Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Моисеенко М.В.
ТЕОРИЯ ДИЗАЙНА
Направление подготовки
070600.62 – «Дизайн»
Москва
2010
УДК
Л
Учебно-методический комплекс рассмотрен и одобрен на заседании кафедры психологии 31 августа 2010 г., протокол № 1
Автор – составитель Моисеенко М.В., к. иск., доцент
Рецензент – Диева О.Н., кандидат педагогических наук, доцент
Моисеенко М.В..
Л Теория дизайна – М.: СФГА, 2010. 33 с.
Учебно-методический комплекс соответствует требованиям к дисциплине «Теория дизайна», входящей в состав федерального компонента цикла «Специальных дисциплин» Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
В УМК представлены требования к содержанию педагогической подготовки, организационно-методические рекомендации, программа, тематический план, вопросы для подготовки к зачету, тесты для самоконтроля, основная и дополнительная учебно-методическая литература, тезаурус.
Учтены особенности изучения дисциплины студентами очно-заочной формы обучения.
© Столичная финансово-гуманитарная академия, 2010
© Моисеенко М.В.., 2010
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Столичная финансово-гуманитарная академия»
(НОУ ВПО «СФГА»)
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ТЕОРИЯ ДИЗАЙНА»
г. Москва
Программа составлена в соответствии с государственными требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 070600.62 - «Дизайн».
Пояснительная записка
Дисциплина является базовой в подготовке дизайнеров-средовиков. Она разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом и изучается на 4 курсе бакалавриата. Предметным содержанием программы является композиционно-художественноеформообразование и проектирование объектов средового дизайна (интерьеров и экстерьеров). Программа включает в себя как лекционный курс, так и практические занятия. Из лекционного курса студенты знакомятся с особенностями композиции в средовом дизайне, средствами и основными принципами композиции, ролью цвета в интерьере и экстерьере, некоторыми психологическими аспектами восприятия цвета, взаимовлиянием цветовых сочетаний.
При выполнении конкретных заданий студенты должны научиться воплощать концептуальные идеи в разрабатываемых интерьерах, экстерьерах и ландшафтах, достигать их цельности и стилевого единства.
Студенты создают разнообразные проекты интерьеров жилых и общественных зданий и их макеты. Обучение проектированию дает возможность свободного применения полученных знаний при выполнении реальных заказов.
Курс создает условия для развития креативности мышления бакалавров
Программа отвечает известному принципу продуктивного художественного творчества — «от общего к частному и от частного к общему». Практически данный принцип выражается методической формулой: решай частную задачу, исходя из общего, начинай разработку, видя конечный результат, завершай ее, приводя все элементы к единому знаменателю. Так, учебная работа в полной мере отвечает настоящей, профессиональной, целенаправленной дизайнерской разработке.
Целью программы является развитие визуальной и проектной культуры студентов, получение ими знаний в области проектирования, формообразования и цветоведения в дизайне среды. Программа ставит целью изучение проектного метода разработки интерьеров, экстерьеров и ландшафтов.
При этом выработка сознательного подходак дизайнерскому творчеству предполагает развитие у студентов эстетического вкуса, опирающегося как на интуитивное отношениек творческому процессу, так и на признанные каноны красоты.
Задачи программы:
1. Изучить типологию объектов средового дизайна.
2. Обучить основам композиционно-художественного дизайнерского проектирования. Изучить основные методы, принципы и приемы композиционной организации в дизайне среды.
3. Обучить основам проектной и компьютерной графики.
4. Обучить особенностям создания проектов и технологии макетирования.
5. Дать основы комплексного решения проблем проектирования, опираясь на реализацию межпредметных связей.
В процессе изучения курса представленные задачи усложняются. Бакалавры шаг за шагом достигают главной цели — познают многочисленные «правила» построения композиции, средства выразительности, причем в плане успешного выполнения конкретных проектных заданий и глубокого понимания общих закономерностей композиционного творчества.
Обучение бакалавров строится на решении проектных задач с помощью рисунков, схем, чертежей, компьютерной графики и аналитической работы. Перед бакалаврами ставится задача не только грамотно выполнить техническую часть проектов, но и немаловажным фактором является актуальность разработки, умение студента ставить и решать проблемы, умение планировать свою деятельность.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
бакалавр, изучивший дисциплину, должен
Знать
- основные композиционные закономерности применительно к объектам средового дизайна;
- основные закономерности формообразования применительно к объектам средового дизайна;
- основные законы цветоведения применительно к объектам средового дизайна;
- специфику выразительных средств средового дизайна;
- основные компьютерные программы, применяемые для средового дизайна;
- методы организации творческого процесса дизайнеров;
владеть
- практическими навыками проектирования объектов средового дизайна;
- технологией средового, объемно-пластического моделирования и выражения проектных идей на разных этапах работы;
- приемами проектной графики и моделирования;
Уметь
- анализировать и применять средства художественной выразительности в различных видах средового дизайна;
- применять средства художественной выразительности в процессе проектирования объектов средового дизайна;
- ориентироваться в специальной литературе по средовому дизайну, композиции и проектной деятельности;
Иметь
- опыт реализации проектного замысла в практической деятельности дизайнера;
- навыки научно-исследовательской деятельности в области средового дизайна.
CОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курс 7 семестр
№№ пп. | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
Лекции | Сем.\Практ. | Лабор. | С/Р | ||
Виды средового дизайна. Типология объектов средового дизайна. | |||||
Выразительные средства в проектировании объектов средового дизайна | |||||
Учет при разработке формы свойств материалов, из которых будет создаваться объект (стекла, дерева, металла, бетона, камня. кирпича и др.) и понимание технологии современного производства. | |||||
Цветовое ршение архитектурного проекта. | |||||
Конструирование объектов на основе геометрических фигур и тел. | |||||
Основные компьютерные программы, предназначенные для Проектирования объектов средового дизайна. | |||||
Конструирование объектов на основе природных форм — бионика. | |||||
Современный уровень средового дизайна. | |||||
Всего 60 |
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