II. Основная часть занятия. 1. Определение сходства и различия в начертании букв занятия.
1. Определение сходства и различия в начертании букв занятия.
2. Припоминание героев занятия.
Логопед выставляет картинки с изображением мышонка и щенка. Дети припоминают, с какими буквами они «дружат». Логопед выставляет на доску символы для обозначения букв занятия.
3. Дифференциация букв занятия в слогах.
Логопед: Прочитайте надписи на шариках, которые принес друзьям лягушонок.
Слоги: ША, ШУ, УЩ, УШ, ЩА, ЩУ, ШО, ШИ, ЩИ.
Какое слово спряталось в слогах? (Щи.) Объясните его значение.
4. Дифференциация букв занятия в словах.
Игра «Загадочный ящик» (задание 5. с. 22).
Логопед: Пока щенок играл с шариками, лягушонок принёс загадочный ящик. Все слова, которые попадают в него, меняют своё значение и написание. Было слово с буквой Щ, а стало с буквой III, и наоборот: СМЕШУ - СМЕЩУ*, ПИШИ - ПИЩИ. А во что превратятся в ящике слова: ПЛЮШ*, ШИП*, ЧАЩА, ПОМЕЩАТЬ, ПРОШЕНИЕ, ЗАЩИТА?
Логопед объясняет детям значение слов, отмеченных звездочкой.
5. Различение букв занятия в словах (задание 6. с.22).
Логопед: Лягушонок, мышонок и щенок решили немного пошутить. Они убрали из слов буквы занятия и просят вас восстановить слова.
Дифференциация букв «ш — щ» 61
6. Составление словосочетаний.
Логопед: Лягушонок принес для своих друзей игру «Ветерок» и подарил им. Друзья приглашают вас присоединиться к ним.
Логопед выставляет пособие «Ветерок».
Отгадайте слова, записанные на полосках «Ветерка», и запишите с ними словосочетания.
Слова: а) кошка, кашка, чашка, паштет;
б) ящик, ящер, овощи, чаща.
7. Дифференциация букв занятия на уровне связной речи.Развитие речи (задание 7. с. 23).
Логопед: Помогите друзьям сочинить сказку. Прочитайте начало и попробуйте закончить рассказ.
Щенок Шарик и его друзья
Жил-был щенок. Его звали Шарик. Он жил на широком дворе в новой деревянной будке. Каждое утро хозяйка выносила щенку молоко и кашу. У щенка были друзья мышонок и лягушонок. Каждый день...
Дети составляют окончание рассказа, затем пересказывают текст целиком. Логопед разбирает с детьми слова, требующие проверки. Дети по цепочке выходят к доске и записывают эти слова под диктовку.
III. Итог занятия (задание 8, с. 23)
Логопед: Найдите в тексте слова для мышонка и лягушонка, затем для щенка. Выпишите эти слова из текста.
62 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
ЗАНЯТИЕ 19
Тема: Дифференциация букв и-ц, И - Ц.
Цели:познакомить детей с буквами и - ц, И - Ц, и — ц, И — Ц; научить детей дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, в словах, соотносить звуки ц - ис буквами разного шрифта и символами для их схематичного изображения; развивать у детей навыки словообразования, звукового анализа, зрительное восприятие; припомнить вместе с детьми сказку «Царевна-Лягушка».
Оборудование:буквы и - цдвух шрифтов и разной величины (запись на доске); 2 красных и 2 синих кружка на каждого ребёнка; изображения сказочных героев из сказки «Царевна-лягушка», 2 домов, болота; набор стрелок синего икрасного цвета (на каждого ребенка); альбом 2.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент.
1. Развитие зрительного восприятия (задание 1,с. 23)
Логопед: Рассмотрите буквы в таблице.
Обведите красным цветом все буквы и, а синим все буквы ц.
2. Сформулировать тему занятия (Буквы и -и) и записать ее на доске.