Эта статья в «Скепсисе» здесь
Апостол Тьмы
Православный эксперимент
Еще вчера взоры многих наших сограждан были с надеждой обращены на Русскую Православную Церковь. Многим казалось, что именно Она окажется способной объединить наше раздробленное общество. Сегодня эти иллюзии развеяны. Важно понять, почему же Церковь — богочеловеческий организм, полный таинственных, мистических сил, оказалась банкротом? Для того чтобы глубже понять причины этого, важно обратиться к недавней истории. В начале XX века, когда шло освобождение Русской Церкви от тесных объятий государства, председатель Комитета министров С. Ю. Витте писал: «...образовалось бумажное море в консисториях и бумажная стена в архиерейском кабинете, которая мешает архипастырю войти в живую связь с паствой». Архимандрит Михаил Семенов отмечал: «Бюрократизм целиком перешел в Церковь, и Церковь стала теперь еще более бюрократична, чем государство. Это случилось отчасти по соседству, так сказать — инфекционно, отчасти же по прямому насилию...» Сегодня Русская Церковь свободна, но «инфекционный бюрократизм» парализует Ее деятельность. Создан Отдел по катехизации, который призван заниматься проповедью Евангелия, но этого не происходит. Создан Отдел по благотворительности, но организована ли хотя бы одна благодетельная столовая? Об этих проблемах пишет читательница «МК» из Подольска.
В 60-е годы в США был проведен любопытный эксперимент. В телепередачи вставлялась визуально не обнаруживаемая реклама. Она шла при быстрой смене кадров, и поэтому глаза ее не воспринимали. Тем не менее люди в решающий момент поступали в соответствии с этим подсознательным внушением. Это говорит о возможности кодирования поведения людей и их взглядов[1].
У нас в стране подобный опыт по массовому психологическому воздействию осуществляет «Научно-практическая лаборатория нравственной психологии и педагогики АН РФ». Ею руководит А. Гармаев, он же возглавляет «Учебное объединение христианской педагогики и культуры Преподобного Сергия Радонежского». Им же разработано духовное учение, которое имеет последователей во многих городах «союза». Гармаевское движение набирает силу. Подобно другим, и я оказалась вовлеченной в это движение: рядом с моим домом существует клуб, где пропагандируется это учение, и именно туда привел меня интерес к православной культуре. Однако вскоре меня начали одолевать сомнения в правильности нового духовного метода «выращивания человека» (термин Гармаева). А смутили меня вот такие его вкрадчивые высказывания:
«Возьмем соревнование. Cказали детям пробежать. А кто-то кумекает — можно опередить так: рвануть на старте раньше, подставить подножку, оттолкнуть, припугнуть. СПОСОБОВ много. Таким образом, включаются разнообразные СПОСОБНОСТИ человека. У наиболее простых меньше арсенал этих способностей, у развитых их целый набор, и все включаются.
Другой вариант. Ребенок занимается в кружках. Сегодня модно отправлять детей в студии, где они занимаются музыкой, изобразительным искусством, пластикой и иностранным языком. Это классический вариант студии, где ребенок активно развивается. Идет запечатление труда по способностям. В результате отклика на нужду близкого у него нет. Он с удовольствием будет умирать, или мама его попросит какие-то нужды исполнить, а у него вдруг сил не будет хватать.
До 5 лет, а желательно и вообще до 7 лет, знакомить детей ТОЛЬКО со Святым Писанием. Если в возрасте 5-7 лет дали свободу способностям (а ведь именно это происходит, когда дети попадают в систему обучения), значит, встали на путь по запрещению нравственного в ребенке. Активизация способностей в возрасте 6 лет ведет к глубокой безнравственности вообще.
Гордость прямо соединена с умом и работает на идеях. Чем больше человек знает, тем больше раздута его гордость. Люди с энциклопедическими знаниями часто имеют очень могучую гордость. С такими разговаривать совершенно невозможно, они все знают и во всем тебя заткнут. Однако они не знают, что существует более глубокий уровень душевных свойств, уровень совестливости. Как только с ним заговоришь, он тут же со знанием развернет, что такое совесть и что с ней происходит. А то, что в этот момент он попирал, уничтожал меня, вызвал бурю переживаний, досады, боли, унижения, он этого просто не заметил».
Подобные рассуждения и примеры во множестве разбросаны в различных лекциях А. Гармаева. Основная мысль, внушаемая им своим последователям, — все зло от способностей, от творческой активности человека. Гармаев работает по схеме: талант — личность — я — эго — эгоист — безнравственный человек.
Даже такой принцип, как «отдай, уступи, прости», Гармаев заставляет работать на себя. Он требует от своих учеников «дерзновенно предаваться смирению» и добивается от них слепого повиновения, лишая тем самым всего личностного. Самость, по Гармаеву, самый страшный порок.
