Общие методические рекомендации

Д.Н. Мисиров, С.А.Гапоненко

графика

Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов

Ростов-на-Дону

ББК 30.11 (075)

УДК 744 : 621

Г 78

Рецензент

Д.Н. Бородин, кандидат технических наук, профессор

Г78 Графика: учеб.-метод. пособие для студ. пед. вузов /В.И. Мареев, Н.П Петрова, Д.Н. Мисиров, С.А.Гапоненко – Ростов н/Д.: Изд-во ПИ ЮФУ, 2007. – 58 с.

ISBN

Методическое пособие содержит материалы, необходимые для изучения курса «Графика». В нем отражены основные понятия и положения по выполнению работ по данному курсу.

К методическому пособию прилагается электронный учебник, содержащий иллюстрации к тексту пособия, набор тестов по курсу «Графика» и рабочая тетрадь.

Данное пособие может быть использовано студентами, при выполнении практических работ по курсу.

Ó Мареев В.И.,

Петрова Н.П.

Мисиров Д.Н.,

Гапоненко С.

2007.

Общие методические рекомендации

Электронное учебное пособие по «Графике является основной частью учебного комплекса для студентов факультета «Технологии и предпринимательства». В данный комплекс, входит не только методическое пособие, но и тесты по оценке полученных знаний и навыков.

Графика изучает вопросы изображения на чертежах различных изделий в проекционной связи их друг с другом. Умение строить и читать чертежи необходимо студенту, осваивающему техническую специальность, т.к. только с помощью чертежей и другой технической документации можно понять конструкцию изделия, принцип работы. Творческая техническая мысль конструктора, создание новых модификаций изделий не может быть выражено иначе, чем на чертеже.

Данное учебное пособие основано на активном подходе к обучению, функциональном принципе отбора учебного материала. Презентация чертежного материала осуществляется на основе специально разработанных слайдов.

В пособии представлены следующие темы: «Чертежные инструменты», «Линии штриховки», «Форматы и основные надписи», «Шрифты чертежные», «Основные правила нанесения размеров», «Сопряжения. Овалы», «Виды основные, дополнительные и местные», «Сечения», «Разрезы», «Аксонометрические проекции», «Условные изображения и обозначения резьб», «Чертежи пружин», «Болтовые и шпилечное соединения», «Шпоночные и шлицевые соединения», «Сварные соединения», «Соединения клепаные», «Зубчатые передачи», «Выполнение сборочного чертежа с натуры», «Кинематические схемы», «Изображения на строительных чертежах». Каждый из разделов обеспечивает первичное зрительное представление материала посредством слайдов и анимации.

Целью учебно-методического пособия является обучение студентов алгоритмам изображения несложные изделия на комплексном чертеже, развитие их пространственного воображения, что создает базу для дальнейшего формирования практических умений и навыков построения чертежей, а также обеспечивает прочную мотивационно-побудительную основу обучения инженерного проектирования.

В условиях компьютеризации и информатизации важнейшее значение приобретает использование в практике обучения компьютерных технологий, глобальной сети Интернет в развитии навыков поиска актуальной информации, формировании научного мышления, рекомендуем использовать персональных компьютеров для самостоятельной работы во внеаудиторное время.

Это пособие обеспечивает переход от традиционных ручных методов черчения и конструирования к новым компьютерным системам разработки чертежей и выполнения конструкторской документации (АКД).

Компьютерные системы обеспечивают построение графических примитивов (точек, отрезков, дуг, размерных и осевых линий, штриховки, текста), составляющих чертежи и схемы. Примитивы на чертежах можно объединять в блоки (например, схематичное обозначение резьбовых отверстий, соединений, деталей и т. д.), а эти блоки можно использовать многократно для создания новых чертежей. Это прекрасно иллюстрирует компьютерный материал, прилагаемый к данному пособию.

Следует отметит, что без знания основ черчения и инженерной графики работать с компьютерной программой инженерного черчения затруднительно. Для решения конкретных задач на персональном компьютере необходимо изучение государственных стандартов (ГОСТов) по оформлению конструкторской и технической документации; приобретение навыков по выполнению компьютерных чертежей. При этом осуществляемое постепенное усложнение решаемых задач: переход от точек и прямых к пространственным моделям сложных объектов и их рабочим чертежам.

Задача курса состоит в том, чтобы научить студентов правильно читать и выполнять машиностроительные и строительные чертежи. Чертежи выполняют в соответствии с государственными стандартами ЕСКД для конструкторской документации всех отраслей промышленности ГОСТ 2.103-68*. Изучая курс черчения студентам целесообразно придерживаться, такой последовательности: ознакомиться с очередной темой рабочей программы изучить стандарты и рекомендуемую литературу по данной теме; законспектировать в рабочую тетрадь основные положения темы и зарисовать прилагаемые к ней чертежи; выполнить графическую работу по теме в порядке указанном в методических указаниях.

