Голос и речь в работе педагога

Голос – неповторимое средство общения, а для педагога, лектора, артиста, адвоката – основное «орудие труда». Поражение голосового аппарата для них – катастрофа; потеряв звучность речи, они вынуждены нередко менять специальность.

Голос надо беречь – необходимо избегать перенапряжения голосовых связок:

– не кричать, особенно на холоде;

– нельзя петь не в своем диапазоне;

– не следует злоупотреблять курением, крепкими алкогольными напитками;

– не принимать очень острую, горячую или холодную пищу.

Если все органы, принимающие участие в образовании голоса, здоровы, то он звучит легко и свободно. Изменение голоса может быть результатом различных заболеваний, прежде всего гортани. Голос может стать хриплым или беззвучным (афония) в результате воспалительных изменений голосовых связок или новообразований, препятствующих их полному смыканию.

Нарушения голоса могут быть вызваны также заболеваниями сердца, сердечно-сосудистой системы, бронхов, центральной нервной системы и инфекционными заболеваниями. Чаще всего нарушения голоса возникают вследствие переохлаждения, ангины, катара верхних дыхательных путей, ларингита, трахеита, бронхита. Не последнее место среди причин голосовых расстройств занимает перенапряжение голосовых связок, курение, употребление алкогольных напитков.

Важное средство сохранения голоса – закаливание организма.

При всех случаях нарушения голоса следует посоветоваться с врачом.

Работа над дыханием

Нередко можно услышать от учителей жалобы на то, что им трудно выдержать нагрузку: голос устает, перехватывает дыхание. Многие даже не подозревают, что большинство из подобных проблем связано с отсутствием навыков правильного речевого дыхания. Речевое дыхание – дыхание, обслуживающее речь, иначе называется фонационным дыханием и имеет свои характеристики:

1. Активность. Связана с тем, что дыхание служит энергетической базой нашей речи.

2. Организованный выдох. При обычном дыхании мы не заботимся о том, как совершается выдох, куда он направлен. Фонационное дыхание связано с возникновением и распростране6нием звука, следовательно, выдох должен быть организован, струя выдыхаемого воздуха должны как бы «фокусироваться» в одной точке.

3. Распределение выдоха – умение сознательно делить весь объем выдыхаемого воздуха не равномерные отрезки – порции. Ритм фонационного дыхания редко отличается от привычного. Здесь вдох в 10-15 раз короче выдоха. А при хорошо тренированном дыхании выдох легко можно распределить на 25 или даже 30 порций, и каждая из них будет полновесной, и следовательно, каждое слово – полнозвучным. Такое распределение выдыхаемого воздуха необходимо тренировать сознательно. При этом нет необходимости увеличивать объем выдыхаемого воздуха. Гораздо важнее научиться распределять имеющийся запас на равные по активности выдоха порции.

4. Добор дыхания в процессе речи. Нужно научиться быстро, энергично, а главное, незаметно для слушателей подхватывать новую порцию воздуха, пополнять его запас в каждой удобной паузе.

Существует набор упражнений, развивающих активность речевого дыхания. Предложенные упражнения должны отработать следующие элементы речевого дыхания:

- глубокий, энергичный, короткий вдох, в основном через нос, направленный в нижние доли легких;

- равномерный, активный, не ослабевающий к концу выдох;

- организационный выдох, «фокусировку» его на кончике чуть собранных (как бы для свиста) губ.

Упражнение 1. Насос.Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Наклонитесь вперед и возьмитесь за рукоятку воображаемого автомобильного насоса двумя руками. Начните накапливать воздух: выпрямляясь, делайте вдох, а наклоняясь – выдох. Попробовали? А теперь то же самое, но со звуком: наклоняясь, выбрасывайте очередную порцию – «ффффуууу…!» Соберите губы как бы для свиста, с силой выдыхайте воздух: «фффууу…! Фффууу…фффууу…!» Не торопитесь. Распрямляясь, успевайте сделать полный глубокий вдох. Проделайте наклоны 4-5 раз подряд. Постепенно увеличивайте число наклонов.

Упражнение 2. Пилильщик.Возьмитесь за руки вдвоем крест-накрест. Правые руки – ваша пила, левые – бревно. Первый из участников тянет на себя «пилу», имитируя на активном выдохе звук «ззз») счет «раз»), второй – берет пилу на себя «сссс…» (счет «два»). Пилить надо энергично, весело, не задерживая свою руку, когда партнер берет «пилу» на себя. Дыхание должно быть равномерным, ритмичным: беря «пилу» на себя, делайте выдох со звуком, отпуская – вдох.

Упражнение 3. Свеча.Перед Вами на расстоянии полуметра стоит зажженная свеча. Попробуйте одним энергичным толчком воздуха погасить ее: «пффф –ф!». Не напрягайте мышц и плечевого пояса. Выдох должен быть сфокусирован. Следите за тем, чтобы губы были собраны и чуть напряжены, как бы для свиста. Не тратьте слишком много воздуха в начале выдоха, приберегите часть его для последнего толчка. Теперь поставив зажженную сечу и начав осторожно, но все же энергично дуть на нее, «положите» пламя, заставив его отклониться до горизонтального положения и удержите его так в течение нескольких секунд. Теперь отклонив пламя, сильным толчком выдыхаемого воздуха погасите его. Перед толчком не добирайте воздух, сумейте распределить его запас так, чтобы на толчок осталось достаточное количество.

