Диаграмма - Коммуникативные способности дошкольников на констатирующем и контрольном этапе
дошкольник игра общение конфликт
Из 15 детей, принимавших участие в эксперименте, верно, оценили все неправильные поступки Миши 12(80%) ребят. Определили как неправильные четыре поступка - 8 (53,3 %) ребят. Выделили две ситуации с неправильными поступками 6 (40%) детей и 9 (60 %) - выделили одну ситуацию с пролитым молоком и оценили как неверное поведение в ней лишь то, что Миша вертелся за столом. Таким образом, дети познакомились с нравственными нормами и лучше усвоили их.
На вопрос - "как бы ты поступил?" в каждой из найденных ситуаций с ошибками в поведении Миши дети правильно подобрали варианты нравственного поведения:
1) "здороваться нужно с каждым воспитателем и работником детского сада" - 12 (80 %);
2) "нужно на вежливую просьбу давать игрушку другу, но попросить его не ломать ее" - 12 (80 %);
3) "нужно на вежливую просьбу давать игрушку другу" 8 (53,3 %);
4) "за столом нельзя вертеться, а если пролил молоко - необходимо извиниться за свой поступок" - 12 (80 %), "за столом нельзя вертеться" (86,7%)
5) "сердиться на Машу после того, как облил ей молоком платье - неправильно, нужно было искренне извиниться за свой поступок, и девочка перестала бы сердиться на Мишу" - 12 ( 80%) чел.
6) "сердиться на Машу после того, как облил ей молоком платье - неправильно" - 8 (53,3%);
7) "нельзя отказываться на вежливую просьбу помочь собирать игрушки воспитательнице, ведь она сама в них не играет, а помогать воспитательнице во всем и наводить порядок в группе должен каждый, ведь мы уже большие и можем помогать" - 12 (80%) чел. и 3 ( 20 %) детей сказали, что наводить порядок должны взрослые.
Таким образом, большая часть детей знают нравственные нормы поведения.
Наша работа оказалась эффективной, потому что мы:
1) учитывали педагогические и психологические особенности дошкольников;
2) учитывали социальные факторы, влияющие на возникновение конфликтов;
3) причины конфликтов у дошкольников в игровой деятельности;
4) применяли при разработке занятий эффективные методы и способы социально – педагогической профилактики конфликтов у дошкольников, направленные на сплочение коллектива. Гипотеза исследования подтвердилась.
Диагностический этап позволил нам выделить проблемных детей, нуждающихся в повышенном внимании со стороны родителей и педагогов. При этом были определены характеристики дошкольников, факторы и причины возникновения конфликтов, которые позволили составить занятия по профилактике конфликтов у дошкольников в игровой деятельности.
Проводя работу по профилактике и коррекции детских конфликтов, мы использовали следующие социально – педагогические методы:
- методы социального воспитания: метод мотивирования и поощрения к действию, метод закрепления и обогащения, метод содействия и сотворчества;
- методы воздействия: методы, воздействующие на сознание, методы, воздействующие на чувства, методы, воздействующие на поведение;
- методы организации социально-педагогического взаимодействия: метод целеполагания, метод ценностного ориентирования, метод организации деятельности, методы общения, методы оценки.
Мы использовали разнообразные игровые приемы, которые развлекают детей, проверяют их умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию, рефлексии и контролю своего поведения, а также направлены на совершенствование операциональной стороны игровой деятельности детей, на осознавание детьми своего места в группе сверстников.
Мы выделили следующие 4 направления и 4 соответствующих им блока игр, которые использовали на занятиях:
1) Блок игр, направленных на снятие конфликтности;
2) Блок игр, отражающих притязание на социальное признание;
3) Блок игр на обучение эффективным способам общения;
4) Блок интерактивных игр на сплоченность, сотрудничество.
Важную роль в предупреждении детских конфликтов играет семья.
Поэтому работе с родителями воспитатель также должен уделять внимание. Мы провели с родителями лекцию «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь».
Кроме того, в ДОУ проводится работа с семьями по профилактике социального сиротства.
Повторная диагностика показала, что уровень развития коммуникативных способностей детей, повысился, повысился уровень знаний детей о нравственных нормах поведения. Наша работа оказалась эффективной, потому что мы:
1) учитывали педагогические и психологические особенности дошкольников;
2) учитывали социальные факторы, влияющие на возникновение конфликтов;
3) причины конфликтов у дошкольников в игровой деятельности;
4) применяли при разработке занятий эффективные методы и способы социально – педагогической профилактики конфликтов у дошкольников, направленные на сплочение коллектива
Заключение.
