Анкета 1. Информированность об инвалидах
1. Достаточно ли на Ваш взгляд освещаются проблемы инвалидов в средствах массовой информации:
Да | Нет | Незндю | ||
— взрослых инвалидов | □ | □ | □ | |
—детей-инвалидов | □ | □ | □ | |
— родителей детей-инвалидов | □ | □ | □ |
2. Из каких источников Вы узнаете о проблемах инвалидов:
- телевидение | □ | |
-радио | □ | |
- газеты | □ | |
— журналы | □ | |
- популярная литература | □ | |
- научная литература | □ | |
-педагоги, воспитатели | □ | |
- другой вариант | □ |
3. Имеются ли в России законы, защищающие права инвалидов:
Да Нет Не знзю
4. Имеются ли в нашем городе службы и организации, оказывающие помощь инвалидам:
Да | Нет | Не знаю | ||
— взрослым инвалидам | □ | □ | □ | |
- детям-инвалидам | □ | □ | □ | |
- родителям детей-инвалидов | □ | □ | □ |
Приложение 2
Анкета 2.
Отношение к инвалидам
1. Как Вы относитесь к инвалидам
Положительно Отрицательно Равнодушно
— детства | □ | □ | □ | |
— по зрению | □ | □ | □ | |
— по слуху | □ | □ | □ | |
- (нарушением движений | □ | □ | □ | |
(«опорники», «колясочники») | ||||
- с психическими нарушениями | □ | □ | □ |
2. Какие положительные черты личности Вы можете отметить у инвалидов.
— доброжелательность | □ | |
— упорство в достижении цели | □ | |
- работоспособность | □ | |
— терпение | □ | |
— другой вариант |
3. Какие отрицательные черты личности Вы можете отметить у инвалидов:
- завистливость | □ | |
— недоверие к окружающим | □ | |
— недостаток инициативы | □ | |
- чрезмерное чувство жалости к себе | □ | |
- другой вариант |
4. В какой школе лучше всего было бы учиться детям-инвалидам?
- в специальной школе | □ | |
- в специальном классе массовой школы | □ | |
— в обычном классе массовой школы | □ | |
- в школе индивидуального обучения | □ | |
- на дому |
5. Как Вы относитесь к тому, чтобы инвалид был (отметить нужное):
Положительно Отрицательно Равнодушно
- соседом по дому | □ | □ | □ | |
— соседом по квартире | □ | □ | □ | |
- родственником | □ | □ | □ | |
- коллегой по работе (учебе) | □ | □ | □ | |
- подчиненным | □ | □ | □ | |
- начальником | □ | □ | □ | |
— представителем органов власти | □ | □ | □ | |
- врачом | □ | □ | □ | |
- учителем ребенка | □ | □ | □ | |
— одноклассником ребенка | □ | □ | □ |
6. Нужны ли льготы для инвалидов?
Да | Нет | |||
— при поступлении в вузы и техникумы | □ | □ | ||
— при приеме на работу | □ | □ | ||
— в транспорте | □ | □ | ||
— при лечении | □ | □ | ||
- пенсия по инвалидности | □ | □ |
7. Нужна ли государственная программа трудоустройства инвалидов, создание для них рабочих мест?
Да | Нет | Не знаю | |
□ | □ | □ |
Приложение 3
Анкета 3.
Социальное самочувствие инвалидов
1. Какое отношение к себе чаще всего Вы ощущаете со стороны окружающих
Положительно Отрицательно Равнодушно
□ □ □
2. Как Вы оцениваете свою жизнь?
Очень Неудовлетво- Удовлетво- Хорошо Отлично
Плохо рительно рительно
□ □ □ □ □
3. Как Вы оцениваете жизнь здоровых людей?
Очень Неудовлетво- Удовлетво- Хорошо Отлично
Плохо рительно рительно
□ □ □ □ □
4. Имеются ли у Вас трудности в общении?
Да | Нет | ||
— с родителями | □ | □ | |
- учителями | □ | □ | |
— воспитателями | □ | □ | |
— друзьями | □ | □ | |
— посторонними людьми (в магазине, транспорте, на улице и т.д.) | □ | □ |
5. Часто ли Вы ссоритесь (вступаете в конфликт)?
Да | Нет | ||
— с родителями | □ | □ | |
— с учителями | □ | □ |
Да | Нет | ||
— воспитателями | □ | □ | |
— друзьями | □ | □ | |
- посторонними людьми (в магазине, транспорте, на улице и т.д.) | □ | □ |
6. Что в Вашей жизни определяет образование?
