Оценка выполнения здоровьесберегающих условий на уроке
Кафедра медицины и безопасности жизнедеятельности
Задания по школьной гигиене для работ студентов
ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
В школе в период педагогической практики
Фамилия, имя, отчество студента ________________________________________________________
Факультет, курс, группа________________________________
№ школы__________класс___»_____»_______________________
Фамилия, имя, отчество методиста по школьной гигиене:__профессор_ФОМИНА ЛАРИСА ПЕТРОВНА
Время прохождения практики с 18.11. по
Срок сдачи отчета: _____________ декабря
ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Практическое задание №1
Санитарно-гигиеническая оценка образовательного учреждения и находящихся в нем учебных помещений.
Задача: Оценить уровень соответствия состояния учебного здания, спортзалов, столовой санитарно-гигиеническим нормам
(нужное подчеркнуть)
1. Учебное здание:
А) удаленность от мест скопления людей, транспортных магистралей, промышленных предприятий: далеко - близко
Б) наличие школьного двора: есть - нет
В) наличие спортивной площадки: есть – нет
Г) этажность: 2 – 3 – 4 – 5
Д) расположение гардероба на 1-ом этаже; на 2-ом этаже
Е) размещение учебных помещений начальных классов:
1-го класса – не выше 2-го этажа;
2-ого – 4-ого классов – не выше 3-го этажа;
Учебные помещения для начальных классов – выделены в отдельном блоке (здании)
2. Спортивный зал:
А) расположение спортивного зала: на 1-ом этаже; на 2-ом этаже; в отдельно построенном здании
Б) Соответствие минимальной площади на одного человека в спортивном зале: соответствует; не соответствует
В) наличие помещений для проведения занятий в секциях (по волейболу, баскетболу, гимнастики и т.д.) – есть; нет
Г) наличие спортивного инвентаря, соответствующего росту и возрастным особенностям детей; имеется; не имеется
Д) наличие душа – есть; нет
Е) наличие раздевалок есть; нет
Ж) возможность регулирования светового режима: наличие; отсутствие
З) возможность проветривания спортивного зала: есть возможность; нет возможности
И) соответствие температуры воздуха в спортивном зале норме: соответствует; не соответствует
3. Столовая:
А) соответствие количества посадочных мест количеству учащихся, одновременно находящихся в столовой: соответствует; не соответствует
Б) соблюдение чистоты помещения: соблюдается; не соблюдается
В) наличие умывальников: имеются; не имеются
Г) наличие холодильников: имеется; не имеется
Д) осуществление контроля процесса питания учеников учителем: осуществляется; не осуществляется.
Выводы и предложения:
Приложение к заданию №1
1. Здания общеобразовательных учреждений должны размещаться в зоне жилой застройки, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, санитарных разрывов, гаражей, автостоянок, автомагистралей, объектов железнодорожного транспорта, метрополитена, маршрутов взлета и посадки воздушного транспорта.
Через территорию общеобразовательных учреждений не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения - водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения.
Территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. Озеленение территории предусматривают из расчета не менее 50% площади его территории. На территории общеобразовательного учреждения выделяют следующие зоны: зона отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная.
При проектировании и строительстве общеобразовательных учреждений на территории необходимо предусмотреть зону отдыха для организации подвижных игр и отдыха обучающихся, посещающих группы продленного дня, а также для реализации образовательных программ, предусматривающих проведение мероприятий на свежем воздухе.
Гардеробы необходимо размещать на 1 этаже с обязательным оборудованием мест для каждого класса. Гардеробы оснащают вешалками для одежды и ячейками для обуви.
Обучающиеся начальной общеобразовательной школы должны обучаться в закрепленных за каждым классом учебных помещениях.
Рекомендуется учебные помещения для обучающихся 1-х классов размещать не выше 2-го этажа, а для обучающихся 2 - 4 классов - не выше 3-го этажа. Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных учреждений рекомендуется учебные помещения для начальных классов выделять в отдельный блок (здание), группировать в учебные секции.
2.Спортивный зал рекомендуется размещать на 1-м этаже здания или в отдельно пристроенном здании.
При размещении спортивного зала на 2-м этаже и выше должны быть выполнены звуко- и виброизолирующие мероприятия.
