Школа для детей с недоразвитием интеллекта.
Названия разные: специальная (коррекционная) школа для детей с недоразвитием интеллекта; вспомогательная школа; коррекционно-образовательное учреждение VIII вида для детей школьного возраста и др.
Цели обучения детей с недоразвитием интеллекта:
1. Социальная адаптация (выработка умения вести себя в стандартных ситуациях, находить выход из нестандартных ситуаций с наименьшими потерями).
2. Интеграция: А) как механизм включения ребенка в систему социальных отношений; Б) как взаимовыгодное сотрудничество.
Задачи обучения детей с недоразвитием интеллекта:
- формирование системы элементарных научных знаний об окружающем мире. В школе дети осваивают норматив 4-5 лет обучения в массовой школе. На протяжении жизни вырабатываются новые знания и умения, имеющие обслуживающий характер.
- формирование системы поведенческих актов, которые должны быть целесообразны условиям, в которых находится ребенок в данный момент.
- коррекция психофизических недостатков в процессе обучения и воспитания. Решается в процессе коррекционно-воспитательной работы, которая состоит в:
А) единстве педагогических и медицинских воздействий на учащихся;
Б) соблюдении последовательности и преемственности в КВР.
В) строгом соблюдении единого охранительного педагогического режима в школе и в семье.
Школа для детей с ЗПР (или класс для детей с ЗПР).
Организация коррекционно-педагогической помощи детям с задержкой психического развития предусматривает:
- введение в содержание обучения разделов, предусматривающих восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложных разделов программы;
- использование методов и приемов обучения с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка, т.е. создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;
-коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи ребенка, преодоление индивидуальных недостатков развития;
Задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР:
- своевременное выявление и квалификация тех или иных неблагоприятных вариантов развития - "предвестников" школьных трудностей;
- развитие познавательной активности детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);
- развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
- нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
- развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;
- обеспечение жесткого охранительного педагогического режима (режимные моменты, отсутствие сильных раздражителей в школьной жизни);
- социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
- активная интеграция учащихся в общеобразовательные классы массового типа после одного - двух лет обучения, а также по окончании начальной ступени обучения.
- максимальная социально-трудовая адаптация учащихся с задержкой психического развития.
Содержание коррекционно-образовательных услуг в обобщенном виде отражено в таблице 1.
Таблица 1. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ.