Определение исходных данных
МЕТОДИКА Экспресс-анализа переносимости нагрузки на занятиях по физическому воспитанию
План:
1. Введение. 2. Этапы работы по определению интенсивности переносимости нагрузки на занятиях по физическому воспитанию.
3. Определение исходных данных
4. Обработка полученных результатов и их анализ
5 Методика определения энергетической стоимости занятия
6. Литература.
Введение
Для определения переносимости физической нагрузки студентами используется оперативный контроль, целью которого является экспресс-оценка функционального состояния наблюдаемого «объекта» при занятиях физической культурой и спортом.
Разработанная на кафедре физического воспитания и здоровья Волгоградского государственного медицинского университета карта экспресс-анализа переносимости физической нагрузки позволяет достаточно емко, информативно и точно регистрировать исследуемые параметры в течение всего занятия. Карта экспресс-анализа значительно облегчает методику сбора информации об адекватности нагрузки на различных занятиях по физическому воспитанию и служит основанием для определения эффективности конкретного занятия.
Полученные в ходе исследования параметры позволяют также производить разнообразные расчеты и выявлять корреляционные взаимосвязи между ними.
До начала занятия выбирается «объект» (студент (ка)), который будет принимать участие в исследовании. Паспортные данные, полученные в результате опроса исследуемых студентов, регистрируются в верхней части карты экспресс-анализа (см. рис. 1). Основной опроса служат и такие вопросы, как самочувствие и жалобы. Если студент отвечает, что самочувствие плохо, то выясняется его причины.
В верхней части карты фиксируются дата, время проведения исследования и определяется вид занятия:
§ учебно-тренировочное занятие (указывается учебное отделение);
§ учебно-тренировочное занятие (в отделении спортивного совершенствования указывается вид спорта);
§ тренировочное занятие (в абонементной группе, с указанием вида спорта).
Если занятия проводятся в специальном учебном отделении или наблюдаемый студент по состоянию здоровья относится к данному отделению, то необходимо указать диагноз (или диагнозы), по которому назначена специальная группа.
2. Этапы работы по определению интенсивности переносимости нагрузки на занятиях по физическому воспитанию:
§ определение исходных данных;
§ определение частоты сердечных сокращений (ЧСС);
§ определение артериального давления (АД);
§ определение количества выполненных шагов — движений;
§ определение величины ЭКС (электро-кожного сопротивления);
§ запись содержания занятия;
§ обработка полученных результатов и их анализ;
§ определение энергетической стоимости занятия.
Определение исходных данных
Следующий этап работы - определение исходных данных: частота сердечных сокращений (ЧСС) и артериальное давление (АД) в состоянии покоя.
Определение ЧСС - один из наиболее простых, доступных и достаточно информативных показателей функционального состояния. Наибольшее практическое значение имеет артериальный пульс, прощупываемый в области лучевой, височной или сонной артерии. Исследуемый находится в исходном положении стоя. Для определение ЧСС в области лучевой артерии кисть исследуемого охватывают рукой в области лучезапястного сустава так, чтобы большой палей находился ан тыльной стороны предплечья, а остальными пальцами (2, 3 и 4-ым) прижимают кожу на передней его поверхности, где четко прощупывается пульсирующая лучевая артерия. Подсчет ЧСС осуществляется за 10 сек. 2-3 раза (до разницы 1 - 2 удара).
В настоящее время для подсчета ЧСС используют современные автоматические «пульс-тестеры» различной модификации, которые позволяют автономно подсчитывать сумму пульса за определенный промежуток времени.
Исходные данные ЧСС фиксируются на карте (см. рис. 1) крестиком или кружочком в вертикальном столбце на отметке, соответствующей «0» мин по шкале «время занятий». Дискретно, по 5-ти минутным интервалом производится регистрация ЧСС в положении стоя, не зависимо от вида выполняемых упражнений на занятии с отметкой в карте экспресс-анализа.
Рисунок 1.
По окончания занятия результаты дискретных измерений дискретных ЧСС соединяются в линию, тем самым образуя физиологическую кривую переносимости физической нагрузки.
Определение артериального давления(АД). АД - давление крови в артериях большого круга кровообращения. Величина АД определяется главным образом силой сердечных сокращений, количеством крови, которая выбрасывается при каждом сокращении, сопротивлением, оказываемым току крови стенками кровеносных сосудов.