Достоинством данного пособия являются прилагаемые к нему тесты, которые позволяют проверять теоретические знания, полученные в процессе обучения по отдельным темам и разделам, так и по всему изученному курсу в целом.

Стандарты ЕСКД

В связи с бурным развитием науки и техники, возросшими масштабами производства возникла необходимость разработке единых правил и норм в составлении и оформлении чертежей. Эти правила и нормы установлены государственными стандартами.

Общие правила выполнения и чтения чертежей изложены в государственных стандартах Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) 3-й группы и СПДС 2-й группы, которые устанавливают форматы листов чертежей, масштабы, типы линий, гарнитуру и размер: шрифтов, правила построения изображения (видов, разрезов, сечений), обозначения графических материалов и правила их нанесения на чертежах, правила нанесения размеров и надписей, построения аксонометрических проекций.

Теоретическое и практическое освоение положений этих стандартов способствует формированию у студента начальной инженерной графической грамоты, без которой невозможно успешное изучение построения чертежей строительных и машиностроительных изделий, зданий и сооружений, а также освоение геометрических и графических основ современной инженерной компьютерной графики.

В основе любого графического изображения, представленного на поле чертежа (буквенно-цифровое обозначение, надписи, рамка чертежа, основная надпись, виды деталей, размерные линии и числа к ним и т.д.), лежит определенная последовательность геометрических построений, оформляемых в строгом соответствии с указанными выше государственными стандартами ЕСКД и СПДС. Геометрические построения плоских графических фигур являются основой успешного составления алгоритмов автоматического построения чертежей на компьютере.

Единая система конструкторской документации (ЕСКД) – это комплекс стандартов, унифицирующих разработку, оформление и обращение всех видов конструкторской документации, ее учет, хранение и размножение.

Стандарты ЕСКД устанавливают единую терминологию, используемую при выполнении чертежей в проектировании.

Структура обозначения стандартов ЕСКД основана на классификационном принципе. Обозначение любого стандарта ЕСКД можно представить следующим образом:

Общие методические рекомендации - student2.ru

Например, ГОСТ 2.304-81 расшифровывается следующим образом:

2 (класс стандартов ЕСКД) – Единая система конструкторской документации;

цифры после точки:

3 (квалификационная группа)– общие правила выполнения чертежей;

04 – номер данного стандарта в группе (в данном случае – шрифты чертежные);

81 – год регистрации стандарта (в данном случае – 1981).

Чертежные инструменты

Для самостоятельного выполнения графических работ традиционным способом необходимо иметь набор чертежного инструмента, приспособлений и материалов.

К чертежным инструментам относят: рейсшину, мерительную линейку, угольник, лекала, транспортир, готовальню (рис. 1).

Общие методические рекомендации - student2.ru

Рис. 1. Чертежные инструменты

Рейсшина и линейка. Длинную линейку (100 мм) с поперечной планкой, прикрепленной под углом 90° к линейке, называют рейсшиной. Поперечную планку называют головкой рейсшины. При работе головку рейсшины прижимают к левой кромке чертежной доски, благодаря чему при передвижении рейсшины можно провести любое количество линий, параллельных между собой. При вторичном прикреплении листа к чертежной доске следует фиксировать лист после выравнивании его верхней кромки по рейсшине.

Мерительные линейки изготовляют различной длины и ширины, чаще всего применяют линейки длиной 250 и 300 мм.

Для отсчета размеров пользуются мерительной линейкой со скошенными кромками. Особенно удобна треугольная масштабная линейка.

Угольник. Угольники бывают деревянные, пластмассовые. Угольник применяют для проведения вертикальных и наклонных линий. Для этого его одним катетом прикладывают к линейке, а по другому проводят вертикальные линии снизу вверх; для проведения наклонных линий передвигают угольник вдоль линейки, проводя линии по его гипотенузе. Для проверки прямого угла угольник прикладывают к линейке, проводят линию по вертикальному катету и переворачивают угольник на 180°. Вертикальный катет после поворота должен совпасть с ранее проведенной линией. Если линии не совпадают и образуют угол с вершиной в точке а, то угол угольника меньше (или больше) 90°. Деревянные угольники 45-45-90° по ГОСТ 5094-49, изготовляют из одной дощечки с размером катетов 115 и 148 мм или собранными из трех планок на клею с размерами катетов 185, 200 или 270 мм. Толщина первых угольников 1,5 мм, вторых – 3 мм. Размеры сторон угольников 30-60-90° измеряют по большому катету.

