Задания для контрольных работ. Задание 1. Сделайте сравнительный анализ видов обучения, опираясь на таблицу. Критерии сравнительного анализа Программированное обучение
Вариант 1
Задание 1. Сделайте сравнительный анализ видов обучения, опираясь на таблицу.
Критерии сравнительного анализа | Программированное обучение | Проблемное обучение | Дистанционное обучение |
Автор | |||
Основная идея | |||
Базис | |||
Преимущества | |||
Недостатки |
Задание 2. Определите, какие методы и средства воспитания, оказали влияние на героев художественного произведения Р. Брэдбери[1]. Подкрепите письменный ответ цитатами из текста.
Задание 3. Проанализируйте высказывание Яна Корчака: «В страхе, как бы смерть не отобрала у нас ребенка, мы отбираем ребенка у жизни; оберегая от смерти, мы не даем ему жить».
Задание 4. Разработайте конспект беседы для родителей: «Как справиться с психологическими барьерами, мешающими воспитательному процессу в семье?»
Вариант 2
Задание 1. Сделайте сравнительный анализ зарубежных образовательных концепций, опираясь на таблицу.
Критерии сравнительного анализа | Ассоциативная концепция обучения | Гештальтизм | Когнитивизм |
Авторы | |||
Основная идея | |||
Базис | |||
Преимущества | |||
Недостатки |
Задание 2. Определите, какие методы и средства воспитания, оказали влияние на героев книги В. Крапивина[2] «Журавленок и молнии». Подкрепите письменный ответ цитатами из текста.
Задание 3. Проанализируйте высказывание Н.И. Новикова: «Ничто не действует в молодых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается тверже и глубже примера родителей».
Задание 4. Разработайте конспект беседы для родителей: «Как справиться с «родительскими установками», мешающими семейному воспитательному процессу?»
Вариант 3
Задание 1. Составьте таблицу: «Методы педагогической психологии».
Метод | Определение | Цель | Вид | Правила, требования к проведению | Сфера применения | |
Основные | Наблюдение | |||||
Эксперимент | ||||||
… и т.д. |
Задание 2. Посмотрите фильм «Вам и не снилось…»[3]. Проинтерпретируйте барьеры семейного воспитания, показанные в фильме. Как с ними справиться? (напишите рекомендации родителям).
Задание 3. Проанализируйте высказывание Р. Фулема: «Не тревожься о том, что дети тебя никогда не слушают; тревожься о том, что они всегда за тобой наблюдают».
Задание 4. Разработайте конспект беседы для педагогов: «Как справиться с «педагогической стагнацией», мешающей образовательному процессу?»
Вариант 4
Задание 1. Сделайте сравнительный анализ зарубежных образовательных концепций, опираясь на таблицу.
Критерии сравнительного анализа | Ассоциативная концепция обучения | Бихевиоризм | Когнитивизм |
Авторы | |||
Основная идея | |||
Базис | |||
Преимущества | |||
Недостатки |
Задание 2. Определите типы установок семейного воспитания, представленные в книге В. Крапивина «Журавленок и молнии», опираясь на таблицу 8 (С. 230).
Задание 3. Проанализируйте высказывание Б. Шоу: «Если вам непременно хочется использовать свое детство в назидательных целях, то пусть оно послужит скорее предостережением, чем примером».
Задание 4. Разработайте конспект беседы для педагогов: «Как справиться с «выученной беспомощностью», мешающей образовательному процессу?»
Вариант 5
Задание 1. Сделайте сравнительный анализ процессов обучения, учения, научения, опираясь на таблицу.
Процессы | Трактовка понятия | Виды, их классификация | «Точки соприкосновения» | Специфические особенности |
Обучение | ||||
Учение | ||||
Научение |
Задание 2. Посмотрите фильм «Хористы»[4]. Проинтерпретируйте стили деятельности педагогов, показанные в фильме.
Задание 3. Проанализируйте высказывание Ф. Бэкона: «Привычка всего прочнее, когда берет начало в юных годах; это называем мы воспитанием, которое есть, в сущности, не что иное, как рано сложившиеся привычки».
Задание 4. Разработайте конспект беседы для педагогов: «Модели общения педагога и эффективность образовательного процесса в школе».
Вариант 6
Задание 1. Составьте таблицу: «История развития педагогической психологии как отрасли психологической науки.
Этап развития педагогической психологии | Автор | Основные идеи | Преимущества | Ограничения |
Задание 2. Посмотрите фильм «Розыгрыш»[5]. Обратите внимание на молодую учительницу английского языка, проинтерпретируйте составляющие компоненты ее имиджа. Опишите ошибки, допущенные персонажем при построении педагогического имиджа.
Задание 3. Проанализируйте высказывание Ж.-Ж. Руссо: «Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях».
Задание 4. Разработайте конспект беседы для педагогов: «Как справиться с «эмоциональным выгоранием», мешающим образовательному процессу?»
Вариант 7
Задание 1. Сделайте сравнительный анализ образовательных концепций, опираясь на таблицу.
Критерии сравнительного анализа | Школа диалога культур | Вальдорфская система обучения | «Школа 2100» |
Авторы | |||
Основная идея | |||
Базис | |||
Преимущества | |||
Недостатки |
Задание 2. Посмотрите серию фильмов о Гарри Поттере. Проинтерпретируйте модели общения педагогов школы Хогвартс с учениками.
Задание 3. Проанализируйте высказывание М. де Монтень: «Я осуждаю всякое насилие при воспитании юной души, которую растят в уважении к чести и свободе. В суровости и принуждении есть нечто рабское, я нахожу, что то, чего нельзя сделать с помощью разума, осмотрительности и умения, никак нельзя добиться силой».
Задание 4. Разработайте конспект беседы для педагогов: «Имидж педагога: технология построения».
Вариант 8
Задание 1. Сделайте сравнительный анализ видов обучения, опираясь на таблицу.
Критерии сравнительного анализа | Развивающее обучение | Модульное обучение | Интерактивное обучение |
Автор | |||
Основная идея | |||
Базис | |||
Преимущества | |||
Недостатки |
Задание 2. Прочитайте книгу В. Крапивина «Журавленок и молнии». Проинтерпретируйте педагогические способности и умения, описанные у педагогов в книге. Какой индивидуальный стиль педагогической деятельности (по классификации А.К. Марковой и А.Я. Никоновой) был у педагога Вероники Григорьевны? Сопоставьте качества личности Вероники Григорьевны и Аллы Геннадьевны.
Задание 3. Проанализируйте высказывание А.С. Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете».
Задание 4. Разработайте конспект беседы для родителей: «Стили семейного воспитания и их влияние на психоэмоциональное состояние школьника».
[1] Брэдбери Р. Все лето в один день // Короткие рассказы. – М., 2007. – 356 с.
[2] Крапивин В. Журавленок и молнии. – М.: Эксмо, 2008. – 480 с.
[3] «Вам и не снилось…» — художественный фильм режиссёра Ильи Фрэза, экранизация повести Галины Щербаковой «Роман и Юлька».
[4] «Хористы» (фр. Les Choristes) — французский фильм режиссёра Кристофа Барратье, вышедший на экраны в 2004 году.
[5] «Розыгрыш» — российский художественный фильм режиссёра Андрея Кудиненко, снятый по мотивам одноимённого фильма Владимира Меньшова.