II. Основная часть занятия. 1. Развитие логического мышления.
1. Развитие логического мышления.
Логопед: Отгадайте загадки кота и гнома.
Что за скрип, что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ...
(капуста)
Кругла, рассыпчата, бела.
На стол она с полей пришла
Ты посоли её немножко
Ведь, правда, вкусная...
(картошка)
- Расскажи, охотник, толком:
Как же встретился ты с волком?
- Убежать хотел он, ан
Прямиком попал в ... (капкан)
Дифференциация букв «к — н» 55
2. Работа с пособием «Нос» (задание 6. с. 20).
Логопед: Гном принёс вам интересную игру.
Лишних слов не говори-ка,
Помоги-ка гномам ты!
Посмотри-ка, отыщи-ка
Слов начала и хвосты.
Не забудь: во всех словах спрятано слово «НОС».
Ответы: поднос, перенос, занос, носорог, носилки, носок.
3.Работа с чайнвордом.
Логопед: Отгадайте слова в чайнворде. Каждое слово должно заканчиваться и начинаться с одной и той же буквы — буквы к. Например: колокольчик - кошелёк, ...
Логопед выставляет пособие «Чайнворд».
Слова: колокольчик — кошелёк — козлёнок — кушак — крыжовник — кулик - конёк - клубок - кузнечик - кофейник - котёнок.
4. Кодирование слов (задание 7. с. 20-21).
Логопед: Зашифруйте слова из предыдущего задания. Цифра обозначает порядковое число букв к - нв слове.
Например: колокольчик - к к к
1 - 5 - 11
5.Дифференциация букв занятия в предложении.
Логопед: Выберите из слов чайнворда такие, в которых встречаются обе буквы занятия, и составьте с ними предложения.
Слова: козлёнок, крыжовник, конёк, кузнечик, кофейник, котёнок.
6.Работа по дифференциации букв занятия на уровне текста (задание 8. с. 21).
Логопед: Прочитайте стихотворение и вставьте в слова буквы занятия, запишите текст.
Рыб...а плавает в водице.
Рыб...е весело играть.
Рыб..а, рыб..а-балов...ица,
Я хочу тебя поймать.
56 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
Рыб...а хвостизм мах...ула,
...рош...у хлеб...ую взяла.
Рыб...а хвости...ом мах...ула.
Рыб...а - раз, и уплыла!
III. Итог занятия
Логопед: Выберите из текста сначала слова для кота, а потом слова для гнома. Какие слова подойдут им обоим? Почему?
ЗАНЯТИЕ 17
Тема:Дифференциация букв ш - щ, Ш - Щ.
Цели:познакомить детей с буквами занятия; научить детей сравнивать буквы ш-щ,Ш - Щ, ш - щ, Ш - Щ по начертанию, дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах; научить детей образовывать существительные при помощи суффикса -ИЩ-; развивать у детей зрительное внимание, восприятие, умение образовывать существительные от глаголов, кинестетические ощущения; способствовать преодолению кинетических нарушений у детей.
Оборудование:буквы ш-щ,Ш - Щ, ш- щ, Ш - Щ (запись на доске); стилизованные изображения букв занятия; шнурки для выкладывания букв; карточки с символами букв занятия; предметные картинки с изображением щенка, мышонка, дворового кота; альбом 2.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
1. Сформулировать тему занятия. Записать ее на доска.
2. Развитие зрительного восприятия (задание 3. с. 22).
Логопед: По команде зачеркните синей ручкой все буквы Ш,зелёной ручкой - все буквы Щ.
Дифференциация букв «ш — щ» 57
II. Основная часть занятия.
1. Произношение звуков, которые обозначают буквы Ш - Щ. Сравнение звуков по артикуляции.
Ш - согласный глухой, твёрдый.
Щ - согласный глухой, всегда мягкий.
2. Соотнесение звуков с буквами и символами, подходящими для их обозначения (задание 1.с. 21).
Ш — для обозначения выбираем синий наушник, на письме обозначаем синим символом.
Щ - для обозначения выбираем зелёный наушник, на письме обозначаем зелёным символом.
3. Сравнение букв по написанию (задание 2. с. 21).Конструирование рукописных строчных букв занятия из шнурков и печатных - из палочек.
4. Развитие слухового внимания.
Логопед: Послушайте звуки, слоги и слова, поднимите символы, когда услышите соответствующий звук. Для звука ш - синий наушник, для щ — зелёный наушник.
