Управление и организация жизнедеятельности 4 страница
Возрастно-психологическое консультирование проводится в следующем алгоритме:
1. Анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, специалистами, педагогами, установление контакта с ребенком.
2. Беседа с родителями, направленная на получение информации о предшествующих этапах развития ребенка, его внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социального плана.
3. Сбор информации из других учреждений о состоянии здоровья (при необходимости).
4. Наблюдение за ребенком в естественных условиях.
5. Экспериментально-психологическое обследование ребенка.
6. Обработка данных, казуальный анализ результатов.
7. Психологический диагноз ребенка.
8. Психолого-педагогическое назначение.
9. Контроль, повторное консультирование.
Психологический диагноз отражает уровень актуального и ближайшего развития ребенка.
1. Уровень актуального развития:
а) возрастно-психологическая характеристика;
б) социальная ситуация развития;
в) уровень развития ведущей деятельности и соответствия ее нормативам;
г) новообразования возраста, их развитие;
д) трудности и отклонения, их причины.
2. Условно-вариантный прогноз развития (зона ближайшего развития):
а) раскрытие проблемного поля альтернатив развития;
б) показ условий для оптимального развития.
3.3. МЕТОДИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Специалисты по-разному трактуют цели, задачи, предмет и методы психологического консультирования. Если воз-растно-психологическое консультирование направлено на постановку психологического диагноза и психолого-педагогическое назначение, то, анализируя основной метод индивидуального консультирования — интервью, Г.С. Абрамова исходит из заказа клиента (табл. 5). Если в нем отсутствует запрос на диагностическую работу, то нужен анализ уникальной ситуации клиента. Если заказ присутствует, то запрос клиента связан с другим видом деятельности психолога — психодиагностикой. На основе данного представления психолог не занимается постановкой диагноза. Предметом взаимодействия психолога и клиента делается внутренний мир клиента, а темой взаимодействия модальности его внутреннего мира. Цель интервью — изменить отношение клиента к своему внутреннему миру.
Таблица 5 | ||||||||||
Задачи, решаемые на разных этапах консультирования | ||||||||||
(по Г.С. Абрамовой) | ||||||||||
Основные этапы (блоки) | Решаемые задачи | |||||||||
Консультируемый | Консультант | |||||||||
Подготовка | Фиксация затруднения, попытки решения (самостоятельно или с помощью других). Решение обратиться к психологу | Настрой на работу (определение смысловой позиции, создание внутренней идентичности, позитивного настроя, отвлечение от других вопросов). Выбор времени, подготовка места | ||||||||
Установление контакта и построение доверительного диалога | Возникновение доверия. Уяснение возможностей консультанта и характера предстоящей работы | Достижение согласованной позиции. Распределение ролей (Я... Ты... Мы...). Поддержание доверительного диалога | ||||||||
Исследование ситуации | Описание, анализ качественного своеобразия внешних и внутренних факторов затруднительной ситуации, структурирование, обозначение предмета работы, выделение позитивных основ для разрешения возникшего затруднения | Содействие клиенту в описании и анализе ситуации (стимулирование свободных высказываний, исповеди, ответов на вопросы и др.). Выделение и анализ предмета работы. Профессиональный анализ факторов, обусловливаю- щих возникшее затруднение на основе анализа высказы- ваний, эмоционального то- на, общей позиции, невербальных результатов диагностики. Выделение позитивного «плацдарма» — основы для разрешения консультируемым возникшего затруднения | ||||||||
Постановка цели | Формулирование желаемого результата (Я хочу...), его уточнение и обоснование (Я действительно этого хочу, так как...) | Содействие клиенту в фор- мулировании желаемого результата через постановку вопросов, исследование возможных последствий. Оценка реалистичности, кон кретности, привлекательно- сти поставленной цели | ||||||||
Поиск решений | Выработка (усвоение) новых позиций, отношений, способов, оценка их с точки зрения реалистичности и приемлимости | Помощь в организации поиска решения. Активизация консульти- руемого, влияние на его позицию | ||||||||
Подведение итогов | Сравнение полученного результата с планируемым, выявление разницы в разрешении возникшего затруднения, планирование дальнейших шагов и действий. Позитивное программирование на реализацию намеченных шагов (Я верю, что смогу добиться желаемого результата...) | Выводы о продвижении, выделение того, что удалось достичь консультируемому. Помощь в создании позитивного настроя на реализацию дальнейших шагов. Выход из контакта | ||||||||
Тема задается клиентом, а его ход определяется восстановлением контекста появления темы. Психолог, работающий над темой заказа и ее контекстом, должен постоянно контролировать в ходе интервью собственные личностные проекции на содержание темы (подтекст интервью). Он рефлексирует на тему заказа клиента, контекст ее появления и на подтекст своих действий для построения предмета взаимодействия с клиентом. Вопросы — основа интервью и основной способ воздействия психолога на клиента. В психологической практике часто используется пятишаговая модель интервью:
1. Структурирование, достижение взаимопонимания: Привет! (Я его чувствую, понимаю. — Он меня чувствует, понимает.)
