В основе психол. анализа лежат принципы развив. обучения
- Учебное занятие проводится не ради него самого, а ради того, чтобы воздействовать на личность студента, стимулируя форм-ние интеллектуальных, волевых, моральных и других качеств.
- - Учебное занятие должно быть построено так, чтобы требования преподавателя стали внутренним побуждением самих студентов.
- - В основе псих. анализа лежат принципы активной, творческой деятельности студентов. Поэтому ведущими процессами выступают мышление, воображение, на основе которых происходит формирование знаний и интеллектуальных умений, решение проблемных задач и ситуаций.
- - Успех обучения зависит как от внешних факторов — содержания, методики, мастерства педагога и т.д., так и от внутренних условий — индивидуально-психологических особенностей студентов, уровня их умственного развития, отношения к учебе, особенностей самоорганизации, учебных способностей.
В качестве еще одной разнов-ти анализа урока называют сопоставительный.Суть его в том, что анализ строится путем сравнения: уроков при различных концептуальных подходах; одной и той же темы, вида учебного занятия, концептуального основания, но проведенного в разных студенческих аудиториях; уроков одного и того же предмета, но с использованием разных учебников, учебных пособий; уроков разных учебных дисциплин, но в одной и той же учебной группе; отдельных форм, методов, средств, использованных для достижения одной и той же цели.
Приступая к любому из перечисл. выше видов анализа уч.занятия, следует учесть такие рекомендации. 1. Пед. анализ учебного занятия — это не только расчленение, разделение целого на составляющие, но и объединение, сопоставление этих составляющих. 2Анализ учебного занятия можно представить как систему правил и операций, необходимых для изучения процесса осуществления урока, а также причин, влияющих на результативность учебного занятия. 3. Анализ занятия должен быть объективным, т.е. раскрывать связи, отношения, закономерности, реализуемые в ходе урока. 4.В ходе анализа учитываются внешние и внутренние составляющие учебного занятия (специфические условия проведения урока, особенности типа учебного занятия, субъективные отношения между преподавателем и студентами). 5.Предметом анализа выступает ряд последовательных количественных и качественных изменений в ходе учебного занятия. 6.Учебное занятие — это сложная система, все элементы которой взаимосвязаны, поэтому следует установить причины дидактических, методических, психологических взаимодействий между преподавателем и студентами. 7. Анализ учебного занятия — это инструмент, при помощи которого осуществляется признание результатов труда педагога, это канал для обмена опытом и совершенствования профессионализма всех присутствующих и анализирующих. Поэтому важен позитивный настрой на учебное занятие и стимулирование проф.уверенности педагога.8.Результатом анализа выступает оценка эффективности проведенного учебного занятия. Объективность оценки достигается за счет учета системы критериев.
Критерий(от греч. krierion — средство для суждения) — признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.
Критерии — это своеобразная норма, уровень, приближение к которым обеспечивает реализацию дидактических, воспитательных целей и развитие интеллекта обучаемого.
На сегодняшний день один из традиц. вариантов анализа урока базируется на выделении десяти параметров (по Т. А. Ильиной): 1) общая структура урока; 2) реализация основной дидактической цели урока; 3) осуществление развития учащихся в процессе обучения; 4) воспитание в процессе урока; 5) соблюдение основных принципов дидактики; 6) выбор методов обучения; 7) работа педагога на уроке; 8) работа учащихся на уроке; 9) гигиенические условия урока; 10) некоторые специальные задачи, решаемые преподавателем в ходе учебного занятия.
В основе критериев оценки класс. анализа урока положена классификация принципов обучения.
1.. Направленность обучения на комплексное решение задач образования, воспитания и развития учащихся.
2. Научность обучения.
3.Систематичность и последовательность в обучении.
4.Доступность обучения.
5.Стимулирование положительного отношения студентов к учению, формирование у них познавательных интересов, потребностей в знаниях.
6.Сознательность, активность и самостоятельность учащихся в обучении при руководящей роли педагога.
7.Оптимальность сочетания словесных, наглядных и практических, репродуктивных и поисковых, а также других методов и приемов обучения.
8.Оптимальность сочетания разнообразных форм обучения —фронтальных, групповых, индивидуальных.
9.Создание оптимальных условий для обучения.
10.Прочность и действенность образовательных и других результатов обучения.
11.Индивидуализация обучения.
Важную роль в системе анализа учебного занятия играет его результативность. В качестве основного критерия здесь — количество студентов, выполнивших учебное задание в соответствии с предъявленными требованиями. Как критерий результативности выступает и уровень подготовленности студентов к учебной деятельности: эмоциональный настрой; интеллектуальные и учебные умения: узнавание, воспроизведение, реконструкция по аналогии; навыки самоконтроля; умение быстро включаться в урок; способность поддерживать заданный преподавателей темп занятия; содержательность, четкость, выразительность формулировок, образность речи студентов.
Для последующей корректировки и совершенствования своей методики преподавания преподавателю нужно обратить внимание на такие критерии, как постановка задач темы, построение моделей изучаемой информации, репродукция нового материала, учебное творчество, научное творчество, контроль результатов по теме. Данные критерии выделены в соответствии с этапами развития научных убеждений.
Рефлексия(от лат. reflexio — обращение назад, отражение) — самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной деятельности, внутренней жизни.
Рефлексия учебного занятия осуществляется в двух направлениях: как рефлексия занятия студентом и рефлексия занятия преподавателем.
Рефлексия студента связана с осмыслением им собств. учебной деятельности. Как чувственно-переживаемый процесс она заставляет студента вспомнить, выявить, осознать и свою деятельность, и полученные результаты, и возникшие проблемы.
Элементарная формула рефлексии педагога— ответ педагога на след.вопросы.
- Что увидел, придя на занятие?
- Что мне захотелось сделать в качестве ответной реакции на действия студентов и что я сделал?
- к самому себе?
- На сколько общение с группой повлияло на смену моего настроения?
- Что я предприму в следующий раз, чтобы справиться с возникшими затруднениями?
Важно отметить, что любой самоанализ направлен в русло конструктивизма и служит средством повышения мастерства педагога.
Вопрос 24. Анализ систематизированных эмпирических сведений об учебном процессе в образовательном учреждений как метод контроля его качества и эффективности индивидуальных методических систем.
Вопрос качества предоставляемых образовате. услуг, а значит качества подготовки специалиста в системе профессион. образования на сегодняшний день является определяющим для конкурент-сти выпускника, его проф. карьеры. Для обеспечения студентов, педагогов, администрации уч. заведений постоянной и объективной информацией о состоянии, уровне знаний, умений и других параметров качества обучения, с одной стороны, и внесения требуемых корректив в содержание и организацию образ. процесса для управления развитием личности в достижении конечных результатов – с другой стороны, в уч. заведении должен не только проводиться мониторинг достижений конечных результатов обучения, но и применяться система определения качества на каждом этапе обучения. Применительно к ПО качество результатов образов.деятельности определяется качеством знаний и навыков выпускников, их активной гражд.позицией, уровнем культуры и нравственности.
Хорошее качество результатов напрямую исходит из хор. качества образ.процесса, которое, в свою очередь, определяется его содержанием и его обеспеч-ю ресурсами. В тоже время выс. качество образ. процесса возможно только при качественном функц-ии всей системы проф. учебного заведения. При этом мерой качества образования выступает соответствие выпускников требованиям потребителя (работодателей, государства).
Разработка и внедрение системы мен.качества включает в себя неск.ступеней:
1)установление потребностей и ожиданий потребителей и др. заинтерес. сторон;
2)разработку политики и целей учреждения в области качества;
3)установление процессов и ответ-ти, необх. для достижения целей в области качества;
4)обеспечение необх. ресурсами для достижения целей в области качества;
5)выбор индикаторов (показателей) и разработка методов измерения результатов каж. процесса;
6)определение средств, необходимых для предупреждения и ликвидации несоответствий;
7)разработка и применение процедур для пост. улучшения всех процессов и системы менеджмента качества в целом.
На1ступениобраз. учреждение должно разработать модель выпускника, соответ. требованиям рынка труда. На общегосуд. уровне хар-ка выпускника определяется ГОС, на уровне региональном – требования к выпускнику формируются регион.компонентом ГОС, структурой экономики региона, стратегией развития региона на ближайшую и дальнюю перспективу. Кроме того, на данном этапе необходимо установление связи с конкрет. потребителями «выпускаемой продукции», т.е. с потенц.работодателями.
Для реализации 2 ступени, т.е. постановки целей и разработки политики в области качества необходим глуб. анализ всех сторон развития образов. учреждения. Эта ступень реализуется через систему долговрем. планирования. Для реализации этой ступени в первую очередь необходимо соответствующее метод. обеспечение, реализуемое на комплексной основе.
3Ступень установления процессов и ответс-и, по сути, является самой важной, т.к. она связана с тем как участники образов.процесса воспримут мероприятия в сфере повышения качества. Установление меры ответств-ти каждого работника за определе.участок работы позволяет запустить сам процесс проведения мероприятий по повышению качества.
4.Обеспечение необх. ресурсами зависит от позиции государства и внутр.резервов уч. учреждения.
5, 6 и 7 ступени имеются практически в каждом образов.учреждении, так как связаны с оценкой качества ЗУН обучающихся. В большинстве учреждений существуют системы оценки не только теор. знаний, но и практ. навыков. При этом самой эффективной системой является рейтинговая, применяемая в текущей аттестации.
