Просветительская работа Церковного музея храма Новомучеников и исповедников Российских г. Чебоксары

Аннотация.В статье рассмотрена роль духовно - нравственного образования по воспитанию патриотизма и культуры в современном обществе. Для поиска путей духовного возрождения России предложена модель музейно-образовательной программы для учащихся на примере деятельности Церковного музея храма Новомучеников и исповедников Российских.

Ключевые слова:духовно-нравственное воспитание молодежи, православные традиции, музейная педагогика, Церковный музей.

История России на протяжении более чем тысячелетия связана с Русской Православной Церковью, к которой и сегодня относит себя большая часть населения страны. Значение Православной Церкви в российской истории было всегда очень велико в регулировании повседневной жизни населения России, в формировании и укоренении в обществе определенной системы духовно-нравственных ценностей.[1]

Состоявшийся в 2011 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви определил, что духовно-нравственное воспитание детей и молодежи продолжает оставаться одним из приоритетных направлений общецерковной деятельности. Вопросы организации активной церковной работы с детьми и молодежью, объединения молодых людей для участия в жизни Церкви стоят сегодня очень остро.
Молодые люди, вступая во взрослую жизнь и становясь полноправными членами общества, привносят в него те идеалы, которые усвоили в детстве от своих родителей, школьных педагогов, старших наставников. Становление взглядов юношества происходит очень быстро, и небрежение в области духовно-нравственного воспитания мгновенно оборачивается появлением на свет «потерянного поколения».

В своем Послании к Высшему Церковному Совету 25 августа 2016 г. Святейший Патриарх Кирилла отметил, что: «Вопрос развития отечественного образования касается всех, в равной мере верующих и неверующих, если мы хотим видеть в молодежи не Иванов, не помнящих родства, неучей, накачанных идеологическими постулатами того или иного толка, а людей, способных трезво рассуждать о литературе, истории, философии, религии. Ведь все, что касается религии, — это составная часть общегуманитарных знаний, без которых не может быть образованного человека. Кажется, что это так ясно и понятно. Возьмите всеобщую историю или историю нашего государства — все переплетено с религиозным фактором, и если в нем не разбираться, невозможно понять многое из того, что происходило в прошлом. Поэтому мы должны всеми силами содействовать преодолению кризиса гуманитарного знания в нашем обществе и участвовать в разрешении проблем в сфере образования». [2]

В настоящее время особенно очевидно, что от того, сумеем ли мы в практике воспитания подрастающих поколений опереться на отечественные духовно-нравственные традиции, зависит будущее нашего Отечества. Нам необходима сегодня совместная деятельность образовательных и религиозных организаций, которая могла бы увенчаться достойными плодами.

В условиях общекультурного кризиса целенаправленное развитие личности представляется актуально значимым вопросом образования, которое включает в себя не только получение определённых знаний, но и освоение личностью нравственных норм, ценностей и социального опыта. Наиболее значимым социальным институтом, способствующим культурному развитию и социализации личности, является музей. В силу своей специфики музей как учреждение культуры обладает мощными потенциальными возможностями, что особенно важно в процессе развития подрастающего поколения. Образовательная деятельность музея строится на передаче социального опыта, аккумулированного в памятниках духовной и материальной культуры разных эпох. Для современной образовательной политики России особенно актуальны идеи формирования единого образовательного пространства, основанного на региональном компоненте с опорой на потенциал музеев и музейной педагогики. В современном обществе музей выступает особой образовательной средой, которая формирует представления о мире, развивает способность наблюдать, систематизировать, классифицировать, синтезировать и генерировать полученную информацию в процессе собственной жизни и деятельности.[3]

Музейная интерпретация стала широко использоваться в выставочной деятельности Русской Православной Церкви для популяризации основ православной веры, приобщения к духовному и культурному наследию широких слоев общества, обеспечения доступа населения к изделиям церковного искусства, народных промыслов и ремесел.[4]

В Чувашии, по благословению митрополита Варнавы, при храме Новомучеников и исповедников Российских г. Чебоксары открыт Церковный музей. Строительство музея и все культурно-образовательные мероприятия при нем проводятся под руководством настоятеля храма архимандрита Гурия (Данилова). При поддержке фонда «Православная инициатива» и Общественной палаты Чувашской Республики приобретено и установлено мультимедийное оборудование, позволившее создать в музее интерактивное выставочное пространство. Экспозиция Церковного музея раскрывает историю Русской Православной Церкви, начало христианской миссии в Чувашском крае и деятельность святителя Гурия Казанского, прибывшего 460 лет назад в земли Поволжья, освобожденные от татарского ига и пленения. Подробное изучение исторических, политических и культурных последствий этого судьбоносного события несет просветительский характер для молодежной аудитории, содействуя воспитанию патриотизма и гражданственности, уважения к историческому прошлому своего региона и народа, чувства толерантности и культуры межличностных отношений.