Количество и типы спортивных залов предусматриваются в зависимости от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости.
Рекомендуемые площади спортивных залов: 9,0 х 18,0 м; 12,0 х 24,0 м;18,0 х 30,0 м.
Высота спортивного зала должна составлять не менее 6,0 м.
При спортивных залах в существующих общеобразовательных учреждениях должны быть предусмотрены снарядные; раздевальные для мальчиков и девочек. Рекомендуется оборудовать при спортивных залах раздельные для мальчиков и девочек душевые, туалеты. При туалетах или раздевалках оборудуют раковины для мытья рук. Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах. Необходимо во время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5 С и скорости движения ветра не более 2 м/с. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной - трех фрамугах. При температуре наружного воздуха ниже минус 10 С и скорости движения воздуха более 7 м/с сквозное проветривание зала проводится при отсутствии учащихся 1 - 1,5 минуты; в большие перемены и между сменами - 5 - 10 минут.
Температура воздуха в зависимости от климатических условий в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17 - 20 С; При достижении температуры воздуха плюс 140 С проветривание в спортивном зале следует прекращать.
При устройстве бассейнов в общеобразовательных учреждениях планировочные решения и его эксплуатация должны отвечать гигиеническим требованиям к устройству, эксплуатации плавательных бассейнов и качеству воды.
3. При школьных буфетах и столовых обязательно должен быть предусмотрен обеденный зал площадью из расчета 0,7 кв.м на одно место в зале, исходя из посадки 100% учащихся в 3 очереди.
При столовых должны быть установлены умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест. Умывальники размещают в расширенных проходах, коридорах, ведущих в обеденный зал, или в отдельном помещении рядом с обеденным залом. Необходимо наличие холодильных камер, бытовые помещения для персонала пищеблока, загрузочная-тарная, посудомоечные для кухонной и столовой посуды, кладовые для сухих продуктов и овощей и другие подсобные помещения.
Практическое задание №2
Оценка выполнения здоровьесберегающих условий на уроке
Задачи:
1. Посетить урок однокурсника на педпрактике.
2. Заполнить карту выполнения здоровьесберегающих условий на уроке. Внимательно изучить приложения к заданию
Таблица заполняется на уроке учителя(4 курс),однокурсника (5курс) во время педпрактики
I. Действия педагога и учащихся | ||||
Учитель | ||||
1.Проконтролировал готовность помещения к началу урока (достаточно освещено, проветрено, не запылено) | ||||
2. Способствует рациональной организации рабочих мест учащихся | ||||
3. Организовал включение учеников в учебную деятельность с учетом последствий предыдущих занятий (возбуждение, утомленность и т.д.) | ||||
4. Организует поддержание нормальной осанки учеников, при необходимости корректирует ее | ||||
5. Организует физические упражнения, физкультминутки | ||||
6. Использует приемы снятия эмоционального напряжения учащихся | ||||
7. На уроке создана уважительная, доброжелательная атмосфера | ||||
Учащиеся | ||||
8. Большинство быстро включается в учебную деятельность | ||||
9. Действия свидетельствуют об их интересе к организованным учителем занятиям | ||||
10. Отсутствуют внешние признаки страха, стресса | ||||
11. Не наблюдается признаков значительной утомленности | ||||
Итого * | ||||
II. Здоровьесберегающие действия педагога | ||||
Действия по поддержанию физического здоровья учащихся | ||||
1. Включает в содержание обучения и воспитания сведения о способах поддержания физического здоровья | ||||
2. Организует целесообразное чередование учебной нагрузки, смену видов деятельности учащихся | ||||
3. Организует правильное дыхание учащихся в ходе учебной работы | ||||
4. Организует зрительное восприятие учащихся в соответствии с требованиями гигиены зрения, обучает рациональной технике зрительного восприятия | ||||
5. Указывает учащимся на положительные и отрицательные примеры личной гигиены в их социальном окружении | ||||
Итого * |
Критерии оценки: 0 - действия отсутствуют; 1 - слабо выражены, отмечаются изредка; 2 - умеренно выражены, наблюдаются периодически; 3 - сильно выражены, наблюдаются постоянно.