Объединения
Наряду с детским воспитательным коллективом в школе в нашем обществе активно функционируют многочисленные самодеятельные группы и так называемые неформальные объединения. Деятельность подавляющего большинства самодеятельных объединений направлена на развитие, реализацию всей гаммы интересов молодежи. Многие объединения собирают под свои знамена, людей добрых, ищущих, духовно щедрых, самоотверженных. Например, студенты биофака МГУ создали дружину по охране природы, по образцу которой стали возникать дружины в'других университетах и пединститутах. По месту жительства объединяются для проведения совместных игр, походов, проведения свободного времени. К числу самодеятельных объединений относится парная и групповая дружба, разнообразная совместная работа, деятельность по интересам. Такие объединения для ребят есть способ свободного самовыражения, неограниченного проявления инициативы и самодеятельности, бесконтрольного, со стороны взрослых, общения. Они могут принимать большие или меньшие количественные размеры, носить характер нездоровой эпидемии, иметь как социально значимые или индифферентные, так и асоциальные цели. Школа стремится к сближению целей детских официальных и неофициальных объединений, к разнообразию их содержания, форм и методов работы. Свободные объединения могут становиться частью общественных организаций. За счет них обогащаются, расширяются, демократизируются официальные государственные и общественные организации. Поэтому «неформальные» объединения по их главным признакам и характерным чертам — самодеятельному характеру и самоуправляющейся организации — правильнее назвать самодеятельными самоуправляющимися объединениями (ССО).
Помимо естественной тяги детей как субъектов воспитания к самодеятельности, одной из причин их возникновения является противоречие между увеличением свободного времени и уровнем развития общей культуры молодежи старших классов. Другая причина — психолого-педагогические противоречия, подталкивающие ребят к изолированной от взрослых самодеятельности. С одной стороны, резко возросла активность ребят, их потребность в самодеятельном проявлении, с другой — углубился педагогический формализм в организации воспитательной работы. Деятельность школьников жестко регламентируется, используются формы, в которых все заранее продумано, подготовлено, отрепетировано. Остается исполнить, продемонстрировать, произнести. Такое исполнительство не дает выхода творческой энергии, активной деятельности детей. Она проявляется в стихийной самодеятельности, в самоуправляющихся объединениях. Третье противоречие связано с вызревающей в ребятах духовностью, которая требует для своего развития свободного, раскрепощенного проявления в среде близких товарищей, в общении с друзьями. Подросток стремится к престижности, хочет быть человеком значительным, которым'интересуются, к которому прислушиваются, считаются с его мнением. Но в школьном коллективе учеба, общие дела и мероприятия буквально поглощают все, не оставляя времени на то, чтобы остановиться, оглядеться, одуматься, тем более уединиться для обмена впечатлениями, мыслями, чувствами. Внутренние переживания и интересы ребенка как зреющей личности пробиваются в его сознание, подталкивают к поискам форм удовлетворения духовных потребностей. Ими и становятся самодеятельные и самоуправляющиеся объединения, в которых можно найти друга, излить душевные переживания, пообщаться с кем и как хочется, послушать кого и что хочется, почувствовать себя свободно и комфортно. В опыте личностного свободного общения формируется самосознание, представления ребят о самих себе, нравственно-эстетический образ своего «Я» и своих друзей. Жизнедеятельность ССО, если они образуются на социально полезной основе, становится органической частью целостного педагогического процесса. Они помогают решению важнейших воспитательных проблем детского общения, .без которого нет нормального формирования человеческой личности.
К объединению в самодеятельные, изолированные от взрослых группы ребят подталкивают не только отмеченные противоречия и естественные стимулы, но и застойные явления в общественной жизни. Коварную роль в становлении части молодых людей сыграл дефицит правды, элементы общественного лицемерия, формализм и за-организованность в жизни общественных детских и молодежных организаций. С явлениями бездуховности, потребительства, мещанства и обывательщины школьники сталкиваются и в своих семьях. Утрата интереса к общественной жизни, потеря уважения к оказавшимся ложными авторитетам, неудовлетворенность положением дел Б школе и общественных официальных детских и молодежных организациях привели часть подростков и молодежи сначала просто к' отчуждению от семьи и школы, а затем и к объединению в группы на основе тех стимулов, идеалов, целей, которые почитались ими за истинные и оценивались как престижные. Среди них наиболее распространенными являются: самореализация, получение удовлетворения от свободного, неконтролируемого общения и от разнообразной (особенно творческой) деятельности; самоутверждение путем проявления самодеятельности и самоуправления; желание принять участие в решении социальных проблем на основе собственного их понимания и самодеятельности; стремление к эстетическому самопроявлению на основе своих представлений об идеале человеческой красоты и красоты поведения; получение доступного эстетического и эмоционально-физиологического удовлетворения средствами стандартизированной, «культурно-массовой» продукции; защищенность, самозащита в своей молодежной среде; реализация индивидуалистических, эгоистических потребностей и интересов; совершение правонарушений и асоциальных действий (хулиганство, употребление алкоголя и наркотиков).
