Управление и организация жизнедеятельности 4 страница

Возрастно-психологическое консультирование проводится в следующем алгоритме:

1. Анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, специалистами, педагогами, установление контакта с ребенком.

2. Беседа с родителями, направленная на получение ин­формации о предшествующих этапах развития ребенка, его внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социально­го плана.

3. Сбор информации из других учреждений о состоянии здоровья (при необходимости).

4. Наблюдение за ребенком в естественных условиях.

5. Экспериментально-психологическое обследование ре­бенка.

6. Обработка данных, казуальный анализ результатов.

7. Психологический диагноз ребенка.

8. Психолого-педагогическое назначение.

9. Контроль, повторное консультирование.

Психологический диагноз отражает уровень актуального и ближайшего развития ребенка.

1. Уровень актуального развития:

а) возрастно-психологическая характеристика;

б) социальная ситуация развития;

в) уровень развития ведущей деятельности и соответ­ствия ее нормативам;

г) новообразования возраста, их развитие;

д) трудности и отклонения, их причины.

2. Условно-вариантный прогноз развития (зона ближай­шего развития):

а) раскрытие проблемного поля альтернатив развития;

б) показ условий для оптимального развития.

3.3. МЕТОДИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Специалисты по-разному трактуют цели, задачи, пред­мет и методы психологического консультирования. Если воз-растно-психологическое консультирование направлено на постановку психологического диагноза и психолого-педа­гогическое назначение, то, анализируя основной метод ин­дивидуального консультирования — интервью, Г.С. Абра­мова исходит из заказа клиента (табл. 5). Если в нем отсут­ствует запрос на диагностическую работу, то нужен анализ уникальной ситуации клиента. Если заказ присутствует, то запрос клиента связан с другим видом деятельности психо­лога — психодиагностикой. На основе данного представле­ния психолог не занимается постановкой диагноза. Предме­том взаимодействия психолога и клиента делается внутрен­ний мир клиента, а темой взаимодействия модальности его внутреннего мира. Цель интервью — изменить отношение клиента к своему внутреннему миру.

  Таблица 5  
  Задачи, решаемые на разных этапах консультирования  
  (по Г.С. Абрамовой)  
  Основные этапы (блоки) Решаемые задачи  
  Консультируемый Консультант    
  Подготовка   Фиксация затруднения, попытки решения (самостоятельно или с помощью других). Решение обратиться к психологу Настрой на работу (определение смысловой позиции, создание внутренней идентичности, позитивного настроя, отвлечение от других вопросов). Выбор времени, подготовка места  
       
  Установление контакта и построение доверительного диалога     Возникновение доверия. Уяснение возможностей консультанта и характера предстоящей работы Достижение согласованной позиции. Распределение ролей (Я... Ты... Мы...). Поддержание доверительного диалога  
  Исследование ситуации Описание, анализ качественного своеобразия внешних и внутренних факторов затруднительной ситуации, структурирование, обозначение предмета работы, выделение позитивных основ для разрешения возникшего затруднения   Содействие клиенту в описании и анализе ситуации (стимулирование свободных высказываний, исповеди, ответов на вопросы и др.). Выделение и анализ предмета работы. Профессиональный анализ факторов, обусловливаю- щих возникшее затруднение на основе анализа высказы- ваний, эмоционального то- на, общей позиции, невербальных результатов диагностики. Выделение позитивного «плацдарма» — основы для разрешения консультируемым возникшего затруднения      
         
         
         
         
       
       
       
     
     
       
  Постановка цели   Формулирование желаемого результата (Я хочу...), его уточнение и обоснование (Я действительно этого хочу, так как...) Содействие клиенту в фор- мулировании желаемого результата через постановку вопросов, исследование возможных последствий. Оценка реалистичности, кон кретности, привлекательно- сти поставленной цели  
     
       
  Поиск решений     Выработка (усвоение) новых позиций, отношений, способов, оценка их с точки зрения реалистичности и приемлимости Помощь в организации поиска решения. Активизация консульти- руемого, влияние на его позицию  
Подведение итогов     Сравнение полученного результата с планируемым, выявление разницы в разрешении возникшего затруднения, планирование дальнейших шагов и действий. Позитивное программирование на реализацию намеченных шагов (Я верю, что смогу добиться желаемого результата...) Выводы о продвижении, выделение того, что удалось достичь консультируемому. Помощь в создании позитивного настроя на реализацию дальнейших шагов. Выход из контакта        
         
                     

Тема задается клиентом, а его ход определяется восста­новлением контекста появления темы. Психолог, работаю­щий над темой заказа и ее контекстом, должен постоянно контролировать в ходе интервью собственные личностные проекции на содержание темы (подтекст интервью). Он реф­лексирует на тему заказа клиента, контекст ее появления и на подтекст своих действий для построения предмета взаи­модействия с клиентом. Вопросы — основа интервью и ос­новной способ воздействия психолога на клиента. В психо­логической практике часто используется пятишаговая мо­дель интервью:

1. Структурирование, достижение взаимопонимания: При­вет! (Я его чувствую, понимаю. — Он меня чувствует, по­нимает.)

