УмственноТГлГ ЦеШ Определенного уровня знаний и умений

- содержание образования, обеспечивающее целостность раз­вития личности выпускников и жизненно-ориентированную на­правленность;

- особенности учебного процесса, соответствующие современ­ным требованиям наук, в особенности философии, психологии, педагогики и методики обучения;

- создание в образовательном учреждении условий, оптималь­ных для реализации целей образования и учебно-воспитательного процесса.

Соответственно четырем основаниям современного качества образования можно определить компоненты образова­тельного пространства учебного учреждения и их функции:

- научно-целевой (функция — разработка методологических основ иерархии и содержания целей обучения);

- предметно-информационный (функция — определение на­учных основ выстраивания содержания обучения);

- деятельностно-организационный (функция — выявление научных основ процесса обучения);

- предметно-пространственный (функция — обеспечение оп­тимальных условий организации учебного процесса.

Характеристики интегративного образовательного про­странства учебного учреждения. Удачная попытка выделения характеристик образовательного пространства сделана И.С.Яки­манской. Правда, она говорит об образовательной среде школы, но по сути у нее речь идет о целенаправленном создании среды, а это уже можно назвать образовательным пространством. Осно­ванием выбора характеристик образовательной среды (простран­ства), по И.С.Якиманской, является обеспечение развития и са­мореализации ребенка в этой среде:

- организация и использование учебного материала разного содержания, вида и формы;

- предоставление ученику свободы выбора способов выполне­ния учебных заданий (при снятии эмоционального напряжения в связи с боязнью ошибиться в своих действиях);

- использование нетрадиционных форм групповых и индиви­дуальных занятий в целях активизации творчества детей;

- создание условий для творчества в самостоятельной и кол­лективной деятельности;

- постоянное внимание педагога к анализу и оценке индиви­дуальных способов учебной работы, побуждающих ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы. Важно, чтобы ученики могли проанализировать и рассказать, что они делали на уроке, как организовывали свою работу, какими способами пользовались, чем им больше всего понравилось за­ниматься на уроке и т.п.;

- особая подготовка учителя к систематическому осуществле­нию такой работы на уроке, в ходе организации индивидуальных занятий;

- разработка и использование индивидуальных программ обу­чения, моделирующих исследовательское (поисковое) мышле­ние;

- организация занятий в малых группах на основе диалога, имитационно-ролевых игр, тренингов учебного общения;

- конструирование предметного знания для реализации ме­тода исследовательских проектов по выбору самих учащихся [7 с. 37].

В этой, несомненно, полезной попытке описания характерис­тик среды следует, тем не менее, отметить неструктурированность, рядоположность называемых свойств.

Определение характеристик компонентов образовательного пространства осуществляется нами на основе интегративного подхода. Это означает, что характеристики должны отражать единство противоположностей (элементов, отношений, процессов и т.д.). В качестве оснований выдвижения характеристик компо­нентов выделены общепедагогические принципы (культуросооб- разность и природосообразность) и принципы интегративного обучения.

Научно-целевой компонент образовательного простран­ства и его характеристики. Основанием выделения харак­теристик данного компонента является принцип культуросо- образности, т.е. соответствия образования требованиям обще­ства и времени, в котором живет человек. В настоящее время существует необходимость гармонизации целей общества и лич­ности, становления человека, способного интегрироваться в об­щество.

Характеристики:

наличие нормативно-правовой и концептуальной основы, что предполагает подготовку всех необходимых для функционирова­ния учреждения документов, актов, а также разработку научной концепции развития учреждения в рамках интегративного подхо­да (предусматривающего диалектику целей и отношений личнос­ти и общества);

гуманистический характер системы ценностей, принятых в учреждении, ее соответствие нравственным нормам современ­ного общества и национальным особенностям, отражение в ней специфики региона. При этом важна сопряженность ценностей педагогов и учащихся.

Предметно-информационный компонент и его характе­ристики. Основанием для выдвижения характеристик данного компонента является принцип научности (фундаментальности обучения) и его жизненной ориентированности.

Характеристики:

диалектика естественно-математических и гуманитар­ных знании, а также способов деятельности специфичных для постижения естественной и гуманитарной культур. Естест­венные науки отличает их структурно-логический характер, од­нозначность понятий, возможность формализации, построения обобщающих схем, структурных моделей и т.д. В гуманитарных науках существует многовариантность трактовок, информация по своей природе субъективна, конкретно-чувственна, эмоциональ­но насыщена и т.д. Синтез разных типов информации дает воз­можность целостного развития личности и воссоздает целостную картину мира;

гармонизация теоретической и практико-ориентированной информации в содержании образования. При этом происходит развитие в единстве мышления и практического опыта. Таким образом, осуществляется связь с жизнью, которая является не только способом верификации (проверки) действенности знаний и средством подкрепления обучения практикой, но школьник реально вводится в контекст жизни, что способствует развитию исследовательских способностей, накоплению опыта решения не только научно-предметных, но и жизненных проблем.

Деятельностно-организационный компонент и его характе­ристики. Основанием для выдвижения характеристик данного компонента является принцип системности обучения, в основе которого лежит системное, диалектическое мышление, ориенти­рующееся на формулу «и — и», т.е. интеграцию методологий, методов, моделей деятельности, лежащих в русле различных па­радигм образования. Системообразующей основой интеграции различных подходов, видов деятельности выступает личностная направленность пространства.

Характеристики:

становление индивидуального личностного опыта учащихся, позволяющего им решать жизненные проблемы, должно реа­лизоваться в условиях интеграции предметной и надпредмет- ной (метапредметной) деятельностей. Участие школьников в решении предметных задач (даже в сообществе) не всегда разви­вает у них способность к целостному видению и решению жиз­ненных проблем, где необходимо уметь делать отбор необходимых знаний, методов, проявлять такие личностные качества, как са­мооценка, самоутверждение, понимание людей разных социаль­ных слоев, имеющих различные специальности, и т.д., т.е. все те способности, которые в учебной предметной деятельности мало востребованы. Надпредметная деятельность может осуществлять­ся при решении комплексных, жизненно-ориентированных про­блем, проектов и т.д., когда происходит выход за рамки учебных сюжетов и ситуаций;

целостный образовательный процесс осуществляется на основе единства инноваций и традиций. Это означает, что у педагогов и учащихся культивируются потребность и готовность к переменам, способность ориентироваться в поле неопределен­ности, способности к прогнозированию, к преодолению препят­ствий, к конструктивной рефлексии, к придумыванию, к генера­ции оригинальных идей, к нестандартным решениям. Но вместе с тем инновационная деятельность в образовательном простран­стве осуществляется в рамках упорядочения норм, традиций, обеспечивающих стабильный, системный и результативный об­разовательный процесс.

Наши рекомендации