Работа по вкрадчивой пропаганде учения осуществляется в клубах, сеть которых охватила всю страну. Ранее эти клубы занимались коммунистическим воспитанием молодежи. Их и прибирает к рукам Гармаев, наполняя новым духовным содержанием деятельность бывших атеистов и агитаторов. Традиционно клубы имеют несколько названий: «Эврика», «Дом семьи», «Филиал лаборатории нравственной психологии и педагогики». Гармаевцы обзванивают детсады, школы, ДК, предприятия и приглашают на разнообразные циклы бесед, цель которых — исподтишка привести к дремучему вульгарному псевдохристианству.
Попавшего в клуб человека знакомят с «уголком Гармаева», где представлены хвалебные статьи о нем. Оказывается, он стал «сегодня одной из интереснейших фигур возрождающейся православной культуры», «его имя можно смело ставить в один ряд с такими именами, как Ушинский, Сухомлинский, Макаренко, Амонашвили», и, конечно, «он закалился в эпоху застоя», и более того, «его имя приобретает значение для многих тысяч людей, и возможно даже, оно ознаменует собой поворот направления развития нашей цивилизации»! Так формируется НАЧАЛЬНАЯ УСТАНОВКА у доверчивых людей. Отсюда их некритичность и восприимчивость к «тайнам нравственной психологии и педагогики». Затем начинаются занятия — включаются магнитофонные записи, и дальше все делает само это механически работающее и засасывающее души учение.
Стратегия «РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ» — основа гармаевской системы. Вся работа ведется группами из 4-5 человек, причем люди подбираются друг другу незнакомые. Работой группы руководит «хранитель духовного», он же тактично направляет разговоры в нужное русло и пресекает инакомыслие. Обычно при этом ссылаются на регламент, некомпетентность новичков, авторитет Учителя или просто критику откладывают на потом. Хранители духовного сообща корректируют свою работу — разводят по разным группам сомневающихся. Сразу трудно разобраться в происходящем, так как духовное насилие осуществляется в мягкой форме и с доброжелательным видом!
Гармаев уверяет, что работает с благословения патриарха, что его деятельность одобрена Отделом религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, твердит, что давно ушел бы в монастырь, но старец Кирилл из Лавры и старец Илия из Оптиной Пустыни не позволяют ему это сделать, и трудится он по их просьбе. Уверена, что эти люди даже не ведают, что проповедует от их имени этот апостол Тьмы.
И все это рассчитано на подрастающее поколение. Основной контингент последователей Гармаева — педагоги! Читать и слушать его призывают на курсах повышения квалификации учителей, а в плане выпуска литературы на 1993 г. издательства «Просвещение» объявлена его книга.
Гармаев паразитирует на религиозных чувствах людей и на самой модной теме дня — духовности. Средства клубов переходят к его лаборатории в качестве платы за магнитофонные циклы и брошюры этого «Лысенко» нравственной психологии, да еще и педагогики. Одна минута гармаевского вещания на магнитофоне стоит 8 рублей, 3-5 листочков с его текстом или газетная статья о нем стоят 20 рублей! Гармаевцы усиленно рекламируют недельные семинары — «постигнуть суть учения во всей полноте можно только в опыте проживания, а он дается на семинарах». Поэтому многие стремятся туда. А стоимость такого недельного семинара — 4500 рублей (цены на начало 1993 г.). И это только за духовный опыт, пропитание и проживание за дополнительную плату! Тяга к православной культуре удачно преобразована им в статью дохода.
Летом гармаевцам рекомендуется жизнь в трудовых поселениях. Людей уверяют, что они будут восстанавливать храмы, а на деле основное их занятие — полевые работы на гармаевской плантации. Лаборатория арендует колхозное поле, а Гармаев, весьма кстати, до духовной деятельности занимался биологией. Если раньше рабы работали хотя бы за похлебку, то даже об этом Гармаеву думать не надо — участники поселения обязаны взять с собой запас продуктов! В свободное время они могут заниматься по программам духовных курсов. При этом используются те же самые магнитофонные записи, что и в клубах. Но люди так устают от физического труда, что им уже ни до чего. Детьми, чтобы они не отвлекали родителей, занимаются «пестуны». Самое забавное, что подобное времяпровождение гармаевцы должны оплатить своему Учителю. Таким образом, призывы к духовным ценностям не мешают ему с успехом завоевывать для себя ценности материальные.
Еще в августе 1992 года я предоставила все материалы о деятельности Гармаева председателю Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, игумену Иоанну Экономцеву. Именно в его ведомстве трудился этот лжеучитель. Председателем мне был оказан самый теплый прием, выказана солидарность и сочувствие и обещано разобраться с виновником. Попутно меня утопили в комплиментах, вежливых ухаживаниях, лестных предложениях и веселых историях (наверное, многим сталкивающимся с ним знаком его стиль). Я человек доверчивый и была полностью убаюкана знаками расположения и очарована этим ответственным лицом, производящим впечатление скорее не инока, а светского льва. И что же сделал за время моего тактичного ожидания этот лев?