Упражнение 4. Трубач.Прижмите к губам мундштук воображаемой трубы (это может быть собственный кулак) и, выдувая воздух, протрубите (без звука) какой-либо бодрый энергичный мотив: «Закаляйся, если хочешь быть здоров» Не торопитесь, выдувай те воздух ритмично, медленно, торжественно. Следите за тем, чтобы вдох был полным, глубоким, а выдох энергичным. Для тренировки распределения выдоха эффективными будут следующие упражнения «Старт» и «Егорки».

Упражнение 5. Старт. Возьмите в руки часы с секундомером и начните вслух вести отчет времени по секундам: «10,9, 8,…..1, Пуск!» Отсчет ведите громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании, без добора воздуха: перекрывайте дыхание в паузах между произносимыми цифрами. Диктуйте четко, передавая эти данные человеку, который находится на некотором расстоянии от Вас. Хватило у вас дыхания на весь отсчет? Если нет, начните отсчет с меньшей цифры. Обратите внимание на то, чтобы последние слова «Один! Пуск!» прозвучали на свободном, не затрудненном выдохе, энергично и громко. Постепенно увеличивайте первую цифру, постарайтесь довести ее до 15. Вы, наверное, почувствуете, что с каждой добавленной цифрой становится все труднее произносить последние слова. Слишком много воздуха тратится на первые слова, а на последние не остается дыхания, порции оказываются неравномерными. Следите за тем, чтобы каждая ударная гласная получила одинаковую долю воздуха, не позволяйте воздуху утекать в паузах между словами.

Упражнение 6. Егорки.Распределите выдох, делая дыхательную паузу после каждого третьего «Егорки» Когда почувствуете, что эта порция вами освоена, переходите на более длительные: вдох через 8, 11 Егорок:

Как на горке, на пригорке, стоят тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорка, пять Егорка, шесть Егорка, семь Егорка, восемь Егорка, девять Егорка, десять Егорка, одиннадцать Егорка, двенадцать Егорка, тринадцать Егорка, четырнадцать Егорка, пятнадцать Егорка, шестнадцать Егорка, семнадцать Егорка, восемнадцать Егорка, девятнадцать Егорка, двадцать Егорка, двадцать один Егорка, двадцать два Егорка, двадцать три Егорка, двадцать четыре Егорка, двадцать пять Егорка, двадцать шесть Егорка, двадцать семь Егорка, двадцать восемь Егорка, двадцать девять Егорка, тридцать Егорка, тридцать один Егорка, тридцать два Егорка, тридцать три Егорки.

Ранее говорилось о важности незаметного и быстрого пополнения израсходованного воздуха в процессе речи – добора дыхания. Отработать технику добора можно на «Егорки». Произнеся первую часть фразы «Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки» на одном дыхании (громко, отчетливо, не торопясь, делайте добор воздуха после каждого «Егорки»). Не смущайтесь тем, что у вас еще достаточно воздуха, пополняйте его запас, на каждый раз добирая не более того, что было израсходовано. Следите за тем, чтобы, воздух не расходовался в паузах только на очередное слово.

Когда легкий добор будет отработан, возьмите отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Полтава». Прочтите его вслух, наблюдая за тем, чтобы люфтпауза (пауза добора дыхания) не разрывала течение мысли.

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, крики, скрежет,

Бой пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.

А.С. Пушкин «Полтава»

Добор можно тренировать на отрывке стихотворения М. Светлова «Гренада».

Мы ехали шагом Но песню иную

Мы мчались в боях О дальней земле

И «Яблочко» – песню Возил мой приятель

Держали в зубах С собою в седле

Ах, песенку эту Он пел, озирая

Доныне хранит Родные края:

Трава молодая – «Гренада, Гренада,

Степной малахит Гренада моя!»

М. Светлов «Гренада»

Делайте добор после каждой строки, сохраняя связность текста. Следите за тем, чтобы между словами и в паузах не происходила утечка воздуха. Не торопитесь, соблюдайте размер, держите внутренний четкий, тожественный ритм, договаривайте каждое слово. Экономьте распределяемый воздух так, чтобы последнее слов в каждой строке было так же полнозвучно, как и первое. Стихи читайте вслух достаточно громко, как будто вы диктуете их человеку, находящемуся в соседней комнате.

Этапы подготовки речи

С античных времен в риторике принято выделять пятиступенчатую схему этапов подготовки речи:

Инвенция – изобретение

Диспозиция – расположение

Элокуция – выражение

Меморио – запоминание

Акцио – произношение

I. На этапе изобретения оратор должен:

определить цель и вид речи;

выявить уровень подготовки и деятельность свои и слушателей;

отобрать информацию для раскрытия темы, выделить наиболее значимое для сообщения;

решить, писать ли текст выступления.

II. На этапе расположения выступающий должен:

составить план;

выписать к пунктам плана цифры, цитаты, примеры;

продумать, какие будут вступление, основная часть выступления, заключение;

определить переходы от одной части к другой;

решить, какие приемы изложения и объяснения материала будут использоваться.

III. На этапе выражения оратор должен:

определить, какие изобразительно-выразительные средства публичной речи уместны;

продумать, как будет удерживаться интерес аудитории;

продумать приемы привлечения внимания аудитории.

IV. На этапе запоминания оратор должен:

решить, выступать с опорой на текст или без записей;

запомнить основные мысли своей речи, последовательность их раскрытия;

прорепетировать свое выступление

V. На этапе произнесения оратор должен:

установить и поддерживать контакты с аудиторией;

знать психологию слушателей;

обратить внимание на жесты, мимику, внешний вид говорящего;

продумать способы борьбы со страхом и волнением;

проанализировать удачные и неудачные выступления других ораторов;

ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ ПИТЬ ВОДУ.

Наши рекомендации