Основные принципы композиционного построения
Принцип целесообразности.
Предполагается, что режиссёрский замысел и вся структура композиции обладают наличием смысла, который может быть выражен только в художественных формах, используемых режиссёром-автором для построения своей композиции. Любые возможные истолкования смысла в виде определения темы, идеи, цели или художественной задачи, хотя и отразят некоторую смысловую нагрузку, тем не менее, останутся только фактами истолкования смысла и не более. Поэтому принцип целесообразности может быть определён только приблизительно методом истолкования, который, однако, не отрицает наличие целесообразности в процессе построения той или иной режиссёрской композиции. Хочется подчеркнуть, что, в конечном счёте, этот художественный смысл направляет весь творческий процесс переработки исходного материала в художественную форму. И, как известно смысл основывается, прежде всего, на мировоззрении художника. Но упаси боже, если своё творчество художник превращает в декларацию своих мировоззренческих позиций. Немецкий историк культуры и философ Вильгельм Дильтей пишет по этому поводу: «Выражение мировоззрения не может быть вложено в произведение искусства, но оно определяет внутреннюю его форму».
Мировоззрение - фундамент творчества, но не может весь архитектурный ансамбль произведения искусства быть сотворённым из одного фундамента.
Принцип единства.
"Каждый этап развертывания художественной целостности отражает общую для понятия целого диалектику взаимодействия противоборствующих сил покоя и деятельности, простоты и сложности, порядка и беспорядка, равновесия и его нарушения", - пишет В Шестаков. У Фаворского читаем: "Приведение к целостности зрительного образа будет композицией".
Целостность обеспечивается единством разрозненных частей композиции. Самый простой приём реализации единства – это объединение всех частей композиции общей сюжетной линией. Так строится драматическая композиция. Таким очень распространенным в зрелищных искусствах является приём так называемой «театрализации». Но, вспоминая известный анекдот, хочется подчеркнуть, чем «театр» отличается от «театрализации» – тем же чем «канал» от «канализации». Распространённый не значит правильный. Однако вся совокупность методов, средств и способов построения композиции – это приведение всего конгломерата элементов к целостной структуре.
Принцип доминанты (кульминация или гл. композиционный узел )
Е Розенблюм так определяет доминанту: "Доминанта - преобладающий сквозной компонент темы, определяющий требуемое соответствие избираемых художником формальных приемов особенностям зрительного восприятия".
Трудно написать сложнее, но понять всё-таки можно. Доминанта это нечто такое главное, что организует весь комплекс режиссёрских приёмов и ухищрений для построения художественно завершённой формы. То есть, форма здесь выступает синонимом композиции, что не так уж неправильно, а композиционные составляющие смыкаются вокруг доминанты, которая, являясь эмоционально смысловым и структурным центром, имеет мощное влияние на все функциональные связи элементов композиции. Кроме того, она является точкой отсчёта в процессе восприятия композиции зрителем. В зрелище – это кульминация, в празднике главный композиционный узел праздничного пространства.
Принцип группировки.
Целое – это не механическая совокупность частей, а взаимозависимость независимых дискретных элементов, образующих целое не сложением, а скорее наложением и слиянием в общую целостность для декларации общего нового смысла. Каждая часть несёт определённую композиционную нагрузку за счёт исполнения в этом «хоре» своей партии.
И слияние подобных, контрастирующих, созвучных и диссонирующих в общий строй даёт то многоголосие, которое и называется целым. Но если одна часть подчинена другой, то это не потому, что она хуже, а потому, что композиционные требования определяют соподчинение частей и их взаимозависимость в общей композиции в соответствие с общими законами восприятия. И чтобы закончить этот абзац необходимо с точки зрения литературной композиционности поставить в конце такое предложение, которое подведёт итог всему сказанному выше. Это последнее предложение таковым и явилось.
Принцип динамизма.
Динамизм (от греч. Δύναμις, сила, мощь) — подвижность, стремительность развития действия, то же самое, что динамика (динамичность). Понятно, что это понятие напрямую связано с такими распространенными терминами, как темп и ритм сценического действия. А динамика действия напрямую связана с законами восприятия. Чем динамичнее (читайте – энергичнее) действие, тем большее воздействие на зрителя оно оказывает. Статика не приемлется. Статика надоедает. Не помню, говорили ли мы о темпо-ритме, но не грех напомнить ещё раз.