Общие методические рекомендации по видам работ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Составитель: Шепелева В.А., преподаватель дисциплины
«Современные образовательные технологии в области начального общего образования»
Содержание
Пояснительная записка | |
Подготовка конспекта | |
Составление таблицы | |
Составление аннотированной библиографии | |
Подготовка презентации | |
Подготовка к семинару | |
Написание эссе | |
Составление кроссворда | |
Подготовка доклада | |
Составление теста и эталона ответов | |
Написание рецензии | |
Разработка структуры портфолио | |
Подбор разработок занятий/уроков в начальной школе | |
Заполнение технологической карты урока |
Пояснительная записка
Одной из важнейших стратегических задач современной профессиональной школы является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Квалификационные характеристики по всем педагогическим специальностям среднего профессионального образования новых образовательных стандартов третьего поколения содержат такие требования, как умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; заниматься самообразованием. Обозначенные требования к подготовке студентов делают их конкурентоспособными на современном рынке труда.
В этой связи, всё большее значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, создающая условия для формирования готовности и умения использовать различные средства информации для поиска необходимого знания. Усложнение заданий для самостоятельной работы стимулирует познавательный интерес, способствует активизации и развитию мыслительных процессов, формированию научного мировоззрения и коммуникативных умений.
Методы самостоятельной работы студентов:
- наблюдение за единичными объектами (ребёнком, педагогом);
- сравнительно-аналитические наблюдения;
- учебное конструирование (урока, занятия);
- решение учебных и профессиональных задач;
- работа с различными источниками информации;
- исследовательская деятельность.
Наблюдение за единичными объектами подразумевает более или менее длительное восприятие с целью выяснить отличительные признаки объектов.
Сравнительно-аналитические наблюдения стимулируют развитие произвольного внимания у студентов, углубление в учебную деятельность.
Конструирование заставляет глубже проникнуть в сущность предмета, найти взаимосвязи в учебном материале, выстроить их в нужной логической последовательности, сделать после изучения темы достоверные выводы.
Решение задач способствует запоминанию, углублению и проверке усвоения знаний студентов, формированию отвлечённого мышления, которое обеспечивает осознанное и прочное усвоение изучаемых основ.
Работа с источниками информации способствует приобретению важных умений и навыков, а именно: выделять главное, устанавливать логическую связь, создавать алгоритм и работать по нему, самостоятельно добывать знания, систематизировать их и обобщать.
Методические рекомендации для обучающихся по аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работе носят общий характер и адресованы студентам очной формы обучения.
Данные рекомендации содержат название вида самостоятельной работы, инструкцию по её выполнению, описание форм и критериев оценивания
данной работы.
Наличие положительной оценки (отметки о выполнении) каждого вида
самостоятельной работы необходимо для получения итоговой отметки по дисциплине и допуска к экзамену, поэтому в случае невыполнения работы по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за самостоятельную работу, студент должен найти время для ее выполнения. Преподаватель оставляет за собой право снижать оценку за несвоевременно сданные работы.
Если в процессе выполнения заданий для самостоятельной работы у студента возникают вопросы, разрешить которые не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения дополнительных разъяснений.
Общие методические рекомендации по видам работ
Вид работы: Подготовка конспекта
Инструкция по выполнению самостоятельной работы
Хорошо составленный конспект помогает усвоить материал.
В конспекте кратко излагается основная сущность учебного материала, приводятся необходимые обоснования, табличные данные, схемы, эскизы, расчеты и т.п. Конспект целесообразно составлять целиком на тему.
При этом имеется возможность дополнять составленный конспект вырезками и выписками из журналов, газет, статей, учебников, брошюр по обмену опытом, данных из Интернета и других источников. Таким образом, конспект становится сборником необходимых материалов, куда студент вносит всё новое, что он изучил, узнал. Такие конспекты представляют, большую ценность при подготовке к урокам, выступлениям на методических советах, конференциях, семинарах и т.п.
