Плохое поведение — информация к размышлению
Отличительные особенности целей поведения ребенка
Рудольф Дрейкурс рассматривал плохое поведение детей как ошибочную цель, которую можно переориентировать. Он условно разделил плохое поведение на четыре основных категории, или цели: внимание, влияние, месть иуклонение (симуляция неспособности).
Пользуйтесь этими категориями как отправной точкой для установления ошибочной цели поведения вашего ребенка.
Я не предлагаю вам навешивать на детей определенные ярлыки, чтобы четко соотнести с ними эти четыре условные цели, потому что каждый ребенок — это уникальная личность. И все-таки эти цели можно использовать для того, чтобы понять намерения того или иного поведения ребенка.
Плохое поведение — информация к размышлению.
Когда мы видим, что плохое поведение становится невыносимым, то хотим как-то повлиять на наших детей, что часто заканчивается применением тактики запугивания (подхода с позиции силы). Когда же мы рассматриваем плохое поведение как информацию к размышлению, то задаем себе такой вопрос: «Что мой ребенок хочет сказать мне своим поведением?» Это позволяет нам вовремя снять нарастающее напряжение в отношениях с ним и одновременно повышает наши шансы исправить его поведение.
Важно знать стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на детское поведение, но и на психическое здоровье детей; так неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность в негативной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность.
Таблица ошибочных целей поведения детей(по Рудольфу Дрейкурсу )
Если вы чувствуете | Как реагирует ребенок на ваше замечание | Что говорит ребенок своим поведением | Цель | Как исправить такое поведение | Научите вашего ребенка |
Раздражение. Желая напомнить ребенку, что вы заняты, уговорить его не мешать вам. Восхищение «примерным» ребенком. | Добившись вашего внимания к себе, ребенок временно перестает мешать вам. | Со мной будут считаться, когда заметят или попросят что-либо сделать. Быть любимым — пользоваться вниманием. | Внимание | Не заглядывайте в глаза. Ничего не говорите. Молча дайте понять ребенку, что вы его любите. Приступайте к действию, как только ребенок начнет раздражать вас. | Привлекать к себе внимание должным образом. |
Подстрекательство. Потребность употребить свою «власть», возмущение. Вам брошен вызов — «Я заставлю тебя сделать это!» «Все равно ты не сможешь превзойти меня в этом!» | Продолжайте настаивать на своем. Ребенок хочет превзойти вас, стать хозяином положения. | Со мной будут считаться лишь тогда, когда я буду иметь влияние на кого-нибудь; вы сделаете так, как хочу я; я докажу, что вы не сможете помыкать мной. | Влияние | Дайте право на выбор, не приказывайте. Не состязайтесь в «перетягивании каната». Ласково загляните в глаза. Не ввязывайтесь в ссору, но и не уступайте. Разумным образом дайте ребенку почувствовать свою самостоятельность . | Достигать желаемого так, чтобы обе стороны конфликта оставались довольными. |
Обида. Разъяренность. Вы хотите «свести счеты». «Как ты мог поступить так со мной?» | Хочет «отплатить вам тем же». Вызывает неприязнь к себе. | Пусть меня не любят, и я ничего не могу поделать, но со мной будут считаться лишь тогда, когда я отомщу обидчику. | Месть | Не вымещайте свою обиду. Восстановите взаимоотношения. Воспользуйтесь естественными последствиями, от которых ребенок получит удовольствие. Установите с ним более тесный дружеский контакт. | Достойно сдерживать свое чувство обиды, не вымещать ее на других. |
Отчаяние. «Что мне делать?» Жалость. | Никак не реагирует. Чувствует, что бесполезно даже пытаться сделать что-либо. Пассивен. | У меня ничего не получается так, как надо, поэтому я вообще ничего не буду делать. Я бездарен и глуп. Оставьте меня в покое. | Уклонение | Не уговаривайте и не показывайте, что вы жалеете ребенка. Ведите к успеху постепенно. Не делайте ничего за ребенка сами. Найдите такую ситуацию, в которой ребенок ощутит свое достоинство. | Доводить дело до конца и преодолевать трудности. Ощущать свои истинные способности. |