Да | Нет | ||
— мировоззрение | □ | □ | |
— влияние на окружающий мир | □ | □ | |
— место в обществе | □ | □ | |
- возможность получения знаний | □ | □ | |
- возможность получения профессии | □ | □ | |
— другой вариант |
7. Хотели бы Вы обучаться вместе со здоровыми учащимися
Да | Нет | |||
— в одной школе | □ | □ | ||
— в одном классе | □ | □ |
Если нет, то укажите (по желанию) причину отказа: ____________
8. Какую специальность Вы хотели бы получить после школы?
Да | Нет | ||
техническую | □ | □ |
Да | Нет | ||
— гуманитарную | □ | □ | |
— психолого-педагогическую | □ | □ | |
- рабочую | □ | □ | |
- другой вариант | |||
.; ■• . |
9. Испытываете ли Вы беспокойство?
Да | Нет | Не знаю | ||
— о своей будущей жизни | □ | □ | □ | |
— о своей будущей работе | □ | □ | □ |
10. Причины Вашей тревоги о будущем: ________________
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамович — Лихтман Р.Я. Об особенностях нервно-психического развития детей // Тезисы докладов научно-практической конференции по вопросам учебно-воспитательной работы в школах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Л., 1965
2. Акош К., Акош М. Помощь детям с церебральным параличом. Кондуктивная педагогика: Книга для родителей / Пер. с англ. С. Вишневской. М., 1994
3. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральными параличами (доречевой период). М.: Просвещение, 1989
4. Бадалян Л.О. Актуальные проблемы эволюционной неврологии и развитие мозга ребенка // Методологические аспекты науки о мозге. М., 1983
5. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детский церебральный паралич. Киев, Здоровье, 1988, 327.
6. Бернштейн НА. О построении движений. М., Медгиз, 1947
7. Брейтман М.Я. О клинической картине детского головного — Мозгового
паралича. СПб, 1902
8. Вассерман Е.Л., Катышева М.В. Многомерное клинико-нейропсихологическое исследование высших психических функций у детей с церебральными параличами // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева, 1998, № 2 с.45-52
9. Вассерман Е.Л., Катышева М.В., Никитина Л.Н Клинико-психологический анализ проблем, возникающих в школе у детей с цереброорганическим синдромом: четыре наблюдения //Дефектология, 1999, № 4, с.3-8
10. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956
11. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Вопросы психологии, 1966, № 6, с. 74-75
12. Выготкий Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960
13. Глезерман Т.Б. Мозговые дисфункции у детей. М., 1983
14. Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации», М., 2000
15. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. Л., 1977
16. Данилова Л.А., Стока К, Казицына Г.Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. СПб., 1997
17. Дети с острым церебральным параличом. Руководство по образованию
/ Под ред. Хеннинг Рай и Мириам Скьюортен. М., ЮНЕСКО, 1989
18. Ермоленко НА., Скворцов И.А., Неретина А.Ф. Клинико-психологический анализ развития двигательных, перцептивных, интеллектуальных и речевых функций у детей с церебральными параличами // Журнал неврологии и психиатрии, 2000, № 3, с. 19-23
19. Журба Л. Т., Мастюкова ЕМ. Нарушения психоматорного развития детей первого года жизни. М., 1981
20. Ипполитова М.В. К вопросу о преодолении пространственно-временных нарушений у детей с церебральным параличом // Специальная школа, 1967, № 3
21. Ипполитова М.В. Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста, страдающими церебральными параличами // В сборнике: Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского. Вып. 3. М, 1967, С. 214-223
22. Ипполитова М.В., Мастюкова Е.М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М., 1985
23. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: книга для родителей. М.: Просвещение, 1993
24. ИппоАитова М.В., Чернобровкина Е.Д. Педагогам и воспитателям о детях
с отклонениями в развитии. Методическое пособие. М., ИКП РАО, 1994.
25. Иваницкая И.Н. Детский церебральный паралич (обзор литературы) // Альманах «Исцеление» М., 1993, с.41-65
26. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных па-
раличах. Киев, 1987
27. Каппёлле Б., Фарричелли М., Соре В. Лица с физическими аномалиями // Основы ортопедагогики / Под ред. Э.Брукарт — Lonven, Yarant, 1999, с. 101-174
28. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., МГУ, 1995
29. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985
30. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом.
Методические рекомендации. М.- СПб., НВТ «БИМК-Д», 1998
31. Концепция государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. М., 1997
32. Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возмож-ностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) //Актуальные проблемы интегрированного обучения. М., 2001, с. 8-13
33. Корнев А.Н. Нейропсихологические методы исследования // Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии. Спб, 1991
34. Коррекционно-педагогическая работа в школе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Под ред. И.А. Смирновой. — СПб.: ИСПиП, 2000, 99 с.
35. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985
36. Лурия А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1948
37. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. Изд. 3 — М., 2000
38. Малофеев Н.Н. Характеристика лексического запаса у учащихся с церебральным параличом // Дефектология, 1985. № 1 с. 29-33
39. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. М., 1996
40. Малафеев Н.Н. История становления -развития национальных систем специального образования (социокультурный аспект). // Специальная педагогика. / Под ред. Н.М. Назаровой, М., 20Q0,.с, 87—121
41. Мамайчук И.И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности у дошкольников с церебральным; параличом // Дефектология,
1976, №3
42. Мамайчук ИИ. Психологическая служба в детской ортопедической клинике // Психологический журнал, 1988, т. 9, № 2
43. Мамайчук И.И. Нейропсихологические исследования гностических процессов у детей с различными формами детского церебрального паралича // Невропатологии ипсихиатрии, 1992, 4, 42-47
44. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб.: Изд-во СпбГУ, 2000
45. Марковская if. Ф..Нейропсихологическая характеристика детей с задержкой психического развития // Невропатология и психиатрия, 1977, №12
46. Марковская И.Ф. Задержка психического развития церебрально-органического генеза. Автореф. канд. дис. М., 1982
47. Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика) М., 1993
48. Мастюкова Е.М. Диагностика нарушений доречевого развития у детей с церебральным параличом и пути логопедических и педагогических мероприятий в этом периоде. М., 1973
49. Мастюкова Е.М. О развитии познавательной деятельности у детей с церебральными параличами //Дефектология, 1973, № 6
50. Мастюкова Е.М. Речевые нарушения у учащихся с гиперкинетической формой церебрального паралича и медицинское обследование логопедических мероприятий //Дефектология, 1979, № 3
51. Мастюкова Е.М. Особенности личности учащихся с Церебральным параличом // Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениям опорно-двигательного аппарата / Под ред. ТА Власовой. ML: Педагогика, 1985, с.76-89
52. Мастюкова Е.М. Особенности логопедической работы при детским церебральном параличе. //Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М., 1989, - с.419-436
53. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание Детей с церебральным параличом. М., «Просвещение», 1991
54. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М., 1985
55. Методика адаптивного нейропсихологического исследования для детских невропатологов. Методические рекомендации. М., 1988
56. Мендоса X. Психологические особенности у детей с вялыми параличами
верхних конечностей. Автореф. канд. дис., Л., 1990
57. Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика в коррекции младших школьников. Мг, 1994
58. Образовательные стандарты для специальных (коррекционных) школ. СПб: ИСПиП, 1996
59. Осипенко Т.Н., Стацевич Е.Е., Ночевка Л.А. и др. Психологические и психотерапевтические проблемы при нарушениях развития у детей // Альманах «Исцеление». М., 1993, с. 25-40
60. Панасюк А.Ю. Структурно-уровневый анализ динамики интеллектуального развития умственно отсталых и здоровых детей. Автореф. канд. дис., Л., 1976
61. Приходько О.Г. Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Специальная педагогика. — М., Академия, 2000, с. 31—32
62. Приходько О.Г. Воспитание и обучение детей раннего дошкольного воз-
раста с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Специальная дошкольная педагогика, М.; Академия, 2001, с. 183-219
63. Психолого-медико-педагогическая консультация. Методические рекомендации. Под ред. Л.M. Шипицыной. — СПб.: ИСПиП, 1999
64. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. —
М. — Воронеж, 1996
65. Семенова К.Ж. Лечение двигательных расстройств при детском церебральном параличе. М., 1979
66. Семенова К.А., Маетюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М., 1972
67. Семенова К.А., Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом, Ташкент, 1979
68. Симерницкая Э.Г Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М., 1985
69. Симонова Н.В. Формирование пространственно-временных представлений у детей с детским церебральным параличом // Дефектология, 1981, №4
70. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988
71. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. М., 1980
72. Тюрин А.В. Профессиональная ориентация инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы. Методическое пособие. М.: МИИ, 1999,64с.
73. Узун О.В. О социальной адаптации выпускников школ — интернатов для детей с ДЦП // Дефектология, 1993, № 4, с. 33-36
74. Федоров СБ. Социальная интеграция инвалидов — опорников. СПб, 2000
75. Финкель Н.В. Социально-психологические особенности личности больных ДЦП // Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов в следствии ДЦП. М., 1991
76. Футер Д.С Заболевания нервной системы у детей. М., 1967
77. Халилова Л.Б. Состояние первоначальных морфологических обобщений у младших школьников, страдающих церебральными параличами //Дефектология. 1977, № 3
78. Халилова Л.Б. Основные направления лексической работы в специальной школе для детей с церебральным параличом // Дефектология, 1986, № 5, с.46
79. Цветкова Л.С Нейропсихологическая реабилитация больных. М., 1985
80. Цукер М.Б. Основы невропатологии детского возраста. М., 1947
81. Шайтор В.М., Богданов О.В. ЭЭГ больных детским параличом до и после лечения методом функционального биоуправления. Ж, Неврологии и психиатрии, 1991, 8,12—15
82. Шамарин Т.Г., Белова Г.И. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей.'-— Элиста: АПП «Джангар», 1999, 168 с.