2. Сбор информации о клиенте в контексте темы: В чем проблемы? (Зачем пришел клиент? В чем его возможности для решения проблемы?)
3. Определение темы. Выход на желаемый результат: Чего вы хотите? (Определение идеала клиента.)
4. Выработка альтернативных решений: Что еще мы можем сделать? (Создание условий для выбора альтернатив.)
5. Усилия по изменению мыслей, действий, чувств клиента в обыденной жизни: Вы будете это делать? (Резюме психолога, переход к действиям.)
На первой стадии психолог вступает в контакт, устанавливает и демонстрирует клиенту свою позицию, организует пространство консультативной беседы. На втором этапе интервью, когда происходит сбор информации о клиенте, решается вопрос сути его проблемы, психолог выдвигает предположение о троении внутреннего мира клиента и его модальностях. Задавая вопросы, психолог ориентируется на текст клиента, ключевые слова, которые определяют тему взаимодействия. Этап заканчивается, когда психологу ясна рабочая гипотеза.
Каждая гипотеза — попытка консультанта понять ситуацию клиента. Гипотезы основываются на том, что рассказывает о себе и своих проблемах клиент, и концептуальном видении проблемы консультантом. Вербально выраженная консультантом гипотеза является интерпретацией ситуации клиента. Третья фаза (фаза осознания желаемого результата) связана с инсайтом клиента. Опора психолога на потенциальные возможности консультируемого приводит к тому, что переживаемые клиентом изменения в ситуации интервью приведут и к изменению его поведения. На этой фазе обязательно осуществляется психологическое воздействие.
Четвертая фаза интервью (выработка альтернативных решений) включает обсуждение с клиентом разных вариантов решения данной проблемы, поиск вариантов для преодоления ригидности поведения и создание условия для выбора альтернатив. Работая над альтернативами, психолог понимает, что правильное для него решение не является таковым для клиента, а поэтому использует различные директивные рекомендации.
Вид директивы | Содержание директивы | |||
Конкретные желания. | Я предлагаю вам сделать следующее... | |||
Парадоксальная инструкция. | Продолжайте делать то, что вы делаете. Повторите это три раза подряд. | |||
Фантазии. | Представьте себе, что вы путешествуете по своему телу... | |||
Ролевое указание. | А сейчас вернитесь к этой ситуации и повторите ее, не опуская деталей. | |||
Гештальт-метод «горячего кресла». | Говорите со своими родителями. Они сидят в этом кресле... | |||
Гештальт-невербальное поведение. | Я заметил, что одна ваша рука сжата, а другая раскрыта. Пусть одна рука поговорит с другой. | |||
Свободные ассоциации. | Запомните чувство и расскажите о связанных с ним воспоминаниях детства. | |||
Переоценка (концентрация Гендлина). | Установите для себя негативные чувства, мысли, переживания. А теперь отыщите в этом что-то положительное и | |||
сконцентрируйтесь в этом направлении. Объедините это с проблемой. | ||||
Релаксация. | Закройте глаза и плывите... | |||
Систематическое снятие напряжения. | Глубокая мышечная рефлексия; построение иерархии, беспокойства; увязывание объектов тревоги с релаксацией. | |||
Языковые замены. | Замените «хотелось бы» на «я хочу», «нельзя» на «нежелательно». | |||
Принятие чувств, эмоциональный «потоп». | Вернитесь к этому чувству, примите его полностью, останьтесь с ним. | |||
Медитация. | Спокойно, пусть все мысли уйдут, следите за... | |||
Гипнотический транс. | Внимательно смотрите на эту точку. Расслабьтесь, следите за дыханием. Фокусируйте свое мышление. | |||
Дневник. | В течение (указываете срок) вы будете вести ежедневные записи... | |||
Письмо психолога к клиенту. | Пишите с учетом длительности и неоднозначности воздействия текста на жизнь клиента. | |||
Личный кодекс поведения. | Составьте для себя жизненные правила и следуйте им. | |||
Введение юридических норм отношений. | Ваша ответственность регламентируется.. | |||
Обсуждение ролевых ограничений. | Ваше право состоит в... Как учитель, вы..., как отец, вы...; как мать, вы... | |||
Последний этап — обобщение результатов взаимодействия с клиентом по поводу его проблемы и переход от обучения к действию. Если интервью проведено эффективно, оно должно способствовать изменению мыслей, действий и чувств клиента в повседневной жизни. Основные показатели эффективного интервью (Г.С. Абрамова):
1. Варианты решения (появились направления развития клиента у вас, у клиента).
