ЗПР церебрально-органического происхождения.
Задержка психомоторного развития церебрально-органического происхождения встречается чаще других типов и обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально - волевой сфере так и в познавательной деятельности. Наличие негрубой органической недостаточности нервной системы остаточного характера вследствие патологии беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, несовместимость крови матери и плода по резус - фактору), недоношенности, асфиксии и травмы при родах, постнатальных нейроинфекций, токсико - дистрофирующих заболеваний первых лет жизни.
Отмечаются замедление смены возрастных фаз развития: запаздывание формирования статических функции, ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности.
В соматическом состоянии, наряду с частыми признаками задержки психического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста) наблюдается общая гипотрофия, что связано с нарушением вегетативной регуляции.
Эмоционально - волевая незрелость проявляется органическим инфантилизмом.
У детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций; характерна слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний. Внушаемость имеет грубый оттенок и нередко сопровождается отсутствием критики. Игровую деятельность характеризует бедность воображения и творчества, монотонность и однообразие. Желание играть возникает в ситуациях, требующих целенаправленной интеллектуальной деятельности (например, приготовление уроков).
В зависимости от преобладающего эмоционального фона можно выделить два основных вида органического инфантилизма: неустойчивыйс психомоторной расторможенностью, эйфорическим оттенком настроения и импульсивностью, и тормозимый- с преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью, безынициативностью, боязливостью.
Для ЗПР церебрально-органического происхождения характерны нарушения познавательной деятельности,обусловленные недостаточностью памяти, внимания, инертностью психических процессов, их медлительностью и пониженной переключаемостью, а также недостаточностью отдельных корковых функций.
В структуре задержки психомоторного развития церебрально-органического генеза всегда имеется набор энцефалопатических расстройств, свидетельствующих о повреждении нервной системы.
1.Церебрастенические явления проявляются в повышенной истощаемости ЦНС.
2. Неврозоподобные явления: тревожность, боязливость, склонность к страхам темноты, одиночества, ипохондрическим (за здоровье свое и близких); тикозные гиперкинезы - навязчивые движения, большей частью в мышцах нижней половины лица, шеи, плеч, связанные с мышечной дистонией; неврозоподобное заикание.
3. Синдром психомоторной возбудимости, чаще наблюдается у мальчиков: аффективная и общая расторможенность, отвлекаемость, суетливость.
4. Аффективные нарушения проявляются в немотивированных колебаниях настроения: дисфорическое состояние - понижение настроения со злобностью, недоверчивостью, склонностью к агрессивным разрядам; эйфорическом состоянии - повышенном настроении с элементами дурашливости, назойливости, бесцельной суетливости.
5. Психопатоподобные нарушения: сочетание двигательной расторможенности, аффективной неустойчивости, снижения интереса с интеллектуальной деятельности с отрицательным отношением к учебе, иногда -расторможенности влечений (склонности к побегам, к воровству, лживости и т.д.).
6. Эпилептиформные нарушения - различные виды судорожных припадков и других нервно-психических пароксизмов.
7. Апатико-адинамические расстройства - снижение инициативы и побуждений в интеллектуальной деятельности, выраженные эмоциональная вялость и двигательная заторможенность.
Выявлены общие для ЗПР различной этиологии черты:
- низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости;
- замедленный темп физического развития;
- нарушение функций сердечно – сосудистой и дыхательной систем;
- обедненный словарный запас;
- несформированность двигательных навыков;
- неполная сформированность игровой деятельности.
У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации.
Одной из характерных особенностей детей с задержкой в развитии является отставание в формировании у них пространственных представлений, недостаточная ориентировка в частях собственного тела.
Характерным признаком детей с задержкой психомоторного развития является недостаточность у них мелкой моторики.