Подростки, юноши и девушки, хотят самостоятельности, самоуважения и уважения их личности окружающими людьми. Они стремятся реализовать свою жизнь посредством творчества в ярких, романтических формах. Они стихийно протестуют против формализма и скуки в школе и общественных организациях, против застойных и негативных явлений в общественной жизни. Они бунтуют против серой обыденности и мещанских традиций в семье. Их привлекает наполненная событиями жизнь. Цели, стимулы, содержание, формы самодеятельных самоуправляющихся объединений и групп, за исключением асоциальных, являются нормальным способом заполнения вакуума, замены формально значимых, утративших привлекательность и ценность школьных целей и форм личностно значимыми, обусловленными уровнем их понимания жизни и общего культурного развития.
Самодеятельные самоуправляющиеся объединения существуют в форме сравнительно небольших контактных групп, основанных на личном знакомстве, приятельских или дружеских отношениях. Нередко они объединяются для проведения общих мероприятий, совместных действий, ритуалов, массовых актов и зрелищ. Так, «фанаты» объединяются на стадионах под флагом спортивного общества «Спартак»; «металлисты» образуют из своих контактных групп целые формирования; приверженцы авторской песни многочисленными группами съезжаются для ее исполнения и слушания. В момент скопления возникает феномен массовой психологии, поведения толпы, которая отличается от законов поведения индивида. Собрания, в зависимости от их цели, содержания, организации, могут протекать спокойно или проходить бурно, неуправляемо. Всплески эмоций могут захлестывать сознание, приводить в действие инстинктивные механизмы поведения толпы. Так ведут себя, например, любители «тяжелого рока», которые иод воздействием опустошающих и оглушающих ритмических звуков и бессмысленных фраз впадают в психическое состояние массового внушения, психоза, транса.
В малых контактных группах стихийно складывается паритетная, демократическая организационная структура, появляются лидеры, ведущие и ведомые (талантливые исполнители песни, умеющие играть на гитаре; обладатели модных дисков, записей, кассет). Практически каждый имеет равные возможности, может рассчитывать на внимание к себе группы, может стать лидером. Эта ситуация психологически привлекает многих ребят, особенно активных, не имеющих, в связи с малой подвижностью структуры школьного самоуправления, никаких шансов занять там лидирующее положение. В группах, не обладающих хотя бы в малой степени социально значимыми целями и ориентирами, устанавливается авторитарное управление. Ребята, попадающие в систему зависимостей, получающие вместо свободы урок духовного и физического закабаления, втайне мечтают вырваться из нее и из страха за свою безопасность нередко обрекаются на мучительные моральные страдания. Такие группы перестают быть самодеятельными и самоуправляющимися, все более и более уподобляясь шайке с ее асоциальной организацией и законами поведения.
Педагогическим и социально-психологическим законом является положение: чем менее социальнозначимые, безнравственные или пра-вонарушитедьские цели стоят перед группой, тем более она утрачивает характер самодеятельного и самоуправляющегося объединения, ее члены утрачивают свободу и независимость, ради которых они в нее вступили, тем жестче становится в ней структура зависимости и режим, тем труднее подростку или юноше выйти из нее. Диагностика состояния самодеятельных объединений может быть осуществлена в нескольких' направлениях и аспектах. Социологические исследования дают представление о том, в каких регионах и насколько это движение распространено; какова тенденция его развития и социальная направленность; мотивы участия в нем ребят. Задача.философии — в обобщении фактов, в объяснении сущности общественного явления, в его социально-политической, нравственной, правовой, эстетической оценке. Какие социальные противоречия способствовали образованию самодеятельных объединений; каков уровень духовности в них; каково состояние идеалов молодых людей, их ценностных ориентации; какие именно идеалы и почему утратили для них свой ценностный смысл; насколько новые идеалы и ориентации превосходят, противоречат или ниже по своей социальной значимости прежних и т. д.