Ряд звуков: Ш, щ, п, и, ц, щ, ш, ч, ть, ц. щ, ш, ш...
Ряд слогов: ша, ща, ши, що, цо, цу, иш, ищ...
Ряд слов: щипать, шить, шерсть, щепка, щётка, ущелье, шапка, часы, шестой, шест.
5. Знакомство с героями занятия (задание 1.с. 21).
Логопед: Сегодня я пригласила к нам двух друзей. Вы их
сможете без труда назвать, если обведёте по контуру их изображения.
После выполнения задания логопед выставляет на доску предметные картинки с изображением героев занятия.
Молодцы! Вы справились с заданием. Как вы думаете, почему именно их я пригласила? (В их именах есть буквы занятия.)
6.Дифференциация букв занятия в слогах (задание 4. с. 22).
Логопед: Щенок и мышонок были большими друзьями. Они вместе пили молоко из миски, шалили, лакомились
58 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
сыром, играли во дворе. Однажды, когда они играли во дворе, пошёл сильный дождь. Огромные капли дождя падали с неба. Малыши кинулись наутёк. Они успели спрятаться в будке щенка. Однако детёныши успели порядком промокнуть.
Прочитайте слоги, записанные на капельках дождя, и попробуйте догадаться, какие из этих капель могли намочить мышонка, а какие щенка? Почему?
7. Развитие навыков образования слов при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением и суффикса. -ИЩ-
Логопед: Дождь не прекращается. Вот блеснула молния, прогремел гром. Страшно стало мышонку. Щенок решил взбодрить своего товарища и начал писать лапкой на песке разные слова. Мышонку эти слова казались страшно большими, и он называл их как что-то огромное, а щенок быстро превращал эти слова в маленькие. Вот посмотрите, что у них получалось: Воробей - воробьище - воробышек.
Догадайтесь, какие цепочки могли получиться у щенка и мышонка из слов: уши, шкаф, нос, глаза, лапы.
Уши - ушищи - ушки Шкаф-шкафище - шкафчик
Нос - носище - носик Глаза - глазищи - глазки
Лапы - лапищи - лапки
8. Образование существительных от глаголов.
Логопед: Дождь прошёл. Малыши выбрались из своего убежища увидели много разных луж. Захотели друзья побегать по лужам.
Тут во дворе показался кот. Он был чёрного цвета, всегда появлялся внезапно, дрался со всеми соседскими котами и побеждал их, поэтому его уважали все обитатели двора, а малыши даже немного побаивались. Кот увидел играющих друзей и предложил им посмотреть фокус.
Кот произносил слово, сидя возле огромной лужи, и тут же похожее слово отражалось в луже.
Например: осветить - освещение, поместить - помещение.
Дифференциация букв «ш — щ» 59
Слова: посвятить, простить, просить, носить, известить, укрощать, восхитить, смутить, относить, подносить.
После записи пар слов логопед проводит с детьми анализ лексических значений всех слов.
Друзья так заигрались, что не заметили, как наступил вечер. Пришла пора прощаться. Завтра они встретятся вновь и будут играть во дворе.
III. Итог занятия
Логопед: Подберите для мышонка и щенка по три слова с их любимыми буквами.
ЗАНЯТИЕ 18
Тема: Дифференциация букв ш - щ, Ш - Щ в словосочетаниях, предложениях итексте.
Цели: закрепить у детей знания о буквах ш - щ; научить детей сравнивать буквы ш - щ по начертанию, дифференцировать буквы занятия в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте, работать с паронимами, составлять словосочетания; формировать у детей навыки звукового анализа и синтеза; развивать у детей навыки слогового анализа, зрительное восприятие; способствовать преодолению кинетических нарушений.
Оборудование:картинки с изображением мышонка, щенка и лягушонка; буквы занятия (запись на доске); карточки в виде шариков со схемами слогов; пособие «Загадочный ящик»; пособие «Ветерок»; альбом 2.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
1. Развитие фонематического анализа.
Логопед: Послушайте стихотворение и назовите звук, который встречается в названии всех предметов. На рисунке этом вещи: Ящик, щётка, плащ и клещи. Посмотри и объясни, Для чего нужны они? (Звук щ.)
60 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
Какой буквой обозначается звук щ на письме? (Буквой щ.)
2.Припоминание темы прошлого занятия.
Логопед: Припомните букву, сходную по начертанию с буквой Щ, которая отличается тем, что у неё нет «хвостика».
3.Сформулировать и записать теми занятия.