В коррекционно-логопедической работе

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

Методическое пособие

Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС»

УДК 376.3 ББК 74.3 Б903

Художник обложки А. В. АМБРОСОВИЧ

Буденная Т. В.

Б903 Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. — 64 с. + вкл. 8 с.

ISBN5-89814-042-5

Раскрыта значимость артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения, даны краткие описания и методические указания по выполнению комплексов специальных упражнений. Практи­ческую помощь окажут иллюстрации, представляющие правильное поло­жение органов артикуляционного аппарата в различных упражнениях.

Издание адресовано широкому кругу читателей: педагогам, дефектоло-гам, студентам, родителям, всем, кто хочет улучшить свое звукопроизно­шение.

УДК 376.3 ББК 74.3

© Буденная Т. В., 1999
ISBN 5-89814-042-5© Оформление. Издательство «Детство-Пресс», 1999

ВВЕДЕНИЕ

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Че­ловек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопро­сы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, ру­ководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затруд­няет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовнос­ти ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малы­ша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизно­шения, год от года не уменьшается, а растет.

Речь не является врожденной способностью, она формирует­ся постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения явля­ется полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытую­щее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздей­ствия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением,— глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происхо­дит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошколь­ного возраста имеет те или другие недочеты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются, еже­часно мы слышим в той или иной мере дефектную речь как детей, так и взрослых.

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты

звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.

Воспитание чистой речи у детей — задача большой общест­венной значимости, и серьезность ее должны осознавать все: логопеды, родители, воспитатели, учителя. Им и адресовано на­стоящее пособие. Оно поможет в овладении специальными зна­ниями, а также практическими навыками работы по предупреж­дению и устранению дефектов звукопроизношения у детей и взрослых, хотя последнее уже значительно труднее.

Материал, изложенный в пособии, является результатом глу­бокого изучения научно-методической литературы и обобщения собственного 20-летнего опыта работы автора в данной области. В пособии раскрыта значимость специальной гимнастики в ло­гопедии, изложена методика ее проведения, представлены ком­плексы упражнений, направленных на укрепление мышц, выра­ботку полноценных движений, определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного про­изнесения звуков речи, даны краткое описание и методические указания по выполнению этих упражнений, показана специфика гимнастики языка при ринолалии (гнусавости)^ В. числе упраж­нений есть известные логопедам, малоизвестные и разработанные автором.

Предлагаемые упражнения могут использоваться начиная с раннего возраста детей в профилактических целях (для пред­отвращения неправильной постановки звуков речи), а также для коррекции уже имеющихся речевых нарушений различной этиологии, патогенеза, симптоматики. Выработке артикуляци­онных укладов групп звуков (шипящих, свистящих и др.) бу­дут способствовать специально подобранные комплексы уп­ражнений.

Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом не- , достаточно для выработки прочных навыков правильного звуко­произношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями, воспитателем группы детского сада. И здесь пособие будет очень полезно. Логопед, используя данное пособие, подби­рает необходимые упражнения и составляет комплекс для каж­дого конкретного случая. Давая домашнее задание родителям, педагогам, он указывает страницу и номер упражнения, требую­щего доработки дома.

Пособие будет также полезно для реабилитационной рабо­ты — восстановления речи у больных с моторной афазией (детей и взрослых) в посттравматический или постинсультный период. Взрослые могут использовать его самостоятельно для восстанов­ления утраченных движений звукопроизносительного аппарата. Для улучшения дикции эти упражнения могут выполнять все желающие.

Прилагаемые фотоиллюстрации помогут контролировать пра­вильность положения речевых органов в упражнениях.

В пособии рассмотрены далеко не все вопросы исполь­зования гимнастики в коррекционно-логопедической работе. В дальнейшем предполагается дополнить его разделом, посвя­щенным дыхательной гимнастике. Что касается пальчиковой гимнастики, то, по мнению автора, в последние годы появилось достаточное количество работ, посвященных этой безусловно важной теме.