2. Сбор информации о клиенте в контексте темы: В чем проблемы? (Зачем пришел клиент? В чем его возможности для решения проблемы?)

3. Определение темы. Выход на желаемый результат: Чего вы хотите? (Определение идеала клиента.)

4. Выработка альтернативных решений: Что еще мы мо­жем сделать? (Создание условий для выбора альтернатив.)

5. Усилия по изменению мыслей, действий, чувств кли­ента в обыденной жизни: Вы будете это делать? (Резюме психолога, переход к действиям.)

На первой стадии психолог вступает в контакт, устанав­ливает и демонстрирует клиенту свою позицию, организует пространство консультативной беседы. На втором этапе ин­тервью, когда происходит сбор информации о клиенте, решается вопрос сути его проблемы, психолог выдвигает пред­положение о троении внутреннего мира клиента и его мо­дальностях. Задавая вопросы, психолог ориентируется на текст клиента, ключевые слова, которые определяют тему взаимодействия. Этап заканчивается, когда психологу ясна рабочая гипотеза.

Каждая гипотеза — попытка консультанта понять ситуа­цию клиента. Гипотезы основываются на том, что расска­зывает о себе и своих проблемах клиент, и концептуальном видении проблемы консультантом. Вербально выраженная консультантом гипотеза является интерпретацией ситуации клиента. Третья фаза (фаза осознания желаемого результа­та) связана с инсайтом клиента. Опора психолога на потен­циальные возможности консультируемого приводит к тому, что переживаемые клиентом изменения в ситуации интер­вью приведут и к изменению его поведения. На этой фазе обязательно осуществляется психологическое воздействие.

Четвертая фаза интервью (выработка альтернативных ре­шений) включает обсуждение с клиентом разных вариан­тов решения данной проблемы, поиск вариантов для пре­одоления ригидности поведения и создание условия для выбора альтернатив. Работая над альтернативами, психолог понимает, что правильное для него решение не является таковым для клиента, а поэтому использует различные директивные рекомендации.

Вид директивы Содержание директивы  
Конкретные желания. Я предлагаю вам сделать следующее...  
Парадоксальная инструкция. Продолжайте делать то, что вы делаете. Повторите это три раза подряд.  
Фантазии. Представьте себе, что вы путешествуете по своему телу...  
Ролевое указание. А сейчас вернитесь к этой ситуации и повторите ее, не опуская деталей.  
  Гештальт-метод «горячего кресла». Говорите со своими родителями. Они сидят в этом кресле...
  Гештальт-невербальное поведение. Я заметил, что одна ваша рука сжата, а другая раскрыта. Пусть одна рука поговорит с другой.
  Свободные ассоциации. Запомните чувство и расскажите о связанных с ним воспоминаниях детства.
   
  Переоценка (концентрация Гендлина). Установите для себя негативные чувства, мысли, переживания. А теперь отыщите в этом что-то положительное и
    сконцентрируйтесь в этом направлении. Объедините это с проблемой.
  Релаксация.     Закройте глаза и плывите...
  Систематическое снятие напряжения. Глубокая мышечная рефлексия; построение иерархии, беспокойства; увязывание объектов тревоги с релаксацией.
  Языковые замены. Замените «хотелось бы» на «я хочу», «нельзя» на «нежелательно».
   
  Принятие чувств, эмоциональный «потоп». Вернитесь к этому чувству, примите его полностью, останьтесь с ним.
   
  Медитация. Спокойно, пусть все мысли уйдут, следите за...
   
  Гипнотический транс. Внимательно смотрите на эту точку. Расслабьтесь, следите за дыханием. Фокусируйте свое мышление.
  Дневник. В течение (указываете срок) вы будете вести ежедневные записи...
   
  Письмо психолога к клиенту. Пишите с учетом длительности и неоднозначности воздействия текста на жизнь клиента.
   
  Личный кодекс поведения. Составьте для себя жизненные правила и следуйте им.
  Введение юридических норм отношений. Ваша ответственность регламентируется..
   
  Обсуждение ролевых ограничений. Ваше право состоит в... Как учитель, вы..., как отец, вы...; как мать, вы...
         

