Тема 1. Наука как особенная форма духовного освоения реальности
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по образованию
____________В.Я. Шевченко
«___»______________2016 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
дисциплины
«МетоДология научного исследования»
для студентов очной формы обучения
направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование
магистерской программы
«Лингводидактика и менеджмент в иноязычном образовании»
Екатеринбург
РГППУ
Учебно-методический комплекс дисциплины «Методология научного исследования». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016. 15 с.
Настоящий учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование.
Авторы: доктор филос. наук, профессор С.З. Гончаров
кандидат филос.наук, доцент Т.А. Логиновских
кандидат филос.наук, доцент Е.В. Попова
Рецензенты: доктор филос. наук, профессор (РГППУ) А.Г. Кислов
доктор филос.наук, профессор (УрФУ) Н.И. Савцова
Руководитель магистерской программы
«Лингводидактика и менеджмент
в иноязычном образовании»:
кандидат филологич.наук, профессор Т.А. Знаменская
Одобрен на заседании кафедры философии, культурологии и искусствоведения. Протокол № 8 от 21 марта 2016 г.
Заведующий кафедрой философии, культурологии
и искусствоведения Е.В. Попова
Рекомендован к печати научно-методической комиссией Института психолого-педагогического образования РГППУ. Протокол № 7 от 25 марта 2016 г.
Председатель научно-методической комиссии
Института психолого-педагогического образования В.В. Пузырев
Зам директора научной библиотеки РГППУ Е.Н. Билева
Директор Института
психолого-педагогического образования И.И. Хасанова
© ФГАОУ ВО «Российский
государственный профессионально-
педагогический университет», 2016
© Гончаров С.З., Логиновских Т.А.,
Попова Е.В., 2016
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»
Цель дисциплины «Методология научного исследования»: усвоение магистрантами основного понятийного состава дисциплины, повышение культуры их теоретического мышления, побуждение молодых исследователей к целостному духовному акту в научном творчестве.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Данная учебная дисциплина входит в базовую часть «Общенаучный цикл».
Для усвоения дисциплины необходимы знания, полученные в вузе в результате освоения дисциплин «Философия», «Логика».
Знания и умения, усвоенные в процессе изучения дисциплины «Методология научного исследования», необходимы магистрантам для участия в научно-исследовательском семинаре и в качестве теоретической предпосылки для их научно-исследовательской работы.
Компетенции, формируемые в усвоении дисциплины
В результате усвоения дисциплины магистрант должен:
знать:
-теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности;
уметь:
-анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований;
- использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности;
владеть:
-современными методами научного исследования в предметной сфере;
- способами осмысления и критического анализа научной информации;
- навыками совершенствования и развития своего научно потенциала.
а) общекультурные (ОК):
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
· способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
· способностью к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности (ОК-3).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
«МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов); 30 аудиторных часов: 16 – лекции, 14 – семинары. 78 часов – самостоятельная работа.
Структура и содержание дисциплины
Таблица 1
Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий | Форма обучения | |
Очная | ||
1.1. Общая трудоемкость дисциплины | 108 (3) | |
1.2. Аудиторные занятия: | ||
1.2.1. Лекции | ||
1.2.2. Практические занятия | ||
1.2.3. Лабораторные работы | - | |
1.3. Самостоятельная работа | ||
1.3.1. Курсовой проект (работа) | - | |
1.3.2. Контрольные работы | - | |
1.3.3. Расчетно-графическая работа | - | |
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы: изучение теоретического курса, подготовка к семинарским занятиям, домашние контрольные работы, подготовка к зачету | ||
1.4. Курс | I | |
1.5. Семестр | ||
1.6. Экзамен (семестр) | ||
1.7. Зачет (семестр) | - | |
1.8. Курсовой проект (работа) (семестр) | - | |
1.9. Контрольная работа (семестр) | - |
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2
№ п/п | Темы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | ||||||||
1. | Наука как особенная форма духовного освоения реальности | 1,2 | Еженед. | Собеседование – 1; участие в практ.занятии -2, тест – 2. | |||||||
2. | Научная методология, основные периоды в развитии методологических оснований науки. | 3.4 | Еженед. | Собеседование – 3; участие в практ.занятии -4, тест – 4. | |||||||
3. | Логические категории как всеобщие формы мысли и их методологическое значение в научном исследовании | 5,6,7 | Еженед. | Собеседование – 5,6; участие в практ.занятии -7 коллоквиум – 7. | |||||||
4. | Уровни и методы научного познания. Методика написание научной статьи. | 8,9,1011 | Еженед. | Собеседование – 8,10, участие в практ.занятии -9, 11. Тест – 11. | |||||||
5. | Эвристика научного поиска: как рождаются новые понятия. | 12,13 | Еженед. | Собеседование – 12; участие в практ.занятии -13, тест – 13. | |||||||
6. | Путь к истине в научном познании. | 14, 15 | Еженед. | Собеседование – 14; участие в практ.занятии -15, Коллоквиум – 15. | |||||||
7. | Подготовка к экзамену | ||||||||||
Всего за 1 семестр: | Экзамен | ||||||||||
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Наука как особенная форма духовного освоения реальности
Духовный акт личности, его целостность и частичность. Особенности научного мышления и знания. Функции науки. Особенности естествознания и социально-гуманитарных наук (СГН). Конвергенция (соединение) естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в современной науке.
Тема 2. Научная методология, основные периоды в развитии методологических оснований науки
Рассудок и разум в познании и развитии научного знания. Методология, ее уровни и значение в научном исследовании. Особенности методологии философской, общенаучной, частнонаучной и дисциплинарной.
Научные традиции и научные революции в истории науки: основания науки – идеалы и нормы познания, научная картина мира, философские принципы; система идеалов и норм как схема метода деятельности; Т. Кун о порождении нового знания, научная парадигма и научная революция. Типы научных революций и научной рациональности.
Возникновение науки и основные периоды в историческом развитии ее методологических оснований и норм. Историческая обусловленность рационального мышления (Античность, Средневековье, Новое и новейшее время). Типология социально-технологического базиса мышления. Типы науки: классическая, неклассическая, постнеклассическая. Типы рациональности в науках математических, естественнонаучных, социально-гуманитарных, технических.