Для измерения артериального давления применяют различные аппараты (сфигмоманометры, тонометры). Для получения более точных данных необходимо соблюдать ряд правил, при этом сама методика определения АД очень проста. Общепринятым является аускультативный (основанный на выслушивании) метод Короткова. Исследуемый находится в исходном положении сидя. Артерия должна быть на уровне сердца, а нулевая точка манометра на уровне исследуемой артерии. На обнаженное плечо исследуемого, выше локтя (на 2 см выше антекубитальной области), плотно и ровно накладывают специальную манжету соединенную с тонометром и резиновой грушей. В спущенном состоянии манжета не должна сдавливать подлежащие ткани. При накачивании в манжете создается давление на 20-30 мм. рт. ст. выше того, при котором происходит облитерация радиального пульса. На место, где прощупывается пульс плечевой артерии, ниже манжеты вплотную прикладывают фонендоскоп. Со скоростью 2-3 мм. рт. ст. за 1 пульсацию в манжете спускают давление. В момент появления первых отчетливых звуков (ударов) в плечевой артерии (их и называют тонами Короткова) по манометру отмечается систолическое давление. По мере дальнейшего выпускания воздуха из манжеты аппарата продолжают снижать давление до исчезновения ударов. В этот момент и фиксируется диастолическое давление.
Измерение АД необходимо проводить на протяжении всего занятия с интервалом в 10 минут. Показатели АД фиксируются на карте в виде вертикального столбика, где верхняя точка соответствует значениям систолического, а нижняя - диастолического показателя.
Возможно использование современных электронных (автоматических и полуавтоматических) тонометров различных фирм и модификаций.
Следующим важным фиксируемым параметром является показания шагомера(количество выполненных шагов-движений). Для их регистрации используется электронные или механические маятниковые шагомеры. Особое значение уделяется правильному (ближе к общему центру тяжести тела) и тщательному закреплению шагомера. Его рекомендуется фиксировать на боковой поверхности брюк тренировочного костюма. Показания шагомера фиксируются по 5-ти минутным интервалам времени занятия и отмечаются в специальной графе в верхней части карты.
В зависимости от целей, задач и объекта исследования карта экспресс-анализа позволяет фиксировать также данные температуры поверхностных групп мышц и величины электронно-кожного сопротивления. Измеряемые на протяжении всего занятия с интервалом 5-10 минут данные регистрируются в нижней части карты в цифровых значениях в соответствующих строках.
Методика измерения температуры поверхностных групп мышц производится с помощью универсального электротермометра, имеющего датчик определенного назначения (кожный датчик - для измерения температуры в точках открытой поверхности кожи; стержневой датчик - для быстрого измерения температуры поверхности). Выбрав необходимый датчик, проверяют правильность подготовки прибора к началу измерений (согласно инструкции в паспорте). Кожный датчик при кратковременном измерении удерживается на выбранном для исследования участке рукой; при длительных измерениях его следует закреплять резиновым ремнем, прилагаемым в комплекте (при этом необходимо обратить особое внимание на чрезмерное перетягивание поверхности кожи, которое, в свою очередь, может вызвать нарушение режима кровообращения и отразиться на тепловом режиме исследуемого участка). При этом необходимо создать постоянные условия теплообмена датчика с окружающей средой. Отсчет по шкале указателя производится после достаточной выдержки датчика в контакте со средой, предназначенной для исследования.
Величины электро-кожного сопротивления регистрируется с помощью прибора комбинированного действия (рекомендуется) на участке «рука - рука». Предварительно, студент, проводящий исследование, подробно знакомится с инструкциями по эксплуатации вышеуказанных приборов, проведя серию пробных измерений.
На протяжении всего занятия в нижней части карты ведется краткая запись его содержания за каждый конкретный отрезок времени. Запись содержания производится согласно общепринятым сокращениям:
§ общеразвивающие упражнения - ОРУ, которые могут быть: ОРУ под музыку; ОРУ на месте или в движении; ОРУ с предметами (с гантелями, с обручами и т.д.);
§ упражнения, направленные на развитие и совершенствование какого-либо качества;
§ упражнения, выполняемые на различных снарядах - «блок упр. на матах», «блок упр. на гимн скамейках» и т.п.;
§ обучение или совершенствование в каком-либо виде спорта - бадминтон, н/теннис, дартс, волейбол.