Тема 1. Наука как особенная форма духовного освоения реальности

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образованию

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2016 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

дисциплины

«МетоДология научного исследования»

для студентов очной формы обучения

направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование

магистерской программы

«Лингводидактика и менеджмент в иноязычном образовании»

Екатеринбург

РГППУ

Учебно-методический комплекс дисциплины «Методология научного исследования». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016. 15 с.

Настоящий учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование.

Авторы: доктор филос. наук, профессор С.З. Гончаров

кандидат филос.наук, доцент Т.А. Логиновских

кандидат филос.наук, доцент Е.В. Попова

Рецензенты: доктор филос. наук, профессор (РГППУ) А.Г. Кислов

доктор филос.наук, профессор (УрФУ) Н.И. Савцова

Руководитель магистерской программы

«Лингводидактика и менеджмент

в иноязычном образовании»:

кандидат филологич.наук, профессор Т.А. Знаменская

Одобрен на заседании кафедры философии, культурологии и искусствоведения. Протокол № 8 от 21 марта 2016 г.

Заведующий кафедрой философии, культурологии

и искусствоведения Е.В. Попова

Рекомендован к печати научно-методической комиссией Института психолого-педагогического образования РГППУ. Протокол № 7 от 25 марта 2016 г.

Председатель научно-методической комиссии

Института психолого-педагогического образования В.В. Пузырев

Зам директора научной библиотеки РГППУ Е.Н. Билева

Директор Института

психолого-педагогического образования И.И. Хасанова

© ФГАОУ ВО «Российский

государственный профессионально-

педагогический университет», 2016

© Гончаров С.З., Логиновских Т.А.,

Попова Е.В., 2016

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

Цель дисциплины «Методология научного исследования»: усвоение магистрантами основного понятийного состава дисциплины, повышение культуры их теоретического мышления, побуждение молодых исследователей к целостному духовному акту в научном творчестве.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО

Данная учебная дисциплина входит в базовую часть «Общенаучный цикл».

Для усвоения дисциплины необходимы знания, полученные в вузе в результате освоения дисциплин «Философия», «Логика».

Знания и умения, усвоенные в процессе изучения дисциплины «Методология научного исследования», необходимы магистрантам для участия в научно-исследовательском семинаре и в качестве теоретической предпосылки для их научно-исследовательской работы.

Компетенции, формируемые в усвоении дисциплины

В результате усвоения дисциплины магистрант должен:

знать:

-теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности;

уметь:

-анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований;

- использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности;

владеть:

-современными методами научного исследования в предметной сфере;

- способами осмысления и критического анализа научной информации;

- навыками совершенствования и развития своего научно потенциала.

а) общекультурные (ОК):

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

· способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

· способностью к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности (ОК-3).

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов); 30 аудиторных часов: 16 – лекции, 14 – семинары. 78 часов – самостоятельная работа.

Структура и содержание дисциплины

Таблица 1

  Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий Форма обучения
Очная  
1.1. Общая трудоемкость дисциплины 108 (3)  
1.2. Аудиторные занятия:  
1.2.1. Лекции  
1.2.2. Практические занятия  
1.2.3. Лабораторные работы -  
1.3. Самостоятельная работа  
1.3.1. Курсовой проект (работа) -  
1.3.2. Контрольные работы -  
1.3.3. Расчетно-графическая работа -  
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы: изучение теоретического курса, подготовка к семинарским занятиям, домашние контрольные работы, подготовка к зачету  
1.4. Курс I  
1.5. Семестр  
1.6. Экзамен (семестр)  
1.7. Зачет (семестр) -  
1.8. Курсовой проект (работа) (семестр) -  
1.9. Контрольная работа (семестр) -  

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п Темы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Наука как особенная форма духовного освоения реальности 1,2 Еженед. Собеседование – 1; участие в практ.занятии -2, тест – 2.  
2. Научная методология, основные периоды в развитии методологических оснований науки. 3.4   Еженед. Собеседование – 3; участие в практ.занятии -4, тест – 4.
3. Логические категории как всеобщие формы мысли и их методологическое значение в научном исследовании 5,6,7   Еженед. Собеседование – 5,6; участие в практ.занятии -7 коллоквиум – 7.  
4. Уровни и методы научного познания. Методика написание научной статьи. 8,9,1011   Еженед. Собеседование – 8,10, участие в практ.занятии -9, 11. Тест – 11.
5. Эвристика научного поиска: как рождаются новые понятия. 12,13   Еженед. Собеседование – 12; участие в практ.занятии -13, тест – 13.
6. Путь к истине в научном познании. 14, 15 Еженед. Собеседование – 14; участие в практ.занятии -15, Коллоквиум – 15.
7. Подготовка к экзамену        
Всего за 1 семестр:   Экзамен
                       

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Наука как особенная форма духовного освоения реальности

Духовный акт личности, его целостность и частичность. Особенности научного мышления и знания. Функции науки. Особенности естествознания и социально-гуманитарных наук (СГН). Конвергенция (соединение) естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в современной науке.

Тема 2. Научная методология, основные периоды в развитии методологических оснований науки

Рассудок и разум в познании и развитии научного знания. Методология, ее уровни и значение в научном исследовании. Особенности методологии философской, общенаучной, частнонаучной и дисциплинарной.

Научные традиции и научные революции в истории науки: основания науки – идеалы и нормы познания, научная картина мира, философские принципы; система идеалов и норм как схема метода деятельности; Т. Кун о порождении нового знания, научная парадигма и научная революция. Типы научных революций и научной рациональности.

Возникновение науки и основные периоды в историческом развитии ее методологических оснований и норм. Историческая обусловленность рационального мышления (Античность, Средневековье, Новое и новейшее время). Типология социально-технологического базиса мышления. Типы науки: классическая, неклассическая, постнеклассическая. Типы рациональности в науках математических, естественнонаучных, социально-гуманитарных, технических.

Наши рекомендации