В.В.Михайлова, Е.А.Хилтунен

Свобода выбора ребенка в предметно-пространственной развивающей образовательной сре­де — вот стержневая идея педагогики Марии Монтессори. За этим стоит глубокое доверие к при­роде ребенка, который стремится к развитию и при безопасной и доверительной атмосфере чув­ствует, что ему лучше всего делать в данный момент.

Мария Монтессори выделяла особые сенситивные периоды жизни маленького человека, которые не повторяются во взрослом возрасте и ориентируют педагога на специальную работу с детьми в эти периоды.

Педагог подготавливает развивающую ребенка среду таким образом, чтобы тот мог впиты­вать ее и сознательно и неосознанно. То, как свободно проявляет себя в разнообразной деятель­ности в этой среде ребенок, и служит главным материалом для изучения ребенка педагогом. Орга­низовав развивающую среду, педагог переходит на роль лишь помощника и наблюдателя, передает активную позицию ребенку.

Таким образом, необходимой основой в реализации программы становится базовое уважение и до­верие к детям в прямом понимании этих слов.

Российский вариант образовательной программы — «Детский сад по системе Монтессори» — сложился на стыке большого круга традиций:

концепции и практики свободного саморазвития ребенка в специально подготовленной куль­турной развивающей среде, разработанной Марией Монтессори;

российской версии системы Монтессори, разработанной в начале XX века Ю.И. Фаусек (с 1913 по 1941 год);

— идей Л.Н. Толстого о свободном воспитании и Л.С. Выготского о развивающем обучении;

— российского опыта экспериментальной работы с детьми от 2,5 лет за последнюю четверть века.

К источникам программы следует добавить и разнообразие сложившихся укладов жизни многих дошкольных групп, которые были внесены в копилки монтессори-педагогики с самых разных концов России, и целое родительское движение, подключившееся к ней.

Характерные особенности программы

Во-первых, она имеет глубокие культурно-исто­рические корни и столетнюю успешную практику образовательной работы с детьми во всем мире, в том числе и в России.

Во-вторых, эта программа системна, имеет строгие философские, психологические и педа­гогические основания. Поэтому она надежна, но требует ответственного отношения к себе каж­дого из взрослых, участвующих в ее воплощении в жизнь, включая родителей. Результат вряд ли будет успешным, если взрослые члены семьи не принимают такой подход. В этом смысле про­грамма «воспитывает» не только детей, но и их родителей и педагогов; то есть она в высшей степени социальна, и потому может быть выбра­на лишь добровольно, а не спущена сверху.

В-третьих, программа связана с принципиаль­ными изменениями в построении предметно-пространственных развивающих сред с предо­ставлением детям возможностей свободной образовательной деятельности в них. Монтес-сори-среда значительно отличается от обра­зовательных сред, представленных в любой из других примерных программ. И педагогу здесь отводится роль наблюдателя детской жизни и помощника, а не исполнителя определенных методических приемов и разработок. Он следует за ребенком, а не ведет его за собой.

В-четвертых, в тексте программы очень кон­кретно, а не расплывчато (но и не в повелитель­ном наклонении) расписаны условия ее реали­зации и до мелочей продуманные технологии достижения результатов образования детей по всем пяти обозначенным во ФГОС ДО направлениям, а также специально созданные для это­го образовательные пространства.

В.В.Михайлова, Е.А.Хилтунен - student2.ru

Что авторам программы представляется особенно значимым в новом ФГОС ДО?

Созвучие с идеями Марии Монтессори:

• уважение к каждому ребенку,

• самоценность периода детства, понимание особенностей периода детства,

• личностно-ориентированный и гуманистиче­ский характер взаимоотношений взрослых и детей,

• построение детско-взрослого дружеского со­общества,

• отход от довлеющей прежде формы «уро-ков»-занятий к специфическим формам раз­личной детской активности в созданной для этого предметно-пространственной разви­вающей среде.

Детский сад и родители

Позиция педагогических коллективов, выбира­ющих систему Монтессори, нацелена именно на сотрудничество с родителями: то есть на совмест­ный труд, преодоление трудностей, возникающих на пути воспитания и развития детей. А наряду с этим — на разделение радости от достижений ре­бенка, успехов в его социализации и образовании.

Взаимодействие педагогов и родителей по вопросам особенностей развития детей пред­полагает совместные традиционные праздники и другие творческие проекты (вместе мастерить украшение для детского сада, сажать цветы на территории, выезжать в лес, читать любимые стихи, слушать рассказы родителей о самом ин­тересном, например об их профессии, и многое другое). В наших детских садах обязательно проходят содержательные семинары, собрания, плановые, не реже двух раз в год, индивидуаль­ные беседы с семьями.

Чтобы представить образ жизни детского сада Монтессори, а также коснуться вопроса о рабо­те с родителями, приводим интервью с Предсе­дателем Ассоциации монтессори-педагогов Рос­сии Ларисой Юрьевной Климановой, которая стала педагогом, пережив вначале роль мамы, определившей в детский сад Монтессори своего маленького сына.

Быть собой в защищенном мире

Интервью с Ларисой Юрьевной Климановой, Председателем Ассоциации монтессори-педа­гогов России

— Почему вы выбрали эту педагогику?