Последний этап — обобщение результатов взаимодей­ствия с клиентом по поводу его проблемы и переход от обучения к действию. Если интервью проведено эффектив­но, оно должно способствовать изменению мыслей, дей­ствий и чувств клиента в повседневной жизни. Основные показатели эффективного интервью (Г.С. Абрамова):

1. Варианты решения (появились направления развития клиента у вас, у клиента).

2. Творческое принятие решений клиентом (появились альтернативы поведения).

3. Целенаправленное воздействие на клиента (вы резуль­тативно влияете на клиента).

4. Индивидуальная и культурная эмпатия (проникли эмпатией к мыслям, чувствам, переживаниям, ценностным ориентациям клиента).

5. Навыки наблюдения за клиентом (понимали его вер­бальный и невербальный язык).

6. Взаимодействие среда—личность (помогли осознать и перестроить отношения в этой системе).

7. Интеграция мотивов (логично, системно и эффектив­но использовали образные методы интервью) — клиент за­являет: «Я стал другим».

Ю.Е. Алешина предложила методику четырехфазной кон­сультативной беседы: знакомство и начало беседы, расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных ги­потез, коррекционное воздействие, завершение беседы.

В первой фазе психолог организует психологическое про­странство беседы, устанавливает с ним контакт, осуществ­ляет знакомство и самопредставление, раскрывает возмож­ности психолога, дает гарантию анонимности, приглашает к разговору, преодолевает сопротивление консультирова­нию, если разговор идет на общие темы, не идет вообще, ведется о мнимых клиентах, так называемых «козлах отпу­щения».

Во второй фазе психолог поддерживает контакт, стиму­лирует рассказ клиента, осуществляя эмпатическое слуша­ние, способствует целенаправленному развитию беседы, ос­мысливает сказанное клиентом.

Вторая фаза уточняет гипотезы психолога через конкрет­ные вопросы, анализ конкретных ситуаций с точки зрения гипотез. В том случае, если во всех обсуждаемых ситуациях прослеживается один и тот же паттерн поведения и пережи­вания, гипотезу консультанта можно считать подтвердив­шейся (опровергнутой).

На третьей фазе психолог оказывает коррекционную по­мощь, которая не носит характера директивных советов и рекомендаций, а связана с катарсисом и приобретением смысла и, как следствие, изменением личностных структур. Если гипотеза психолога и предлагаемая интерпретация си­туации клиента приняты, необходимо помочь клиенту сфор­мулировать как можно больше вариантов поведения.

Четвертая фаза подводит итоги консультативной беседы. На ней выясняются дальнейшие отношения психолога и консультанта, совершается ритуальный акт прощания с кли­ентом.

Технология консультативной беседы как основного ме­тода психологического консультирования, по Ю.Е. Алеши­ной, базируется на следующих принципах организации ди­алога с клиентом:

A. Ограничение речи консультанта в диалоге (реплики, замечания, интерпретации по возможности краткие и ред­кие).

Б. Приближение разговорной речи консультанта к языку клиента (максимальное использование первых слов клиен­та, исключение профессиональных терминов).

B. Краткость и точность высказывания (Вы встретились... И что? А вам это не нравится? Он этого не знает... но поче­му?)

Г. Анализ эмоциональных переживаний (два плана рас­сказа):

а) логический (для понимания мотивов);

б) эмоциональный (для понимания чувств).

Известна также методика восьмифазного психологичес­кого интервью, включающего психологическую настройку психолога, взаимные приветствия и представления друг другу будущих собеседников, заключение договора-контракта меж­ду заказчиком и исполнителем заказа, исповедь клиента, расспрос клиента для получения дополнительной психоло­гической информации, совместную интерпретацию психо­логических проблем клиента, формирование новой модели поведения и оптимизацию личностных механизмов регуля­ции поведения, оценку эффективности консультации ме­тодом совместного обсуждения.

На заключительном этапе психолог рефлексирует про­фессиональную деятельность, оформляет протокол (карту) консультации и при необходимости намечает меры воздей­ствия на социально-психологическое окружение в интере­сах клиента.

Контрольные вопросы

1. Что такое психологическое консультирование как вид прак­тической деятельности психолога?

2. В чем заключается суть и на каких принципах базируется психологическое консультирование?

3. На каком этапе консультирования у психолога может воз­никнуть такое рефлексивное переживание:

— что он пытается сказать?

— надо проверить, правильно ли я понял;

— такое в моей практике уже встречалось;

— как же его остановить?

— неужели я ему еще не надоел?

Темы семинарских занятий

1. Методологические основания психологического консуль­тирования.

2. Возрастная периодизация развития — основа возрастно-психологического консультирования.

3. Методика индивидуального психологического консультиро­вания.

Наши рекомендации