В теоретических исследованиях о руководстве детскими играми в ДОУ мы опирались на следующие положения: игровые умения связаны с развитием личности ребенка, его воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеют игровые умения дошкольника. Для педагогического руководства в игре в целях развития игровых умений у ребенка старшего дошкольного возраста исследователи предлагают участие взрослого как партнера в детской деятельности, втягивание детей в совместную игру с целью формирования у них разных по сложности соответствующих возрасту игровые умения (начала ролевого поведения и умения творчески развертывать сюжеты), активизировать межвозрастное общение и взаимодействие.
В нашей работе мы рассмотрели понятие «детская игра» в психолого-педагогической литературе, определили особенности детской игры в старшем дошкольном возрасте, выявили условия руководства детскими играми в предметно-игровой среды ДОУ. Для проверки гипотезы нам необходимо было провести опытно – экспериментальное исследование.
На констатирующем этапе исследования мы создали подходящую игровую среду для проведения эксперимента, оснастив группу необходимым оборудованием, выявили особенности проявления игровых умений у детей старшего дошкольного возраста.
Проведенное исследование показало, что проблема социокультурного развития в процессе воспитания дошкольников продолжает оставаться актуальной в аспекте как ее теоретической разработки, так и фактической ее реализации. Анализ педагогических основ развития дошкольников в игре в условия современного детского сада воспитания в контексте социокультурного знания позволил выявить ряд важных его особенностей, специфику и характерные черты. Социальный смысл воспитательного воздействия обнаруживается в том, что индивидуальные качества личности не могут развиваться изолировано. Следовательно, воспитание должно исходить не от отдельного ребенка, а от социального целого, от того социального взаимодействия, которое лежит в основе его целостного развития. Это не устраняет и не отодвигает задач развития индивидуальных черт и свойств, способностей и особенностей ребенка, а придает этому развитию более содержательный смысл, поскольку только в обществе, межличностном общении человек становится личностью. И только живя в социуме, мы развиваем свою индивидуальность
На основании проведенных наблюдений, а также организации специальной, продуктивной деятельности было определено три уровня развития игровых умений у детей старшего дошкольного возраста. Нами был сделан вывод о преобладании у старших дошкольников низкого уровня развития игровых умений, что связано с отсутствием специальной работы по руководству детскими играми.
Было установлено, что взрослый руководствуется чаще либеральным стилем общения. Детям предоставлена полная свобода действия, т.е. практически не организована творческая деятельность. Взрослые не принимают участия в деятельности детей.
На формирующем этапе исследования мы ставили целью проведение целенаправленной работы по руководству детскими играми и организации игровых умений у старших дошкольников. Использовалось стимулирующее влияние взрослого на игру детей. Фоном для такого влияния являлись отношения между взрослым и детьми, чтобы ребенок не чувствовал себя скованно, проявляя творческую активность.
Контрольный эксперимент подтверждает эффективность выбранной нами методики. Был отмечен заметный рост по всем показателям развития игровых умений, дети стали более самостоятельными в выборе темы, проявляли фантазию, придумывая что-то новое, оригинальное. Уже на формирующем этапе исследования мы заметили усиление творческой активности детей, стремление предложить свой вариант замысла. Планируя работу по руководству играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание педагог должен уделять развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений.
Таким образом, задачи, поставленные нами в начале исследования, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Список использованной литературы:
1. Белая К.Ю., Сотникова В.М. «Разноцветные игры».- М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2010. 310c.
2. Захарова, Л.М. Этнопедагогические технологии в дошкольном образовании [Текст] / Л.М. Захарова // Начальная школа. Плюс до и после. – 2009. 38с.
3. Захарова, Л.М. Проблема воспитания в педагогических изданиях (конец ХIХ–ХХ вв.) [Текст] / Л.М. Захарова // Казанский педагогический журнал. –2009. 160с.
4. Захарова, Л.М. Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников [Текст] / Л.М. Захарова // Начальная школа. Плюс до и после. – 2010. 73с.
5. Захарова, Л.М. Этнопедагогическая направленность воспитания детей в отечественной педагогике [Текст] / Л.М. Захарова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета. – 2010. 54 с.