Наконец,8ступень предполагает модернизацию организац. управления проф.учебным заведением, форм-ие сети стратег.партнеров. Успех этого этапа связан с наличием подгот. Пед. кадров, квалифицированных кадров менеджеров среднего и высшего звена. Кадровая политика учебного заведения должна базироваться на обеспечении работников необходимыми ресурсами и свободой действий в рамках ответственности, признании и поощрении вклада преподавателей, поддержки открытых и честных взаимоотношений, обучения молодых специалистов, повышения привлекательности преподавательской деятельности (в том числе через матер. заинтересованность).
Контроль качества образов. деятельности реализуется администрацией учебного заведения и контролирующими органами власти в области образования на фед., региона. и муниципальном уровнях. Контроль качества образовательной деятельности включает в себя: контроль уровня ЗУН обучающихся и контроль преподав. деятельности.
1.Контроль уровня ЗУН обучающихся может быть текущим и контролем остаточных знаний. Текущий контроль может осуществляться администрацией уч. заведения, отвечающей за уч.работу в период изучения дисциплины, либо проведения производст. обучения. Такой контроль включает проведение «директорских» контр. работ, тестирований. При этом вопросы задания к контролю составляются ведущими методистами, рук. Метод. службы, с учетом рабочей программы и календарно-тематического плана дисциплины. Результаты подобного контроля позволяют вовремя диагностировать и корректировать процесс изучения дисциплины, либо производственное обучение. Контроль остаточных знаний проводится после изучения дисциплины. Он может проводиться также в форме контр. работ либо тестирования, в некоторых случаях возможно проведение устного собеседования.
Каждое проф. учебное заведение раз в пять лет проходит процедуру комплексной оценки, включающей, в том числе, и контроль остаточных знаний. Результаты такого контроля напрямую влияют на судьбу учебного заведения, отриц. результат может быть основанием для отзыва лицензии на право ведения образ. деятельности в сфере ПО. Как правило, результаты подводятся по количеству усвоенных дидактических единиц, отраженных в ГОС.
2.Контроль преподават. Деят-ти реализуется с помощью след. методов:
наблюдение за деят-ью преподавателей, мастеров производ. обучения;анализ выполнения уч.планов, программ;анализ документации;контроль за работой кл. рук., кураторов;беседы с преподавателями;беседы со студентами и анализ полученной инф-ии;беседы с родителями;анкет-ие преподавателей и студентов.
Внутренний контроль становится действенным и эффективным лишь при условии его органической связи с пед. анализом. Так как именно пед. анализ позволяет выявить причины тех или иных недостатков и на этой основе вырабатывать рекомендации по соверше-ю образов. процесса.
Эф-ть индив.метод. систем, применяемых каждым преподавателем при организации уч. процесса по дисциплине, либо мастером производ. обучения при организации произв. практикума, проверяется с помощью провероч. процедур, осуществляемых в ходе контроля.
Контроль качества теорет. обучения бывает 2 видов. 1) заключение о результатах, итогах подгот-сти учащихся на опред.этапах обучения: учебное полугодие (семестр), учебный год, полный курс обучения — периоди. и итоговый контроль. Такой контроль осуществляется путем проведения зачетов и экзаменов по предметам, а также выпускных квалификац. экзаменов.2) текущий контроль непосредственно в процессе обучения. Основная задача— получение операт. данных об успешности процесса обучения, осуществление обратной связи в системе преподаватель—учащийся.
Для тек. контроля характерны два основных способа. Первый — текущее наблюдение за уч. деят-тью учащихся; второй — проверка (устная, письменная, практическая) знаний и умений учащихся.
Данные полученные в ходе текущего контроля позволяют сделать вывод об эф-ти применяемых методов, средств и принципов обучения в ходе изучения конкретной темы. Период. и итог. контроль позволяет делать вывод о эф-ти метод. системы, применяемой для изучения всей дисциплины. И если преподаватель по каким-то причинам не сделал соответствующих выводов в ходе текущей учебной работы, необходим тщательный педагогический анализ системы, оценки всей педагогической деятельности и разработка методических рекомендаций педагогу, помогающих выправлять положение.
Контроль качества производ. обучения осуществляется путем текущих наблюдений за учебно-производ. Деятел-ю учащихся и проверок, выполняемых и выполненных учебно-производ. работ.
Осн. критериальными (точно измеряемыми) показателями качества производ. обучения являются:качество выполнения производственных (учебно-производственных) работ;производительность труда;применение проф.знаний в производственной (учебно-производственной) деятельности;владение приемами и способами выполнения производственных (учебно-производственных) работ, включая контроль процесса и результатов труда;организация труда и рабочего места;
соблюдение правил и норм безопасности труда, производственной санитарии и гигиены, экологических требований.