— Я нашла возможность для своего ребенка быть самим собой. Хотя сейчас многие это де­кларируют, но в традиционном варианте педа­гогики очень часто за ребенка все решено: что, когда и как он должен делать. При этом не учиты­вается ни его собственный темп, ни его предпо­чтения, ни его способности и возможности.

Теоретически с монтессори-педагогикой я не была знакома. Но, увидев детей, поняла, что подделать и придумать это невозможно. Я вошла в группу, в которой было человек пятнадцать ма­лышей, но меня просто никто не заметил, каж­дый продолжал заниматься своим делом. Кто-то рисовал, кто-то строил или вырезал, кто-то тихонечко на коврике сидел и тихо общался со взрослой тетенькой, которая оказалась педаго­гом. И мое присутствие среди них вообще никак не нарушило эту атмосферу. Для взрослых это непривычно, а для ребенка — нормальное- со­стояние. Теперь-то я понимаю, как такой эффект достигается. Если человек занят своим делом, то появление другого человека не может и не долж­но влиять на его состояние.

Вас же не удивляет, что, допустим, если вы чем-то заняты, вас в кабинете несколько человек и каждый занят своим делом? А если заходит по­сетитель, то не бросают же все свои дела из-за вошедшего. Человек нашел того, к кому пришел, и не нарушает ход работы других.

Но сама монтессори-педагогика начинает­ся с порога: пришел, переступил порог — и ты оказался в этой атмосфере. Как в повседневной жизни. Если человек сам в состоянии решить, что он хочет делать, ему не надо, чтобы ему давали указания. Если ему нужна помощь, он за этой по­мощью обратится.

— А вы не сталкивались, например, с тем, что такой подход к вопросам об­щения могут назвать эгоистичным, раз­вивающим эгоизм?

— Да, сталкивалась. Но Мария Монтессори не была бы великим педагогом, если бы не видела такую угрозу. У нас ведь при кажущейся вседоз­воленности правила достаточно жесткие. И это правила, которые работают на защиту каждо­го в отдельности и интересов всего коллекти­ва. Этих правил немного, но их соблюдают все. Они сформулированы позитивно и очень четко защищают, с одной стороны, жизненное про­странство каждого, а с другой —■ пространство коллективного взаимодействия. Именно этим обеспечивая и свободу общения, и возможность устранения конфликта.

Например, есди. это твое рабочее место, то его нельзя разрушать другому. Это правило никак не связано с эгоистичностью. Это значит, что ребенок чувствует себя защищенным, в частности в своих правах, в своих интересах и возможностях.

— Но такая линия не проста для пони­мания ребенком; детям свойственен мак­симализм?

— Мы с этим сталкиваемся и обнаруживаем, что во многих подобных случаях дети обраща­ются друг к другу, чтобы разобраться, что в этом случае делать. Они помогают друг другу, они учат друг друга в прямом смысле. Конечно, бы­вают и ссоры, и выяснения отношений. Но любое недоразумение все равно начинается с форму­лирования проблемы, например: «Мне это не­приятно, потому что...» (А не так, как это бывает: я подойду, дам тебе в глаз, а потом мы выясним почему). Впрочем, всякое бывает, но неизбежно приходит момент, когда надо сформулировать, что тебя не устраивает, понять, почему другой человек не согласен с тобой.

— А у вас есть опыт наблюдения за тем, как в монтессори-среде дети ра­стут, какими они становятся в подрост­ковом возрасте?

— Да, мой собственный ребенок с трех лет посещал монтессори-сад, а потом перешел

он самостоятелен во всем, но он, безусловно, молодой человек, который осознает свои по­ступки. Мне кажется, что это очень важно. Его любят сверстники, ему симпатизируют взрос­лые. Потому что он умеет слушать, умеет до­говариваться.

■— То есть метод Монтессори — это поиск гармонии между индивидуальным и коллективным?

— Да! И это принципиальная позиция. Ведь каждому человеку самому приходится еже­минутно принимать решения, а с другой сторо­ны — ощущать себя частью единого целого и понимать, что, принимая решение, ты не можешь игнорировать окружающих тебя людей. Ощуще­ние себя частью всех и всех частью себя — оно очень важно. Чувство одиночества или эгоистич­ного самодовольства не возникает, когда внутри присутствует внимательность к окружающим тебя людям, когда есть этот критерий внутрен­ней оценки по отношению к ним.

...В Российскую ассоциацию приезжают мон-тессори-педагоги со всех сторон света. Обща­емся с представителями сотен детских садов.

Многие отмечают особую атмосферу внутри коллектива. Я не стала бы утверждать, что это именно европейский принцип общения. Потому что есть общие принципы педагогики, которые отличают ее, скажем, и от общего стиля евро­пейской культуры. В менталитете европейцев, как и в современном российском мире, важна соревновательность: кто лучше, кто главнее. А у последователей монтессори-педагогики не поощряется желание кого-то победить, сорев­новательность исключена.

Отпечаток монтессори-педагогики вы най­дете на всех, кто связан с ней. Мы отдаем себе отчет, что те правила, по которым мы стараем­ся жить с детьми, полностью переходят в стиль взаимоотношений между взрослыми. Это в пер­вую очередь открытость, безусловная ответ­ственность каждого за свою часть работы. Я не говорю, что это легко нам дается, но со време­нем получается у всех.

Беседу вела Рита Готье


Наши рекомендации