83. Шипицына Л.М. Специальное образование в развитии. СПб.: 1996
84. Шипицына Л.М. Нейропсихологическое исследование детей с проблемами в развитии//Дефектология, 1999, № 1
85. Шипицына Л.М. Социальная и педагогическая интеграция. Проблемы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. СПб., 2001, с. 15-19
86. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова И.Л. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб.: Образование, 1995, 80 с.
87. Шипицына Л.М., К вон Рейсвейк Навстречу друг другу: пути интеграции, СПб, 1998
88. ШипицынаЛ.М., Назарова Н.М. Общее и специальное образование: интеграция и дифференциация // Специальная педагогика. М.: 2000, с. 352-370
89. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
90. Botta N., Botta P. Ueducation therapentigue des enfants moteurs cerebraux. Paris, 1958,
91. Burns J.R., O'Callagham M., Early identification of cerebral palsy in high risk
infants. Aust Paediatr J., 1989 25(4), 215-219.
92. Cohen I. A factorial structure of the WAIS between early adulthood and old age //Journal of Consulting Psychology. 1957, № 21.
93. Dechesne B.H.H. Zichamelijk gehandicapte jongeren. Sexualiteit, relaties, zelfbeeld. Rotterdam, Leminicaat, 1979.
94. Doman g. Kinderen men hersenletsel. Haarlem, De Toorts, 1976.
95. Finnie N.R. Handling the young cerebral palsied Child at Homo. London,; Medical Books, 1987.
96. Frend S. Die infantile cerebrallhamung. Handbuch d. spez. Pathology und Therapie. Henderson I.I. Cerebral palsy in childhood and adolescence (A medical, psychological and social study). Edinburgt-London, 1961.
97. Hari M, Akos K. Conductive Education. Translated by N.Smith, London, New-Your, 1988.
98. Kaufman A.S. Factor analysis of the WISC-R at eleven age levels between 6 andj|
16 years II Journal of Consulting and Clinical Psychology, 1975, vol.43
99. Kimura D., Canad S. Visual Perception in Hemiplegie Patients // Journal of' Psychology, 1961, vol.15.
100. Little W.V. On the influence of abnormal parturition difficult laboured' prematurition and physical condition of the chill, especially in relation tot
deformities // Transaction of the the obsterical society of London. — 1862. Vol.VlII.
101. Merkens L. Einftihrung in die historishe Entwicklung in der Behinderten-pedagogik in Deutschland unter integrativen Asperten. Miinchen-Basel, Ernst Reinhardt, 1988.
102. Nelson K.t Ellenberg J.H. Antecedents of cerebral palsy. Multivariate analysis. N.Enge. J. Med., 1986, 315, 81-86.
103. Saran M. Assessment of intellectual Functioning Across the lifespan in Severe Cerebral Palsy Developmental Medicine and Child Neurology, 1986, vol.28.
104. Schonell F.F. Erziehung und Bilding des spastisch gelahmten Kindes. Berlin-Charlottenburg. Carl Marhold, 1969.
105. Stanley F.f Alberman E. The Epidemiology of the Cerebral palsies. Clinics in Development. Medicine series. 87. Philadelphia, PA, Lippincott, 1984.
106. SuzukiH., IsoA., Jc/j/fcawa M Incidence rates of cerebral palsy, severe mental and motor retardation and Down syndrome in the city of Kokubnuit in Subaran Tokio. Noto-Hetatsu, 1993, 25 (1), 16-20.
107. Volpe I. Neurology of the newborn. Philadelphia, 1981, 648.
108. Von H.Nothangel, Hari M., Akos K. Conductive Education. Translated by N. Smith, London, New-York, 1988.
109. Westlahe H. & Rutherford D, Speech therapy for the Cerebral Palsied. Chicago: Nat. Sve. for crippled Children and adults, Zuc. 1961.
110. Wolfe W.F. A comprehensive evolution of fifty cases of Cerebral palsy. J.S.H.D., 1950.
111. Wuyts B. Historishe notites over maatschappelijke positie van mensen met een handicap in de westerse samenleving. Orthopedagogica, 53ste jaargang, 2,1991.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................................................................................... 3