Плохое поведение — информация к размышлению

Отличительные особенности целей поведения ребенка

Рудольф Дрейкурс рассматривал плохое поведение детей как ошибочную цель, которую можно переориентировать. Он условно разделил плохое поведение на четыре основных категории, или цели: внимание, влияние, месть иуклонение (симуляция неспособности).

Пользуйтесь этими категориями как отправной точкой для установления ошибочной цели поведения вашего ребенка.

Я не предлагаю вам навешивать на детей определенные ярлыки, чтобы четко соотнести с ними эти четыре условные цели, потому что каждый ребенок — это уникальная личность. И все-таки эти цели можно использовать для того, чтобы понять намерения того или иного поведения ребенка.

Плохое поведение — информация к размышлению.

Когда мы видим, что плохое поведение становится невыносимым, то хотим как-то повлиять на наших детей, что часто заканчивается применением тактики запугивания (подхода с позиции силы). Когда же мы рассматриваем плохое поведение как информацию к размышлению, то задаем себе такой вопрос: «Что мой ребенок хочет сказать мне своим поведением?» Это позволяет нам вовремя снять нарастающее напряжение в отношениях с ним и одновременно повышает наши шансы исправить его поведение.

Важно знать стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на детское поведение, но и на психическое здоровье детей; так неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность в негативной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность.

Таблица ошибочных целей поведения детей(по Рудольфу Дрейкурсу )

Если вы чувствуете Как реагирует ребенок на ваше замечание Что говорит ребенок своим поведением Цель Как исправить такое поведение Научите вашего ребенка
Раздражение. Желая напомнить ребенку, что вы заняты, уговорить его не мешать вам. Восхищение «примерным» ребенком. Добившись вашего внимания к себе, ребенок временно перестает мешать вам. Со мной будут считаться, когда заметят или попросят что-либо сделать. Быть любимым — пользоваться вниманием. Внимание Не заглядывайте в глаза. Ничего не говорите. Молча дайте понять ребенку, что вы его любите. Приступайте к действию, как только ребенок начнет раздражать вас. Привлекать к себе внимание должным образом.
Подстрекательство. Потребность употребить свою «власть», возмущение. Вам брошен вызов — «Я заставлю тебя сделать это!» «Все равно ты не сможешь превзойти меня в этом!» Продолжайте настаивать на своем. Ребенок хочет превзойти вас, стать хозяином положения. Со мной будут считаться лишь тогда, когда я буду иметь влияние на кого-нибудь; вы сделаете так, как хочу я; я докажу, что вы не сможете помыкать мной. Влияние Дайте право на выбор, не приказывайте. Не состязайтесь в «перетягивании каната». Ласково загляните в глаза. Не ввязывайтесь в ссору, но и не уступайте. Разумным образом дайте ребенку почувствовать свою самостоятельность . Достигать желаемого так, чтобы обе стороны конфликта оставались довольными.
Обида. Разъяренность. Вы хотите «свести счеты». «Как ты мог поступить так со мной?» Хочет «отплатить вам тем же». Вызывает неприязнь к себе. Пусть меня не любят, и я ничего не могу поделать, но со мной будут считаться лишь тогда, когда я отомщу обидчику. Месть Не вымещайте свою обиду. Восстановите взаимоотношения. Воспользуйтесь естественными последствиями, от которых ребенок получит удовольствие. Установите с ним более тесный дружеский контакт. Достойно сдерживать свое чувство обиды, не вымещать ее на других.
Отчаяние. «Что мне делать?» Жалость. Никак не реагирует. Чувствует, что бесполезно даже пытаться сделать что-либо. Пассивен. У меня ничего не получается так, как надо, поэтому я вообще ничего не буду делать. Я бездарен и глуп. Оставьте меня в покое. Уклонение Не уговаривайте и не показывайте, что вы жалеете ребенка. Ведите к успеху постепенно. Не делайте ничего за ребенка сами. Найдите такую ситуацию, в которой ребенок ощутит свое достоинство. Доводить дело до конца и преодолевать трудности. Ощущать свои истинные способности.

Наши рекомендации