитательской компетентности.
Основные направления работы:
· Изучение (диагностика) уровня развития детей.
· Организация индивидуальных и групповых занятий.
· Консультативная помощь родителям.
Принципы коррекционно-развивающей работы:
· Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих(стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
· Принцип единства диагностики и коррекции
· Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.
· Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.
· Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
Содержание программы: комплексная программа «Психолого-педагогического сопровождения детей 7-12 лет с умеренной умственной отсталостью» состоит из 3 разделов: I раздел - «Психолого-педагогическое изучение детей. Развитие психомоторики и сенсорных процессов», II раздел – «Речевое развитие», III раздел – «Работа с родителями». Программа разработана для детей с умеренной умственной отсталостью, обучающихся в консультационном пункте ОГАОУ ЦПМСС, в возрасте 7-12 лет. Ее реализация рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю. В реализации программы участвуют дефектолог, логопед, педагог-психолог, социальный педагог. Численность детей в группе – не более 6 чел., продолжительность занятия – 30 мин., перемены –10 мин. Программа имеет безоценочную систему прохождения материала.
В содержании обучения детей данной категории приоритетным является личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, основанное на тщательном психолого-педагогическом изучении ребенка и его возможностей. Для получения необходимых сведений о ребенке используются следующие методы изучения: наблюдения в игровой, трудовой, учебной и др. видах деятельности; естественный эксперимент (включение заданий диагностического характера в структуру занятий); анализ продуктов деятельности. В каждом конкретном случае выбирается тот или иной метод или их совокупность. Форма изучения может быть индивидуальной или групповой.
Диагностика | Цель, источник |
Оценка развития познавательной деятельности ребенка | Семаго Н.Я., Семаго М.М., Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст.- М.: Айрис-пресс, 2005 |
Цветные прогрессивные матрицы | Цель: оценить ход умственного развития. Равен Дж., Равен Дж.К., Корт Дж., Цветные прогрессивные матрицы.- М. Когито-Центр, 2009 |
Психолого-педагогическая диагностика развития детей | Стребелева Е.А., Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста.-М.: Просвещение, 2005 |
Психолого-педагогическое обследование детей | Забранная С.Д., Боровик О.В., Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей, М.: Гуманит. издат. центр Владос, 2003 |
Методика «Обобщение понятий» | Цель – исследование логичности мышления |
Методика «Классификация» | Цель – исследование логичности мышления. |
Диагностика «Сравнение» | Цель – исследование логичности мышления |
Тест Когана | Цель – исследование схематического мышления. |
При составлении психологических тестов используются методические рекомендации:
1.Рукавишников А.А., Соколова М.В., Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик. Стандартные требования к психологическим тестам. Ярославль; Дебют, 1991
Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
— развитие моторики, графомоторных навыков;
— тактильно-двигательное восприятие;
— кинестетическое и кинетическое развитие;
— восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
— развитие зрительного восприятия;
— восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
— развитие слухового восприятия;
— восприятие пространства.
В основе предложенной программы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, развитие мелкой моторики, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.).
Раздел «Работа с родителями» включает проведение индивидуальных бесед-консультаций, лекций, в т.ч. совместно с детским врачом-психиатром по вопросам психологических особенностей детей с нарушениями развития, развитию психических процессов, особенностям эмоционально-волевой сферы детей с интеллектуальной недостаточностью, психофизическим возможностям и посильной трудовой деятельности этих детей, а также проведение групповых коррекционных занятий.
Ожидаемый результат:
В связи с тем, что многие дети в силу своих психофизических возможностей не могут освоить в полном объеме тот или иной предмет, мы можем говорить только о предполагаемых результатах обучения. В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов воспитанники могут научиться:
— ориентироваться на сенсорные эталоны;
— узнавать предметы по заданным признакам;
— сравнивать предметы по внешним признакам;
— классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
— составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
— практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
— давать описание объектов и явлений;
— различать противоположно направленные действия и явления;
— видеть временные рамки своей деятельности;
— определять последовательность событий;
— ориентироваться в пространстве;
— целенаправленно выполнять действия по инструкции;
— самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
— опосредовать свою деятельность речью.
Ожидаемые результаты работы с родителями:
1. Преодоление родителями неадекватных личных установок, особенностей поведения.
2. Расширение сферы психологических знаний родителей о развитии детей с интеллектуальной недостаточностью.
Раздел 1 включает в себя темы по сенсорному развитию детей по следующим направлениям:
Развитие моторики, графомоторных навыков. Развитие крупной и мелкой моторики. Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандаш, ручка). Вырезание из бумаги. Работа в технике аппликации.
Тактильно-двигательное восприятие. Определение на ощупь предметов, выделение разных свойств и качеств (мягкие, жесткие, крупные, мелкие). Точная дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий).
Кинестетическое и кинетическое развитие. Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела. Выразительность движений, имитация повадок животных. Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов. Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб). Группировка предметов по форме (объемные, плоскостные). Различение цветов и оттенков. Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету. Конструирование сложных форм предмет
Развитие зрительного восприятия. Формирование навыков зрительного анализа и синтеза. Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале. Тренировка зрительной памяти.
Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств. Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость растворимость). Развитие дифференцированных осязательных ощущений, словесное обозначение. Определение противоположных качеств предметов.
Развитие слухового восприятия. Выделение, различение звуков окружающей среды. Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, шум дождя). Прослушивание музыкальных произведений. Различение звуков, издаваемых животными. Развитие слухомоторной координации. Формирование чувства ритма.
Восприятие пространства и времени. Ориентировка на собственном теле (правое - левое). Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т.д.). Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ). Составление комбинаций из геометрических фигур. Времена года. Знакомство с часами ( циферблат, стрелки). Определение времени по часам.
Тематический план курса
«Психолого-педагогическое изучение детей. Развитие психомоторики и сенсорных процессов»