А он, как и положено льву, позаботился о своей шкуре — поспешил просто отделаться от нашкодившего и ставшего неугодным сотрудника! Все свелось к тому, что в феврале 1993 года Гармаева СПЛАВИЛИ в другую епархию: ему предложили кафедру педагогики (!) в Волгоградском богословском институте. И, конечно, гармаевские лаборанты тут же последовали за своим кумиром (ну прямо жены декабристов)! Таким образом, произошло перемещение центра гармаевского движения, ТОЛЬКО и ВСЕГО!
И уже совершенно необъясним тот факт, что Гармаев еще и рукоположен Владыкой Германом, архиепископом Волгоградским и Камышинским (при том, что Гармаев женат на разведенной).
Слова игумена Иоанна расходятся с делом. По-видимому, на его поведении сказывается былой политический опыт дипломата и соображения личной выгоды, на обманутых Гармаевым людей ему глубоко наплевать!
Очень хотелось бы, чтобы преподаватели и руководители православных учебных заведений не только обучали бы патристике, гомилетике и т. д. и призывали молодежь к духовным ценностям, но и на деле сами следовали бы им. Причина этого в том, что я мать и стараюсь привить своим детям любовь к православной культуре. Меня волнует, в какие руки они, да и не только они, попадут, когда подрастут, кто их поведет и в какое будущее. Я хочу, чтобы наши дети были лучше и счастливее нас. Да поможет им в этом Бог!
Опубликовано в газете «Московский Комсомолец», 13 января 1994.
Сканирование: Вадим Плотников
Послесловие «Скепсиса»
Мы не случайно публикуем данный материал 16-летней давности. Устаревшим он может показаться лишь на первый взгляд. Анатолий Гармаев не только не был изгнан из РПЦ как типичный лжеученый и как сектант, но и пошел на повышение. Корифей «православной педагогики» занимает одно из руководящих мест в Волгоградской епархии в чине протоиерея: http://www.otrada-volga.ru/. А его доклад был включен в программу XVIII Международных Рождественских образовательных чтений, проходивших в январе 2010 года. Деятельность «Апостола Тьмы» в течение полутора десятилетий продолжает находить полную поддержку со стороны руководства церкви — даже несмотря на резкую критику с позиций канонического православия, исходящую со стороны некоторых членов самой РПЦ. Так, например, в докладе протоиерея Алексия Уминского идеи Гармаева, проповедуемые им в ряде книг, прямо названы «оккультными», а методы — «недопустимыми». Все это позволяет сделать однозначный вывод: «инфекционный бюрократизм» отнюдь не «парализует деятельность Церкви», как это предположила редакция «МК» вслед за автором статьи. Напротив, сознательное уничтожение светской культуры и образования, насаждение лженауки и мракобесия руками таких, как прот. Анатолий Гармаев, является основным смыслом этой деятельности, прекрасно осознаваемым руководством РПЦ.
Примечания
1. После публикации материала на сайте журнала «Скепсис» мы получили отзыв читателя Вадима Белова с разъяснением результатов упомянутого в статье психологического эксперимента.
В первом абзаце письма читательницы содержится неверная информация. Имеется в виду эксперимент, описанный проф. Э. Пратканисом и проф.-иссл. Э. Аронсоном (Университет Калифорнии, Санта-Круз; Стэнфордский Университет - социальная психология и др.) в научно-популярной книге «Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление» [СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003]. Дело в том, что эксперимент имел результаты, противоположные названным:
«[…] В ходе одного исследования, проводившегося Canadian Broadcasting Corporation в 1958 году, во время популярной воскресной вечерней передачи под названием “Close-Up” (“Крупным планом”) 352 раза транслировалось на очень быстрой сублиминальной скорости послание “Звони сейчас”. Количество телефонных звонков за этот период ничуть не увеличилось. Когда зрителей попросили угадать содержание этого послания, они прислали почти 500 писем, ни в одном из которых не было правильного ответа. Но почти половина ответивших утверждала, что во время программы им хотелось есть или пить. Очевидно, что они предположили (неправильно), будто послание имело своей целью заставить их есть или пить». (http://www.psichology.vuzlib.net/book_o049_page_48.html)
В главе «Сублиминальная магия: кто кого прельщает?» авторы прослеживают появление известного ажиотажа с «эффектом 25-го кадра» и пр. до истоков, выдумки афериста Джеймса Викэри в 50 гг., и доказывают его беспочвенность на материале экспериментальной психологии. Исходя из неверных предпосылок, читательница «МК» приходит к неверному выводу о возможности «кодирования» взглядов и поведения людей. Для сути публикации эта ошибка несущественная, так как описанная далее «мозгопромывочная» сеть А. Гармаева вполне укладывается в схему тоталитарной секты из той же книги, подтверждая выводы «Скепсиса» об опасности деятельности РПЦ, но, возможно, уважаемая редакция пожелает дать от себя комментарий в виде сноски к первому абзацу.
Эта статья в «Скепсисе» здесь
http://scepsis.ru/library/id_2714.html