КЛОДИОН Клод-Мишель (1738-1814) -Clodion Claude-Michel
Французский скульптор. Уроженец Нанси. Учился у своего дяди Л. С. Адана и у Ж. Б. Пигаля. После мастерской Пигаля поступил в Королевскую школу для привилегированных учеников. Получив среди лучших учеников первый приз по скульптуре (1762), направлен в Италию для продолжения учебы в Риме, посетил Пизу, Флоренцию, Сиену, Перуджу (1762-1771). Выставлялся в Салоне (с 1773 г.) и причислен к Французской АХ. Сотрудничает с мастерами-декораторами, особенно с бронзовщиками (1771-1780-е). Работал в Париже и Нанси, выполнял заказы Екатерины П. Создавал в традициях рококо декоративные и изящные, живописные по лепке терракотовые статуэтки, небольшие скульптурные группы и рельефы, изображающие сатиров, вакхов, амуров и проч. Многие его произведения послужили моделями для севрского фарфора. Работы нач. XIX в. выполнены в стиле ампир. Известен преимущественно как автор декоративной пластики.
КЛОДТ Константин Александрович (1867-1928)
Скульптор и педагог. Внук скульптора П. К. Клодта. Родился в Орловской губернии, в имении, подаренном скульптором своей дочери Вере. Художественное образование получил в МУЖВЗ; его зачетные работы не раз награждались большими и малыми серебряными медалями, а рельеф «Тарас Бульба» был отмечен золотой медалью. Окончив училище, получил звание классного художника скульптуры и чин 14-го класса (1892). Попечительский совет училища признал К. А. Клодта (вместе со скульптором С. Т. Коненковым) лучшим учеником за пятилетие (1896) и направил в пенсионерскую поездку по Европе (1896-1897, Берлин, Дрезден, Париж, Рим). По возвращении в Москву работал на Фабрике золотых и серебряных вещей К. Фаберже. Преподавал рисунок и скульптуру в ПХУ (1898-1922), вел практические работы по керамике, лепил декоративные вазы и кашпо, выполнял заказы на скульптурные работы. В 1900-х гг. выполнил лепные орнаменты для Крестьянского банка, слепил скульптуры коней для Московского ипподрома, участвовал в создании квадриги коней для фронтона Большого театра. Вместе с другими преподавателями, придерживающимися академической системы обучения, был уволен из училища как представитель «чуждого класса» (1922).
По совету бывшего форматора училища П. В. Серегина переехал жить и работать в Касли (1922), где при его участии была отлита фигура рабочего для памятника героям, павшим за революцию. Скульптура рабочего с винтовкой тиражировалась для памятников в Златоусте, Верхнем Уфалее, а также Лысьве, Сысерти, Полевском и Туле (1923). Работал скульптором в литейном цехе Каслинского завода (с 1923 г.), где выполнил для печных дверок более десятка новых рельефов с современной орнаментикой и советской символикой. Исполнил портретный бюст В. И. Ленина (1923), статуэтку «В. И. Ленин» (1924), барельефный портрет Ф. Э. Дзержинского (1926), зажигалку «Ножка», нож для разрезания книг «Пионер», карандашницу «Спорт» и подставку для утюга с советской символикой (все 1924-1927). Организовал на Каслинском заводе ШМХЛ, где обучал рисованию, лепке и формовке двадцать молодых рабочих (1922-1923); преподавал скульптуру и рисунок в ШФЗУ (1923-1925). При сокращении должности скульптора литейного цеха (1925) К. А. Клодт был переведен в технический отдел завода.
КЛОДТ фон ЮРГЕНСБУРГ Петр Карлович (1805-1867)
Скульптор, бронзолитейщик, педагог. Учился в Артиллерийском училище в Петербурге (1822-1828), по окончании которого вышел в отставку. Вольнослушатель ИАХ (с 1830 г.). Считается основоположником анималистического жанра в России, работал в области монументальной и станковой пластики. Совместно с С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малинов-ским участвовал в скульптурном оформлении арки Нарвских триумфальных ворот (1831-1833). Автор конных групп Аничкова моста (1833-1850) в С.-Петербурге, памятника И. А. Крылову (1855) в Летнем саду в С.-Петербурге, памятника князю Владимиру в Киеве (1853, по модели В. И. Демут-Малиновского) и конной статуи памятника Николаю I на Исаакиевской площади в С.-Петербурге (1856-1859, по проекту О. Мон-феррана). За бронзовую группу «Лошадь с водничим» получил звание академика (1838) и произведен в профессоры 2-й степени. Преподавал в ИАХ, профессор 1-й степени (1848), заслуженный профессор (1858), возглавлял литейную мастерскую ИАХ. Главный наблюдатель за преподаванием начертательных искусств в военно-учебных заведениях (1858-1863). Член ОПХ (1857), Академии Святого Луки в Риме (1852), Академии изящных искусств в Париже и Королевской АХ в Берлине.