Управление образовательными системами
ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
Семинар № 7
Целостный педагогический процесс
Вопросы для обсуждения
1. Образование как ценность, процесс и результат.
2. Сущность педагогического процесса.
3. Базовые теории педагогического процесса.
4. Целостность педагогического процесса.
5. Педагогическое взаимодействие как основа педагогического процесса.
6. Возрастосообразность педагогического процесса.
7. Компетентностный подход к построению педагогического процесса
Семинар № 8-9
Учет возрастных особенностей учащихся в образовательном процессе
Задание 1
Разделитесь на 3 группы («Малыш», «Юноша», «Подросток») и подготовьте по 5 фрагментов из художественных произведений, описывающих особенности детей выбранной возрастной группы. Будьте готовы к анализу фрагментов, подготовленных другими группами, с точки зрения возрастных особенностей и требований к организации педагогического процесса.
Задание 2
Подготовьте таблицу, в которой младший школьный, младший подростковый, средний подростковый, старший подростковый, юношеский возраст охарактеризованы по параметрам:
· границы возрастного периода,
· основные физиологические характеристики,
· основные психологические новообразования,
· ведущая деятельность,
· кто является авторитетом,
· ценностные приоритеты,
· преобладающая мотивация учения,
· типичные проблемы,
· эффективные способы учебно-воспитательной работы.
Задание 3
Подготовьте ответы на вопросы.
Как меняется деятельность учителя-предметника, опирающегося на компетентностный подход?
Как меняется деятельность классного руководителя, опирающегося на компетентностный подход?
Литература
Основная
1. Педагогика [Текст] : рек. УМО в качестве учеб. пособия для студентов вузов / ред. П.И. Пидкасистый. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2011. - 502 с.
2. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] : учеб. для бакалавров : рек. УМО в качестве учеб. для студентов высш. учеб. заведений / И.П. Подласый. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2012. - 574 с.
3. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] : учебник : рек. УМО по образованию в обл. подгот. пед. кадров в качестве учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению 050100 "Педагогическое образование" / авт., ред. В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 10-е изд., перераб. - Москва : Академия, 2011. - 608 с.
4. Загвязинский, В.И. Теория обучения и воспитания [Текст] : учеб. для бакалавров : допущено М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. - Москва : Юрайт, 2012. - 314 с
Дополнительная
1. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. – 2003. – №10. – С. 8-14.
2. Бордовская, Н.В. Педагогика [Текст] : допущено УМО в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - Санкт-Петербург : Питер, 2009. - 299 с.
3. Борисова, О. Школьный климат как элемент гражданского общества [Текст] / О. Борисова // Воспит. Работа в шк.-2007.-№2.-С.91-94.
4. Дахин, А.Н. Образовательная компетентность: от существующего знания к возникающей инновационной культуре [Текст] / А.Н. Дахин // Школьные технологии, 2006. – №5. – С.35-44.
5. Загвязинский, В.И. Теория обучения и воспитания [Текст] : учебник : рек. УМО вузов РФ в качестве учеб. для студентов вузов / В. И. Загвязинский. - М. : Академия, 2012. - 256 с.
7. Лебедев, В.В. Структурирование компетенций – перспективное направление в решении проблем образования [Текст] / В.В. Лебедев // Школьные технологии, 2007. – №2. – С. 97-103.
8. Лебедев, О.В. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О.В. Лебедев //Школьные технологии, 2004. – №5. – С. 3-12.
9. Мясников, В., Найденова, Н. Компетенции и педагогические измерения [Текст] / В. Мясников, Н. Найденова //Народное образование, 2006. – №9. – С. 147-151.
10. Педагогика [Текст] : допущено М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для вузов / авт., ред. Л. П. Крившенко [и др.]. - М. : Проспект, 2013. - 488 с.
11. Педагогика [Текст] : учебник для бакалавров / Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. - М. : Проспект, 2012. - 429 с.
12. Подласый, И.П. Педагогика. Кн. 1 [Текст] / И.П. Подласый. – М., 2004.
13. Подласый, И.П. Педагогика. Кн. 2. [Текст] / И.П. Подласый. – М., 2004.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
Семинар № 1-2