Церковный музей предлагает свои ресурсы образовательным учреждениям Чувашской Республики в качестве площадки музейной педагогики для проведения уроков, лекций и экскурсий, посвященных истории и культуре Русской Православной Церкви. За последние годы уже накопился определённый опыт такого взаимодействия. Так, в течение 2015 – 2016 г.г. для студентов Чувашской государственной сельскохозяйственной академии проводились музейно-образовательные мероприятия, посвященные истории России и Чувашского края. На инженерном факультете ЧГСХА экспонировались передвижные выставки Церковного музея к Столетию начала Первой мировой войны, 1000–летию преставления Крестителя Руси князя Владимира и 465 – летию добровольного вхождения чувашского народа в Московское государство. Во время многочисленных встреч архимандрита Гурия (Данилова) со студентами были затронуты вопросы о том, как найти дорогу к Храму, опоиске и укреплении Веры в различных жизненных событиях, о смысле жизни, об отношении к скорби и страданиям, о любви, о благодарности и доверии Богу.[5] В январе 2016 студенты заочного отделения инженерного факультета под руководством архимандрита Гурия посетили Чувашский национальный музей и ознакомились с экспонатами выставки «Заступница града сего». Настоятель храма рассказал об исторических событиях августа 1555 г., когда первый архиепископ Казанский и Свияжский Гурий остановился в Чебоксарах и выбрал место для будущего городского собора. Студенты узнали об истории и культуре города Чебоксары, о возникновении кафедрального собора во имя Введения Богородицы, расположенного в самой высокой точке Соборной горы – старом центре Чебоксар и когда-то, Чебоксарского кремля.[6] 31 марта 2016 г. студенты 3 курса профиля подготовки «Технологическое оборудование для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции» с преподавателем Т. Н. Акуловой посетили храм Новомучеников и исповедников Российских г. Чебоксары. В залах Церковного музея студенты узнали об этапах христианизации чувашского народа. В медиатеке Русского музеяпри храме совершили виртуальное путешествие в эпохуПетра I в рамках проекта «Сага о Романовых». В заключение экскурсии, по традиции, все желающие звонили в музейные колокола.

Культурно-образовательная программа Церковного музея приобщила учащихся Сельхозакадемии к многогранному и самобытному культурному наследию Чувашии и России, изучение которого происходило не только путем освоения новой информации, но и через наблюдение и непосредственное прикосновение к материальным предметам и фактам. Таким образом, просветительская деятельность, проведенная Церковным музеем в ЧГСХА, проходила в сочетании принципов государственного воспитания и образования с национальной, культурно-исторической и православной традицией, и может быть предложена как модель духовно-нравственного образования молодежи в современном обществе. Опыт сотрудничества Церковного музея и Чувашской государственной сельскохозяйственной академии подтверждает, что наиболее эффективным результатам в развитии личности посетителя и приобщении его к миру истории и культуры способствуют регулярные систематические взаимоотношения и программы.

Таким образом, в Чебоксарах проводится активная работа по организации взаимодействия Церковного музея с образовательными организациями в сфере духовно-нравственного воспитания. Процесс духовно-нравственного становления учащихся, построенный на наследии духовных традиций, на ценностях историко-культурного и природного наследия, призван обеспечить естественное гармоничное духовно-нравственное развитие личности.

Интересной, востребованной и очень эффективной стала форма групповых экскурсий для школьников по предварительным заявкам. Экскурсионно-образовательные мероприятия в Церковном музее проводятся по предварительной записи по телефонам: 8 937 38 41 499 и 8 917656 64 00. В программе мультимедийные занятия в Виртуальном филиале Русского музея, экскурсии по залам экспозиции «Христианское просвещение Чувашского края», мастер-классы по колокольному звону и бисероплетению. Адрес Церковного музея: г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, 4.

Ссылки

[1] Колесник Л. Л. Духовно-просветительская деятельность Русской Православной церкви в пореформенный период (на материалах юга России). Дисс. канд. ист. наук. 2007.

[2] Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета 25 августа 2016 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа от 31.08.2016:http://www.patriarchia.ru/db/text/4594003.html

[3] Бутенко Н В. Образовательное пространство музея искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Академия Естествознания. 2013

[4] Положение о выставочной деятельности Русской Православной Церкви. 2012. Режим доступа от 31.08.2016:http://www.patriarchia.ru/db/text/2904668.html

[5] Будущие инженеры встретились с архимандритом Гурием. URL: http://academy21.ru/novosti/3593-buduschie-inzhenery-vstretilis-s-arhimandritom-guriem.html(дата обращения: 15.08.2016).

[6] На инженерном факультете открылась выставка, подготовленная Национальной библиотекой Чувашской Республики. URL: http://academy21.ru/novosti/3762-na-inzhenernom-fakultete-otkrylas-vystavka-podgotovlennaya-nacionalnoy-bibliotekoy-chuvashskoy-respubliki.html(дата обращения: 15.08.2016).

Наши рекомендации