6. Захарова, Л.М. Народная педагогика как основа гуманизации дошкольного образования [Текст] /Л.М. Захарова // Вестник Ярославского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. – 2010. 39с.
7. Захарова, Л.М. Детские издания как источник ознакомления детей с этнокультурной действительностью [Текст] / Л.М. Захарова // Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры: В 2 ч. Ч.1. – 2010. 57с.
8. Захарова, Л.М. Подготовка будущих педагогов к этнокультурному воспитанию детей [Текст] /Л.М. Захарова // Казанский педагогический журнал. – 2010. 94с.
9. Захарова, Л.М. Роль педагогических журналов в межнациональном общении [Текст] / Л.М. Захарова // Дошкольное воспитание. – 2010. 106 с.
10. Захарова, Л.М. Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста в отечественной педагогике [Текст] / Л.М. Захарова // Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры: В 2 ч. Ч. 2. – 2010. 44.с.
11. Захарова, Л.М. Становление и развитие этнопедагогической направленности дошкольного воспитания в отечественной педагогике [Текст] / Л.М. Захарова // Педагогическое образование и наука. – 2011. 64 с.
12. Захарова, Л.М. Концептуальные основы этнокультурного воспитания детей [Текст] / Л.М. Захарова // Педагогическое образование и наука. – 2011. 67 с.
13. Захарова, Л.М. Педагогическое сопровождение развития этнокультурной компетентности дошкольников [Текст] / Л.М. Захарова // Сибирский педагогический журнал. – 2011. 167 с.
14. Захарова, Л.М. Этнопедагогические технологии в дошкольном образовании: монография [Текст] / Л.М. Захарова. – Ульяновск: УлГПУ, 2008. 106 с.
15. Захарова, Л.М. Межнациональное воспитание детей: учеб. пособие [Текст] / М.И. Богомолова, Л.М. Захарова. – М.: Флинта: Наука, 2011. 176 с.
16. Захарова, Л.М. Психолого-педагогические аспекты социокультурного воспитания дошкольников: учебное пособие [Текст] / Л.М. Захарова, Е.И. Русина, М.М. Силакова. – Ульяновск: Вектор - С, 2009. 90 с.
17. Захарова, Л.М. Мы – дети России. Программа по воспитанию патриотических чувств у дошкольников [Текст] / Л.М. Захарова, И.Б. Мубаракшина. – Ульяновск: Вектор - С, 2009. 56 с.
18. Захарова, Л.М. Историческое краеведение в работе с дошкольниками [Текст] / Л.М. Захарова, И.Б. Мубаракшина // Детский сад от А до Я. – 2010. 15 с.
19. Захарова, Л.М. Воспитание патриотизма в дошкольном возрасте [Текст] / Л.М. Захарова, Т.В. Ларина // Воспитание дошкольников. – 2009. 27. с.
20. Захарова, Л.М. Своеобразие воспитания патриотических чувств у дошкольников на современном этапе [Текст] / Л.М. Захарова // Патриотическое и гражданское воспитание в образовательной системе региона: проблемы и пути их решения: материалы межрегиональной научно-практической конференции / Под ред. Т.Б. Табардановой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. 28 с.
21. Захарова, Л.М. Развитие проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста в отечественной педагогике [Текст] / Л.М. Захарова // Психолого-педагогические и технологические аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. – Тольятти: ТГУ, 2011. 31 с.
22. .Захарова, Л.М. Приобщение дошкольников к региональным культурно-историческим ценностям [Текст] / Л.М. Захарова // Культура как фактор развития ребёнка-дошкольника: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Чебоксары: Новое время, 2011. 231 с.
23. Кахнович С. В. Социокультурный подход к эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс До и После. – 2011. 74 с.
24. Кахнович С. В. Музейная педагогика как средство социокультурного развития детей дошкольного возраста // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология» – 2012. 35 с.
25. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования: учебное пособие к Программе воспитания и обучения в детском саду. – 3-е изд. – М.: Педагогическое общество России, 2012. 176 с.
26. Кравченко А. И. Культурология: учебник. – М. : Проспект, 2010. 288 с.
27. Панферов В. Н., Микляева А. В., Румянцева П. В Основы психологии человека: учеб. пособие – СПб. : Речь, 2009. 432 с.
28. Сажина С.Д. «Технология интегрированного занятия в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013. 423 с.