Ниже приводим пример плана по самостоятельному изучению студентом теоретического материала и составлению конспекта:
1. Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы по тексту учебника(при его отсутствии УМК студента по дисциплине), дополнительной литературе.
2. Выделение главного в изучаемом материале, возможно «черновое» составление обычных кратких записей.
3. Подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных слов, определённых знаков, графиков, рисунков.
4. Продумывание схематического способа кодирования знаний, использование различного шрифта, выделение главного цветом и т.д.
5. Составление конспекта.
6. Проверка своей работы на соответствие критериям.
Форма контроля и критерии оценки
«Отлично» Полнота использования учебного материала.
Объём конспекта – 1 тетрадная страница на один раздел или один лист формата А 4.
Прослеживается чёткая логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями).
Присутствует необходимая наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.); аккуратность выполнения, читаемость конспекта (чёткость почерка).
Грамотность (терминологическая и орфографическая).
Самостоятельность при составлении.
«Хорошо» Частичное, но достаточное для понимания темы, использование учебного материала.
Объём конспекта – 1 тетрадная страница на один раздел или один лист формата А 4.
Некоторые нарушения в логике изложения материала (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями).
Небольшие недостатки в использовании наглядности (наличие рисунков, символов, и пр.); аккуратность выполнения, читаемость конспекта (чёткость почерка).
Грамотность (терминологическая и орфографическая).
Самостоятельность при составлении.
«Удовлетворительно» Частичное, но достаточное для ознакомления с темой, использование учебного материала.
Объём конспекта – менее одной тетрадной страницы на один раздел или один лист формата А 4.
Нарушения в логике изложения материала (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями).
Недостатки в использовании наглядности (наличие рисунков, символов, и пр.); небрежность выполнения, затруднение читаемости конспекта.
Наличие (до трёх) грамматических ошибок (терминологических и орфографических).
Самостоятельность при составлении.
«Неудовлетворительно» Частичное и недостаточное для понимания темы учебного материала.
Объём конспекта – менее одной тетрадной страницы на один раздел или один лист формата А 4.
Отсутствуют схемы, не прослеживаются смысловые связи между понятиями.
Отсутствует наглядность, допущена небрежность выполнения, затруднена читаемость конспекта.
Допущены ошибки (более трёх) терминологические и орфографические.
Отсутствие самостоятельности при составлении.
Вид задания: Составление таблицы
Инструкция по выполнению самостоятельной работы
Внимательно прочитать текст лекции или соответствующий параграф учебника (раздел УМК студента по дисциплине). Продумать «конструкцию» таблицы, расположение порядковых номеров, терминов, примеров и пояснений (и прочего). Начертить таблицу и заполнить ее графы необходимым содержимым.
Форма контроля и критерии оценки.
Задание должно быть выполнено в тетради для самостоятельных работ или в рабочей тетради.
«Отлично» выставляется в случае, если таблица выполнена аккуратно, все примеры указаны верно, примеры соответствуют определению, термины записаны понятно и правильно.
«Хорошо» выставляется в случае, если таблица содержит 1-2 неточности или недостаточно полно раскрыта тема.
«Удовлетворительно» - в случае, если таблица выполнена неаккуратно, примеры приведены с многочисленными неточностями. «Неудовлетворительно» - таблица выполнена небрежно, примеры с ошибками, названия неполные.
Вид задания: Составление аннотированной библиографии по теме
Инструкция по выполнению самостоятельной работы
Аннотированная библиография – это список книг, статей и документы. Каждая ссылка сопровождается небольшим описывающим ее абзацем. Это аннотация.
При выполнении данного задания студент получает общее представление о литературных источниках, их правильном оформлении в список; что облегчает в дальнейшем подбор литературы по любому вопросу, а также предупреждает возможность ошибок в составлении списка используемых источников при выполнении курсовой работы и ВКР.