2. Творческое принятие решений клиентом (появились альтернативы поведения).
3. Целенаправленное воздействие на клиента (вы результативно влияете на клиента).
4. Индивидуальная и культурная эмпатия (проникли эмпатией к мыслям, чувствам, переживаниям, ценностным ориентациям клиента).
5. Навыки наблюдения за клиентом (понимали его вербальный и невербальный язык).
6. Взаимодействие среда—личность (помогли осознать и перестроить отношения в этой системе).
7. Интеграция мотивов (логично, системно и эффективно использовали образные методы интервью) — клиент заявляет: «Я стал другим».
Ю.Е. Алешина предложила методику четырехфазной консультативной беседы: знакомство и начало беседы, расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез, коррекционное воздействие, завершение беседы.
В первой фазе психолог организует психологическое пространство беседы, устанавливает с ним контакт, осуществляет знакомство и самопредставление, раскрывает возможности психолога, дает гарантию анонимности, приглашает к разговору, преодолевает сопротивление консультированию, если разговор идет на общие темы, не идет вообще, ведется о мнимых клиентах, так называемых «козлах отпущения».
Во второй фазе психолог поддерживает контакт, стимулирует рассказ клиента, осуществляя эмпатическое слушание, способствует целенаправленному развитию беседы, осмысливает сказанное клиентом.
Вторая фаза уточняет гипотезы психолога через конкретные вопросы, анализ конкретных ситуаций с точки зрения гипотез. В том случае, если во всех обсуждаемых ситуациях прослеживается один и тот же паттерн поведения и переживания, гипотезу консультанта можно считать подтвердившейся (опровергнутой).
На третьей фазе психолог оказывает коррекционную помощь, которая не носит характера директивных советов и рекомендаций, а связана с катарсисом и приобретением смысла и, как следствие, изменением личностных структур. Если гипотеза психолога и предлагаемая интерпретация ситуации клиента приняты, необходимо помочь клиенту сформулировать как можно больше вариантов поведения.
Четвертая фаза подводит итоги консультативной беседы. На ней выясняются дальнейшие отношения психолога и консультанта, совершается ритуальный акт прощания с клиентом.
Технология консультативной беседы как основного метода психологического консультирования, по Ю.Е. Алешиной, базируется на следующих принципах организации диалога с клиентом:
A. Ограничение речи консультанта в диалоге (реплики, замечания, интерпретации по возможности краткие и редкие).
Б. Приближение разговорной речи консультанта к языку клиента (максимальное использование первых слов клиента, исключение профессиональных терминов).
B. Краткость и точность высказывания (Вы встретились... И что? А вам это не нравится? Он этого не знает... но почему?)
Г. Анализ эмоциональных переживаний (два плана рассказа):
а) логический (для понимания мотивов);
б) эмоциональный (для понимания чувств).
Известна также методика восьмифазного психологического интервью, включающего психологическую настройку психолога, взаимные приветствия и представления друг другу будущих собеседников, заключение договора-контракта между заказчиком и исполнителем заказа, исповедь клиента, расспрос клиента для получения дополнительной психологической информации, совместную интерпретацию психологических проблем клиента, формирование новой модели поведения и оптимизацию личностных механизмов регуляции поведения, оценку эффективности консультации методом совместного обсуждения.
На заключительном этапе психолог рефлексирует профессиональную деятельность, оформляет протокол (карту) консультации и при необходимости намечает меры воздействия на социально-психологическое окружение в интересах клиента.
Контрольные вопросы
1. Что такое психологическое консультирование как вид практической деятельности психолога?
2. В чем заключается суть и на каких принципах базируется психологическое консультирование?
3. На каком этапе консультирования у психолога может возникнуть такое рефлексивное переживание:
— что он пытается сказать?
— надо проверить, правильно ли я понял;
— такое в моей практике уже встречалось;
— как же его остановить?
— неужели я ему еще не надоел?
Темы семинарских занятий
1. Методологические основания психологического консультирования.
2. Возрастная периодизация развития — основа возрастно-психологического консультирования.
3. Методика индивидуального психологического консультирования.