Транспортир. Для построения углов служит транспортир. При построении и измерении углов следят за тем, чтобы вершина угла О находилась точно на специальной отметке, имеющейся на транспортире, а крайние деления (0 и 180°) – точно на линии АС.

Чертежный циркуль:

пишущий стержень карандашной ножки должен выступать на 5-6 мм и должен быть очинен в виде острой неширокой «лопатки» или срезан наискосок;

- достаточно тугое перемещение ножек циркуля достигается завинчиванием верхнего, а не нижнего винта;

- при проведении окружностей циркуль держат немного наклонно в сторону движения (угол около 10°);

- при вычерчивании окружностей большого радиуса подгибают ножки, циркуля в шарнире так, чтобы они располагались перпендикулярно бумаге. В противном случае на бумаге получается большое отверстие (разрабатывается центр).

Ниже приведен перечень инструментов необходимых студенту для выполнения работ по черчению и инженерной графике.

1. Чертежная доска или подрамник для чертежей формата А3 (297´420 мм) или чертежная доска или подрамник для чертежей формата А1 (594´841 мм) с рейсшиной длиной ~1000 мм.

2. «Плавающая» рейсшина с роликами.

3. Большие и маленькие угольники (желательно прозрачные) с углами 45´45´90° и 30´60´90°;

4. Длинная линейка (~1000 мм).

5. Чертежная бумага формата А3, А4.

6. Кнопки.

7. Чертежные карандаши твердости Т(Н), 2Т(«Н), ТМ(НВ), М(В).

8. Резинка (ластик) мягкая, твердая.

9. Циркуль.

10. Транспортир.

11. Приспособление для заточки (наводки) грифеля карандаша.

12. Папка для хранения чертежных инструментов и приспособлений.

13. Цилиндрический тубус для хранения и переноски чертежей и чертежной бумаги.

Линии. Штриховки

Все текстовые и графические документы выполняют, в соответствии с государственными стандартами СПДС (Системы проектной документации для строительства) и ЕСКД (Единой системой конструкторской документации). Чертежи должны быть выразительны, аккуратно и четко с достаточной точностью исполнений. Толщину и тип линий принимают в соответствии с ГОСТ 2.303-68*. Все построения выполняют с помощью чертежных инструментов, карандашом 2Т, Т, вначале тонкими линиями (0,2 мм), а затем линиями видимого контура, которые обводят карандашом ТМ сплошной линией, толщиной 0,6...0,8 мм, линии невидимого контура – штриховой 0,3...0,4 мм, все остальные – тонкой линией 0,2 мм. Надписи и буквенно-цифровые обозначения в основной надписи выполняют стандартным шрифтом по ГОСТ 2.304-81.

ГОСТ 2.303-68 устанавливает начертания и основные назначения линий на чертежах.

Принимаются следующие типы линий: сплошная, штриховая и штрихпунктирная. За исходную берут сплошную основную линию толщиной s = 0,5... 1,4 мм. Толщину остальных линий чертежа устанавливают в зависимости от толщины принимаемой сплошной (s).

Всего установлено 9 типов линий (табл. 1).

Таблица 1

Типы линий

Тип линии Толщина линии Графическое изображение Для чего применяют
Общие методические рекомендации - student2.ru Сплошная основная линия S Общие методические рекомендации - student2.ru Применяют для изображения видимого контура предмета, линий перехода, линий контура сечения (вынесенного и входящего в состав разреза)
Сплошная тонкая линия s/3¸s/2 Общие методические рекомендации - student2.ru Применяют для изображения контура наложенного сечения; резьбы по внутреннему диаметру на стержне и по наружному – в отверстии; контуров пограничных деталей; линий размерных и выносных; линий штриховки, линий ограничения выносных элементов на видах, разрезах и сечениях; линий следов плоскостей и линий построения характерных точек; линий-выносок и их полок
Сплошная волнистая линия s/3¸s/2 Общие методические рекомендации - student2.ru Показывает на чертеже линии обрыва, линии разграничения вида и разреза. Сплошную линию проводят от руки
Сплошная тонкая линия с изломом s/3¸s/2   Общие методические рекомендации - student2.ru   Показывает на чертеже длинные линии обрыва
Штриховая линия s/3¸s/2  
 
  Общие методические рекомендации - student2.ru

Вычерчивают линии невидимого контура и такие же невидимые линии перехода. Длина штрихов применяется от 2 до 8 мм, расстояние между ними 1...2 мм. Эти линии на чертеже должны иметь штрихи одинаковой длины и заканчиваться штрихами
Штрихпунктирная тонкая линия s/3¸s/2 Общие методические рекомендации - student2.ru
S/3…S/2

Наши рекомендации