УмственноТГлГ ЦеШ Определенного уровня знаний и умений
- содержание образования, обеспечивающее целостность развития личности выпускников и жизненно-ориентированную направленность;
- особенности учебного процесса, соответствующие современным требованиям наук, в особенности философии, психологии, педагогики и методики обучения;
- создание в образовательном учреждении условий, оптимальных для реализации целей образования и учебно-воспитательного процесса.
Соответственно четырем основаниям современного качества образования можно определить компоненты образовательного пространства учебного учреждения и их функции:
- научно-целевой (функция — разработка методологических основ иерархии и содержания целей обучения);
- предметно-информационный (функция — определение научных основ выстраивания содержания обучения);
- деятельностно-организационный (функция — выявление научных основ процесса обучения);
- предметно-пространственный (функция — обеспечение оптимальных условий организации учебного процесса.
Характеристики интегративного образовательного пространства учебного учреждения. Удачная попытка выделения характеристик образовательного пространства сделана И.С.Якиманской. Правда, она говорит об образовательной среде школы, но по сути у нее речь идет о целенаправленном создании среды, а это уже можно назвать образовательным пространством. Основанием выбора характеристик образовательной среды (пространства), по И.С.Якиманской, является обеспечение развития и самореализации ребенка в этой среде:
- организация и использование учебного материала разного содержания, вида и формы;
- предоставление ученику свободы выбора способов выполнения учебных заданий (при снятии эмоционального напряжения в связи с боязнью ошибиться в своих действиях);
- использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей;
- создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности;
- постоянное внимание педагога к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы, побуждающих ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы. Важно, чтобы ученики могли проанализировать и рассказать, что они делали на уроке, как организовывали свою работу, какими способами пользовались, чем им больше всего понравилось заниматься на уроке и т.п.;
- особая подготовка учителя к систематическому осуществлению такой работы на уроке, в ходе организации индивидуальных занятий;
- разработка и использование индивидуальных программ обучения, моделирующих исследовательское (поисковое) мышление;
- организация занятий в малых группах на основе диалога, имитационно-ролевых игр, тренингов учебного общения;
- конструирование предметного знания для реализации метода исследовательских проектов по выбору самих учащихся [7 с. 37].
В этой, несомненно, полезной попытке описания характеристик среды следует, тем не менее, отметить неструктурированность, рядоположность называемых свойств.
Определение характеристик компонентов образовательного пространства осуществляется нами на основе интегративного подхода. Это означает, что характеристики должны отражать единство противоположностей (элементов, отношений, процессов и т.д.). В качестве оснований выдвижения характеристик компонентов выделены общепедагогические принципы (культуросооб- разность и природосообразность) и принципы интегративного обучения.
Научно-целевой компонент образовательного пространства и его характеристики. Основанием выделения характеристик данного компонента является принцип культуросо- образности, т.е. соответствия образования требованиям общества и времени, в котором живет человек. В настоящее время существует необходимость гармонизации целей общества и личности, становления человека, способного интегрироваться в общество.
Характеристики:
наличие нормативно-правовой и концептуальной основы, что предполагает подготовку всех необходимых для функционирования учреждения документов, актов, а также разработку научной концепции развития учреждения в рамках интегративного подхода (предусматривающего диалектику целей и отношений личности и общества);
гуманистический характер системы ценностей, принятых в учреждении, ее соответствие нравственным нормам современного общества и национальным особенностям, отражение в ней специфики региона. При этом важна сопряженность ценностей педагогов и учащихся.
Предметно-информационный компонент и его характеристики. Основанием для выдвижения характеристик данного компонента является принцип научности (фундаментальности обучения) и его жизненной ориентированности.
Характеристики:
диалектика естественно-математических и гуманитарных знании, а также способов деятельности специфичных для постижения естественной и гуманитарной культур. Естественные науки отличает их структурно-логический характер, однозначность понятий, возможность формализации, построения обобщающих схем, структурных моделей и т.д. В гуманитарных науках существует многовариантность трактовок, информация по своей природе субъективна, конкретно-чувственна, эмоционально насыщена и т.д. Синтез разных типов информации дает возможность целостного развития личности и воссоздает целостную картину мира;
гармонизация теоретической и практико-ориентированной информации в содержании образования. При этом происходит развитие в единстве мышления и практического опыта. Таким образом, осуществляется связь с жизнью, которая является не только способом верификации (проверки) действенности знаний и средством подкрепления обучения практикой, но школьник реально вводится в контекст жизни, что способствует развитию исследовательских способностей, накоплению опыта решения не только научно-предметных, но и жизненных проблем.
Деятельностно-организационный компонент и его характеристики. Основанием для выдвижения характеристик данного компонента является принцип системности обучения, в основе которого лежит системное, диалектическое мышление, ориентирующееся на формулу «и — и», т.е. интеграцию методологий, методов, моделей деятельности, лежащих в русле различных парадигм образования. Системообразующей основой интеграции различных подходов, видов деятельности выступает личностная направленность пространства.
Характеристики:
становление индивидуального личностного опыта учащихся, позволяющего им решать жизненные проблемы, должно реализоваться в условиях интеграции предметной и надпредмет- ной (метапредметной) деятельностей. Участие школьников в решении предметных задач (даже в сообществе) не всегда развивает у них способность к целостному видению и решению жизненных проблем, где необходимо уметь делать отбор необходимых знаний, методов, проявлять такие личностные качества, как самооценка, самоутверждение, понимание людей разных социальных слоев, имеющих различные специальности, и т.д., т.е. все те способности, которые в учебной предметной деятельности мало востребованы. Надпредметная деятельность может осуществляться при решении комплексных, жизненно-ориентированных проблем, проектов и т.д., когда происходит выход за рамки учебных сюжетов и ситуаций;
целостный образовательный процесс осуществляется на основе единства инноваций и традиций. Это означает, что у педагогов и учащихся культивируются потребность и готовность к переменам, способность ориентироваться в поле неопределенности, способности к прогнозированию, к преодолению препятствий, к конструктивной рефлексии, к придумыванию, к генерации оригинальных идей, к нестандартным решениям. Но вместе с тем инновационная деятельность в образовательном пространстве осуществляется в рамках упорядочения норм, традиций, обеспечивающих стабильный, системный и результативный образовательный процесс.