Автор надеется, что предлагаемое вниманию читателя пособие вызовет интерес специалистов-логопедов всех уровней, воспита­телей и родителей, а главное — принесет пользу в их совместной работе, направленной на профилактику и коррекцию дефектов звукопроизношения.

РОЛЬ ГИМНАСТИКИ

В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса дви­жений артикуляционных органов — кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых зву­ков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительно­го аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разно­образнейших артикуляторно-мимических движений языком, гу­бами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звука­ми (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики

органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвиж­ные органы речи — язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция свя­зана с работой многочисленных мышц, в том числе жеватель­ных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким обра­зом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следу­ет иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки (см. рис.).

в коррекционно-логопедической работе - student2.ru

Профиль артикуляционного аппарата

Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и прак­тиков, специализирующихся по расстройствам речи (М. Е. Хват-цев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева и др.).

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специаль­ных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуля­ционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифферен­цированности движений органов, участвующих в речевом про­цессе.

Чтобы правильно подобрать упражнения для артикуляцион­ной гимнастики, надо знать, какие движения свойственны раз­личным органам артикуляционного аппарата. Наиболее по­движным речевым органом является язык. Он состоит из корня языка (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, в которой различают заднюю, среднюю и пе­реднюю части. Особо следует выделить кончик языка, которым заканчивается передняя часть языка, и боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. В зависимости от того, какая часть языка участвует в образовании согласных звуков, они делятся на переднеязычные (т, д, н, л, р, ш, ж, ч, щ, с, з, ц), среднеязычный (и) и задне­язычные (к, г, х).

Передняя часть языка и его кончик обладают наибольшей сте­пенью подвижности. Кончик языка может: опускаться за ниж­ние зубы (как при звуках с, з, ц), подниматься за верхние зубы (как при звуках т, д, //), прижиматься к альвеолам (как при звуке л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (как при звуке р). Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к альвеолам и образовывать с ними щель (как при звуках с, з, ц ), подниматься к нёбу вместе с кончиком языка и образовывать щель с твердым нёбом (как при звуках ш, ж, щ).

Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движе­ниях. Без продвижения передней или задней части она может только подниматься к твердому нёбу (как при звуке и и мягких согласных).

Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с нёбом (как при звуках к, г) или же образовывать щель с нёбом (как при звуке х).

Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверх­ности коренных зубов и не пропускать вбок выходящую струю воздуха (как при звуках с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р), опускаться и пропускать струю воздуха вбок (как при звуке л). Язык, принимая различные положения, меняет форму и объем полости рта, от чего зависит качество гласного звука.

Подвижность губ также играет роль в образовании звуков. Губы могут: вытягиваться в трубочку (как при звуке у), округлять­ся (как при звуке о), обнажать передние верхние и нижние зубы (как при звуках с, з, ц, а и др.), слегка выдвигаться вперед (как при звуках ш, ж). Наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может: смыкаться с верхней губой (как при звуках п,

6, м), образовывать щель, приближаясь к верхним передним зу­бам (как при звуках ф, в).

Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изме­няя раствор рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.

Мягкое нёбо может подниматься и опускаться. Когда мягкое нёбо опущено, то выдыхаемая струя воздуха проходит через нос; так образуются носовые звуки м, м\ н, н\ Если мягкое нёбо поднято, то оно прижимается к задней стенке глотки и закрывает проход в нос; выдыхаемая струя воздуха тогда идет только через рот, и образуются ротовые звуки (все, кроме м, м\ ну //').

Таким образом, при произнесении различных звуков каж­дый участвующий в речевом процессе орган занимает опре­деленное положение. В речи звуки произносятся не изолиро­ванно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать коорди­нирование.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционно­го аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуля­ционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Для выработки методики логопедической гимнастики важен учет особенностей возрастной моторики. Так, методика вос­питания речевых движений у маленького, еще не говорящего ребенка строится по следующему принципу: работа звукопроиз-носительного аппарата развивается и упорядочивается путем воспитания ритмических движений на базе уже имеющихся у ребенка автоматических движений, с которыми физиологически связана речевая функция. Эти неречевые движения, сформи­ровавшиеся из безусловных реакций, превращаются в речевые, в условные.

Наши рекомендации