Психологические исследования дают возможность более глубоко понять мотивы и стимулы деятельности молодежных объединений, механизмы психологического действия личности в группе и законы группового поведения. Психологи раскрывают картину группового сознания и конформного мышления; уровень самосознания и характер «Я» — концепции, образа своего «Я», представлений о самом себе; они помогают понять, в каких групповых ситуациях подросток или юноша испытывает состояние комфорта, удовлетворения, эмоциональной и психологической раскрепощенности, а в каких — состояние тревожности, неуверенности, страха, закрепощенности; они объясняют, как в сознании ребенка возникает состояние отчужденности от школы и семьи или как в нем уживается одновременно привязанность и к самодеятельной группе. Педагогика изучает содержание жизни самодеятельных объединений и групп, оценивает их воспитательную направленность, ценность форм и методов деятельности, взаимодействия. Она исследует и педагогически обосновывает систему форм, методов, способов переключения деятельности самодеятельных молодежных групп на более ценное социальное содержание, на установление живых и тесных контактов между молодежными общественными организациями с социальным статусом и самодеятельными группами. Немаловажное значение имеет и медицинский аспект изучения ССО в разработке средств и способов борьбы с порочными увлечениями.
Самодеятельные самоуправляющиеся объединения по отношению к организованному педагогическому процессу могут занимать одну из трех позиций. Первая, которую можно считать идеальной, состоит в том, что ССО существует внутри целостного учебно-воспитательного процесса. Самодеятельность детей и цели педагогического процесса переплетаются. Так, внутри детских и молодежных общественных организаций существуют ребячьи кружки по интересам, отряды следопытов, помощи пенсионерам, дружеские компании, деятельность которых не регламентируется и не учитывается. Вторая позиция — параллельное, иногда пересекающееся, как правило, мирное сосуществование. Направленность параллельных объединений является социально полезной, что создает хорошую основу для слияния официальных и неофициальных групп в единый поток целостного воспитательного процесса. Так, на школьной основе могут объединяться группы любителей музыки, новых модных танцев, коллекционеров, болельщиков футбола, почитателей актерского мастерства. Третья позиция — противоречия, противодействия, а иногда и противоборства. Она возникает тогда, когда ССО руководствуются ошибочными или чуждыми идеологическими установками. Так, некоторые группы («Дети Деточкина») в обход закона пытаются решать проблемы социальной справедливости. Другие убеждены, что уход от общества есть лучший способ борьбы с общественным лицемерием и другими негативными явлениями.
В целях создания единого, целостного, эффективно действующего учебно-воспитательного процесса необходимо налаживать контакты с самодеятельными объединениями. Коллектив должен стать для ребенка ареной не только делового проявления, но и удовлетворения интересов, желаний, страстей, самолюбия, дружбы, любви. В этом случае осуществляется совпадение, органическое соединение школьного воспитательного коллектива с «неформальным», самодеятельным объединением. Диалектика воспитания в том и заключается, чтобы не изолировать и не противопоставлять друг другу воспитательный коллектив и самодеятельные объединения молодежи, не обострять противоречия между ними, а находить общее, сближать, объединять, совершенствуя, вживлять друг в друга, используя все лучшее в них и постепенно устраняя наносное, подменяя и заменяя его духовно ценным. Это будет способствовать подлинной целостности учебно-воспитательного процесса, превращению детского воспитательного коллектива в его основную содержательную форму и фактор воспитания.
Вопросы и задания:
1. Дайте определение детского воспитательного коллектива и обоснование его воспитательного значения.
2. Раскройте основные функции и пути становления, развития детского коллектива.
3. Раскройте сущность детских и молодежных самодеятельных самоуправляющихся групп и объединений и возможности их взаимодействия с организованным учебно-воспитательным процессом.
Литература для самостоятельной работы:
1. Гордин Л.Ю. Школа инициативы и самостоятельности.-М., 1984.
2. Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984:
3. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М., 1997.
4. Коротав В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. М., 1974.
5. Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8 т. М., 1983. Т. 4.
6. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1984.
7. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М., 1981.